Две закваски

Две закваски

Консерватизм без личных отношений с Богом – такой же отход от подлинного христианства, что и либерализм

В Мр. 8:15 Иисус предупреждает Своих учеников: “Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой”. Довольно  неожиданно, что ученики  не поняли о чем идет речь, полагая, что Иисус заботится о буквальном хлебе (это при том, что Он только что накормил 4 000 человек).

Говоря о закваске фарисейской, Иисус подразумевает проблему самоправедности – то, что  мы часто называем легализмом. Однако легализм не всегда принимает форму жесткого фундаментализма с постоянными проповедями об “огне и сере”. Видите ли, самоправедность может быть весьма завуалированной. Даже маленькая ее закваска может незаметно вползти в нашу жизнь и постепенно всю ее заполнить. Это же справедливо и по отношению к закваске иродовой, которая, по сути, является мирским мировоззрением.

Со стороны кажется, что закваска фарисейская и закваска Иродова полностью  противоположны друг другу. Фарисеи были религиозны, а Ирод (и иродиане) – нерелигиозен. Фарисеи легалистичны, а Ирод утопает в разврате. Есть две крайности, и мы, грешники,  отклоняемся подобно маятникам то в одну сторону, то в другую. Это справедливо не только в жизни отдельных верующих, но и на уровне поместных церквей. Общины также склонны к крайностям. При этом мы часто оправдываем себя, указывая пальцем на противоположную крайность: “По крайней мере, мы не такие, как они”.

Однако следует помнить: “Малая закваска заквашивает все тесто” (Гал. 5:9). Стоит нам допустить даже крохотную частичку легализма или вольностей, как она быстро достигнет гигантских размеров. Вот почему Иисус предупреждает, чтобы мы остерегались обоих видов закваски. Он не говорит: “Используйте один тип закваски в качестве противоядия от другого вида закваски”.

Нечто лучшее, чем просто баланс

Я убежден, что в церковном движении наблюдается именно такое небиблейское стремление к балансу: мы или “попускаем вожжи”, чтобы в церкви было меньше легализма, или “подкручиваем гайки”, чтобы было меньше мирского. Многие консервативные церкви гордятся тем, что не являются столь мирскими, как современные церкви. А многие современные церкви гордятся тем, что не являются столь отставшими от жизни, как консервативные церкви. Но если бы мы посмотрели на себя глазами Христа, то, потрясенные, поняли бы, что нам еще предстоит стать настоящими церквями!

Разумеется, для стратегических целей мы можем использовать тактику “попущения” или  “ужесточения”. Однако Иисус предлагает нечто лучшее, чем такого рода “баланс”. Он призывает нас остерегаться хлеба (закваски) фарисейского и иродова, потому что хочет, чтобы именно в Нем мы обрели Хлеб Жизни. Он есть наш духовный Хлеб.

Концепция “двух заквасок” прослеживается в предложенной Иисусом притче о Блудном сыне. У одного человека было два сына. Один был полон иродовой закваски, а второй – фарисейской. Им не нужен был никакой “баланс”. Они знали, что являются наследниками отца независимо от того, хорошо они ведут себя или плохо.

Сама природа благодати отбрасывает в сторону все попытки “балансирования”. Невозможно балансировать законничество и благодать. Между ними невозможен некий взаимный контроль. Кто пытается достичь между ними баланса, тот не понимает сути ни благодати, ни легализма. Подобные попытки означают, по сути, что мы признаем благодать и законничество двумя равными противоположными силами и приравниваем благодать к некоему попустительству.  Получается, что мы балансируем легализм уступками плоти, т.е. меньшим количеством запретов, и называем это “благодатью”. А когда нам кажется, что “благодати” (попустительства) слишком много, мы добавляем чуть больше закона. Но при любом раскладе мы (пользуясь выражением Льюиса, который, в свою очередь, позаимствовал его у Лютера) “падаем с одной и той же лошади – только с разных сторон”.

Разница не такая уж и большая

Если мы проанализируем момент покаяния блудного сына (когда он “пришел в себя” в свинарнике), то увидим, что его качнуло маятником в противоположную сторону – в легализм. Послушайте его рассуждения: “Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих” (Лк. 15:17-19).

Блудный сын возвращался к своему отцу полный желания угодить ему – по закону. Он не понимал, что растратил весь лимит отцовской милости, и что рассчитывать ему не на что. Однако тешил себя надеждой: “Я буду работать на него. Я искуплю хоть как-то вину”. Обратите внимание, что в этом смысле блудный сын похож на своего старшего брата. Разница между ними невелика. Она лишь в том, что старший брат работал все время, работал без устали, усердно. А  теперь младший сын решил пойти его путем.

Когда мы ищем Хлеб Жизни, то начинаем понимать, что между двумя этими заквасками – фарисейской и иродовой – не такая уж и большая разница (хотя на первый взгляд они кажутся противоположными). Важно понять, что как религия, так и нерелигиозность являются проектами “спаси себя сам”. По сути, иродова закваска также потенциально содержит элемент самоправедности – когда “плохой” человек решает стать “хорошим”. Поэтому нет никакой мудрости в том, чтобы искать баланс между “благодатью” (которая в действительности не благодать) и законничеством.

Хлеб с небес

Истинная мудрость отвергает как “светскую” закваску, так и “религиозную” (поскольку обе закваски содержат элемент самовозвеличения) и устремляет свой взор на Иисуса. Поэтому, проповедуем ли мы “должен” или “не должен”, “шесть (или семь) шагов к тому-то или тому-то” – всегда есть опасность, что мы уведем людей от подлинного источника, в котором они нуждаются, чтобы переживать Божью любовь и обладать силой выполнять Его заповеди.

Христианство – это не просто образ жизни, философская система, кодекс религиозных правил или руководство по повышению морали, улучшению жизни и достижению успеха. Христианство – это, прежде всего, весть о воскресении из мертвых.

Благая Весть – это послание о том, что Бог сделал для нас во Христе. Когда такое Евангелие провозглашается в силе, то только потому, что Бог наполняет эту весть Своим присутствием. Мы не усиливаем Евангелие с помощью динамичной проповеди или хорошей музыкальной группы. Все это может украсить Благую Весть, но улучшить ее не способно. Весть о безгрешной жизни Христа, Его жертвенной смерти и величественном воскресении – вот главные темы Доброй Вести. Она самодостаточна и обладает силой в себе самой.

Разумеется, намного проще просто собирать “решения в пользу Христа”, чем привести людей к подлинному покаянию. Работа по изменению сердца проводится Святым Духом.   Евангелие, которое действительно спасает от грехов, напоминает нам, что истинное христианство исходит из Самого Бога. Оно сверхъестественно по своей природе. Оно – Хлеб с небес, питающий душу христиан, а не закваска – фарисейская или иродова.

Голос Истины по материалам Desiring God

 

Пожертвовать

Последнее: 07.04. Спасибо!