Борис Грисенко: Как держать баланс в отношениях с духовным отцом?

Борис Грисенко: Как держать баланс в отношениях с духовным отцом?

Из-за отсутствия баланса многие верующие не знают, какую границу нельзя переходить в отношении к своему пастырю, наставнику, чтобы не стать идолопоклонником. Но важно не впадать и в противоположную крайность.

Бывает, люди в каждом человеке ищут духовного отца и не находят — их обуревает сиротский страх. Это напоминает мне ситуацию в некоторых детских домах. Когда-то давно с группой я пришёл в детский дом и после этого случая в детские дома не ходил — просто не выдержал, когда к тебе бегут дети и кричат: “Папа, папа!” Потому что маленькие дети в каждом взрослом мужчине готовы видеть отца, который бы их усыновил или удочерил. Они настолько остро чувствуют своё сиротство, которое ничем не восполнено, что готовы довериться каждому взрослому мужчине. Мне было очень больно, когда я всё это видел, и я понял, что буду лучше ходить в какие-то внешне более тяжёлые места, но в детский дом больше не пойду.

И знаете, когда взрослый человек готов бросаться к каждому со словами “Может быть, вы — мой духовный отец? Нет! Вы? Нет?" — это говорит о сиротском духе, глубочайшей ране в сердце. И эта рана должна исцелиться прежде, чем человек будет способен в ком-то увидеть духовного отца.

Также очень важно не идеализировать своего духовного наставника, избавиться от представления, что духовный отец должен быть, своего рода, новым Иешуа или апостолом Иоанном на земле. Только тогда, мол, мы можем согласиться назвать его отцом. Но подождите. А кто мы? Мы такие исключительные Божьи дети, которых могут удовлетворить только какие-то сверхдуховные личности? Да я вас умоляю!

Я согласен с теми, кто говорит, что духовных отцов мало. Я, например, никогда не называл себя духовным отцом никому. И у нас в общине это вообще не практикуется, чтобы кто-то называл себя духовным отцом или духовной матерью, и чтобы на них смотрели снизу вверх и ловили каждое мудрое слово.

bsbalans2

Я понимаю, что мне рано быть духовным отцом для людей. Я могу быть, при всех своих ограничениях, тем скромным учителем, которому открыта та малая часть, которую Бог пожелал открыть. Я могу быть наставником — наставлять в том, в чём Богу угодно и так, как я это понял. Хоть я могу и ошибиться в своём понимании.

Но духовный отец отвечает за человека полностью. Он берет полную ответственность за всю личность, за всю жизнь человека. И я не имел никогда достаточно смелости претендовать на подобное.

Что должен делать настоящий духовный отец?

Вот что апостол Павел пишет своему духовному сыну: «А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении...» (2 Тимофея 3:10). Вот это принцип подражания настоящему духовному отцу, как тот подражает Машиаху (единственному Учителю и Наставнику с большой буквы) и через Него — Небесному Отцу.

И дальше:

«...В гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен» (2 Тимофея 3:11-14).

То есть, не только зная правильное учение, но и зная личность и жизнь того, кто это учение передал.

«...Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности…» (2 Тим. 3:15-16).

Вот, что должен делать настоящий духовный отец: научать, обличать по Слову, исправлять. И если ваш духовный отец просто гладит вас по голове и говорит комплименты, если он избегает острых тем, если у вас с ним установилось негласное соглашение: вы ему не рассказываете ни о чём неприятном, а он вам не говорит ничего неприятного, — то это просто игра, не имеющая никакого отношения к реальному духовному отцовству и сыновству.

bsbalans3

И конечно же, «для наставления в праведности»!

Не наставления в том, как достичь житейского успеха (чем занимаются многие сейчас), чтобы стать богатым, красивым, преуспевающим, влиятельным и вызывать зависть у людей этого мира. И через это, якобы, они начнут приходить к Богу. Это полностью противоречит Новому Завету!

Но на этом Павел не заканчивает:

«Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:1-2).

Удивительно, насколько роль Писания и наставника, пастора здесь соединены, как бы проникая одно в другое. И здесь мы уже легко улавливаем голос апостола, который доносится из первого века и приказывает современным наставникам быть честными, богобоязненными, не бояться людей, и когда нужно быть твёрдыми в обличении, даже запрещении, и настаивать на истине вовремя и не вовремя.

«Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тимофея 4:3).

И мы живём в это время. Мы знаем, сколько сейчас различных служителей, которые рассказывают и проповедуют басни. То есть то, что противоречит Божьему Слову и не соответствует фактам.

«Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» (2 Тимофея 4:5.)

И здесь настолько сильные и ясные определения, и указания для тех, кто хочет стать настоящим духовным отцом, для настоящих наставников и учителей и для наставляемых, для духовных детей!

Вот по этим местам Писания можно различать и понимать, за кем идти, кого слушать, а чьим уговорам не поддаваться.

Борис Грисенко, из передачи «Духовное отцовство — крайности и баланс» / kemokiev.org

Пожертвовать

Последнее: 18.02. Спасибо!