Испытывал ли Иисус те же чувства, что и мы?

Испытывал ли Иисус те же чувства, что и мы?

Если Иисус обладал человеческой природой, такой же, как наша, испытывал ли Он те же чувства, что испытываем мы? Злился ли Он, влюблялся, было ли Ему смешно?

Да, Иисус, обладая человеческой природой, испытывал также все человеческие чувства, называемые эмоциями. Эти чувства присущи каждому человеку и имеют большое значение. Именно благодаря им человек с большим или меньшим желанием исполняет свой долг, реагирует на зло. Без них человеческая жизнь была бы холодна и засушлива, лишена фантазии, стимулов, реакций. Сами по себе эти чувства позитивны. С нравственной же точки зрения они не могут быть ни хорошими, ни плохими, и все зависит от того, как человек ими пользуется. Стоики считали человеческие наклонности (страсти) дурными. Для них идеал человека заключался в атараксии, достижении полной невозмутимости.

Однако между нашими чувствами и чувствами Иисуса Христа все же есть разница: дело в том, что наша природа ранена грехом и склонна ко злу, в Иисусе же эти чувства сопровождали природу совершенную, не поврежденную первородным грехом. Наше «я», призванное властвовать над нашими страстями, — это человеческое «я», «Я» же Иисуса Христа – Божественное. Поэтому все в Нем было совершенным образом подчинено Его воле.

Да, Иисус чувствовал и любовь, и радость, и восхищение, и изумление, и привязанность, и дружбу. Например, Евангелие говорит об Иоанне как об «ученике, которого любил Иисус» (Ин 19,26). Мы встречаем таких персонажей, как Марфа, Мария, Лазарь, больших друзей Господа. «Иисус, взглянув на него, полюбил его», — читаем в Евангелии от Марка, повествующем о встрече с неким юношей. В рассказе об изгнании торговцев из Храма мы видим, как Он негодует (Мф 21,2). А в 3 главе Евангелия от Марка упоминается о том, как Иисус «воззрел с гневом» (Мк 3,5).

Человеческие чувствования Иисуса в особенности очевидны в момент Его страстей. «Душа Моя скорбит смертельно»: так Сам Господь описывает эти чувства (Мф 26,38).

Иисус испытал дружбу с некоторыми людьми. Однако следует исключить опыт влюбленности в том смысле, в каком мы понимаем это слово, относящееся к одному человеку. У Него не было потребности сочетаться с кем-либо узами супружеской любви, — Он Сам предстает как Жених: «И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?» (Мф 9,15).

Итак, Иисус Христос обладал теми же чувствами, что и мы, однако они всегда были направлены на добро и всегда подчинялись разуму. Можно сказать, что эмоции Иисуса были упорядочены и включены в миссию, которую Ему надлежало исполнить.

Возьмем, например, рассказ о воскрешении Лазаря. В нем говорится, что Иисус «скорбел внутренно» (Ин 11,38). Но это чувство было вписано в Его отношения с Отцом и в полученную от Него миссию: «Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий» (Ин 11,4).

Радио Ватикана

Пожертвовать

Последнее: 07.04. Спасибо!