27 января — День Катастрофы и героизма европейского еврейства

День Катастрофы и героизма европейского еврейства – установлен в 2005 году Генеральной Ассамблеей ООН в память о шести миллионах евреев, уничтоженных нацистами в период Второй мировой войны.

Причины враждебного отношения к евреям восходят к глубокой древности. Следует отметить, что до победы христианства гонения на еврейскую религию носили спорадический характер и были кратковременными, хотя порой и весьма жестокими (в годы царствования Калигулы, Домициана, Адриана). С утверждением христианства начался многовековой период правовых ограничений, преследований и насильственных мер против евреев. Крестовые походы резко усилили в христианском обществе антиеврейские тенденции. Многие еврейские общины Северной Франции и Германии были полностью уничтожены.

Антисемитизм как идеология и политическое движение, направленные на борьбу с еврейством, возник в конце 70-х гг. XIX в. в Германии.
Постепенно антисемитизм становился составной частью программы политических партий и оружием в политической и пропагандистской борьбе. Само значение понятия «антисемитизм» указывает на то, что евреев считали не людьми другого вероисповедания и не людьми другой национальности, а представителями особой расы.

Антисемиты настаивали не только на том, что евреи относятся к особой расе, но и на том, что эта раса невыгодно отличается от всех прочих. Они утверждали, что евреи по своему интеллектуальному и физическому развитию стоят ниже арийцев, особенно принадлежащих к «тевтонской», или «нордической» расе, – «лучшему цвету на древе человечества».

Антисемитское движение не ограничивалось Германией. Вскоре оно распространилось на Австро-Венгерскую империю, где в 1882 г. в Тиса-Эсларе состоялся совершенно средневековый по мрачности процесс: еврея обвиняли в ритуальном убийстве. Даже Франция, при всех своих традициях «свободы, равенства и братства», оказалась заражена микробом антисемитизма. Здесь события достигли апогея в 1894 г., во время суда над Альфредом Дрейфусом.

Новый подъем воинствующего антисемитизма обозначился в Германии в конце Первой мировой войны, но широкие круги населения в этой стране он охватил лишь после ее поражения и прихода к власти социал-демократов. С превозношением «расы», «крови» и прочих символов, вошедших в арсенал националистического мифотворчества, антисемитизм распространился среди широких слоев немецкой общественности.

Кризис, парализовавший мировую экономику в 1930 г., сильно ударил и по евреям. Антисемитизм в Германии принимал все более крайние формы. О наличии большого числа евреев в той или иной сфере деятельности говорили как о «еврейском засилье», удушающем национальную немецкую жизнь в любых ее проявлениях. Новые течения в литературе, искусстве и философии объявлялись вредными лишь на том основании, что их инициаторами были евреи.

Уже во время обсуждения плана нападения против СССР, проводившегося в немецком генеральном штабе весной 1941 г., говорилось о ликвидации комиссаров, которые попадут в плен, а также евреев. В конце мая эсэсовцы организовали особый учебный лагерь для членов оперативных отрядов, задачей которых было уничтожение комиссаров, евреев и цыган. 20 января 1942 г. в Берлине состоялось совещание ряда руководителей нацистской партии и правительственного аппарата Германии, на котором был выработан план истребления еврейства Европы. На этом совещании (Ванзейской конференции) было оглашено распоряжение Геринга об «окончательном решении еврейского вопроса» и ответственности Гейдриха за его исполнение. Гейдрих кратко перечислил уже принятые меры по решению еврейского вопроса, прежде всего насильственный вывоз евреев. Он также сказал, что план окончательного решения еврейского вопроса включает в себя уничтожение 11 млн. евреев. Гейдрих был тем человеком, который отдал устный приказ убивать всех евреев.

Механизм массового уничтожения евреев был приведен в действие и начал работать на полную мощность во всех странах Европы. Высылка производилась под различными предлогами. Евреям Польши сообщали об отправке на работы «лишних, не обеспеченных работой»; евреям Запада говорили о создании еврейских поселений на Востоке. Обман и средства маскировки для введения в заблуждение применялись до конца – до входа в газовые камеры. Обычно высылка проводилась поэтапно. Нацисты начинали со слабых с социальной точки зрения слоев: бедняков, беженцев, «чужих». У оставшихся создавалась иллюзия, что их это не касается. За первым этапом выселения следовал второй, затем третий, до полного «очищения» от евреев.

Население большинства стран Западной Европы видело в нацистском антисемитизме составную часть оккупационной политики захватчиков и в определенных случаях демонстрировало свою солидарность с преследуемыми евреями. Неевреям, рисковавшим в годы Катастрофы жизнью ради спасения евреев, законом о сохранении памяти мучеников и героев (1953 г.) присвоено в Израиле почетное звание «Хасидей уммот ха-олам» (Праведники народов мира).

Символом еврейского Сопротивления стало восстание в Варшавском гетто. С первых дней его существования предпринимались попытки создания подпольных еврейских организаций для борьбы с немецкими властями и их подручными. Однако действительное Сопротивление было организовано лишь в октябре 1942 г., после того, как в гетто были получены достоверные сведения об участи, ожидающей депортированных евреев. Тогда была создана Еврейская боевая организация, в которой объединились подпольные военные организации. Подпольщики, несмотря на скудное вооружение, оказали немцам решительное сопротивление.

19 апреля 1943 г. немецкие части, применяя артиллерию и бронемашины, начали планомерное разрушение гетто и уничтожение его жителей. В течение пяти недель защитники гетто оказывали героическое сопротивление превосходящим силам врага. 16 мая 1943 г. ликвидация Варшавского гетто закончилась.

Наш портал в Facebook:

День Катастрофы и героизма отмечается 27-го числа месяца Нисана по еврейскому календарю. В этот день в 1943 году началось восстание в Варшавском гетто.

В этот день по всей стране звучит траурная сирена. На две минуты прекращается всякая деятельность, останавливается транспорт. Люди замирают в почтительном и скорбном молчании. Во многих домах зажигают поминальные свечи. В мемориальном музее «Яд ва-Шем» в Иерусалиме проходит официальная церемония поминовения жертв Катастрофы.

Источник: www.tamby.info

Мы в Telegram, подписывайтесь:

Подписаться на ieshua.org: 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>