Исторические параллели в истории духовных пробуждений

Прежде чем говорить об истории духовных пробуждений, обратимся к Писанию и рассмотрим отрывок Еф.2:11-3:21. Мы выделили этот отрывок именно таким вот образом, а не какую-либо отдельную главу Послания Ефесянам, потому что именно в таком минимальном виде (можно было бы еще включить и 1-ую главу и начало 2-ой главы) в этом отрывке заложена идея, концепция, о которой хотелось бы поговорить ниже. Разбивка этого отрывка на главы и стихи, к которой мы все так привыкли и которой зачастую руководствуемся в исследовании Писания, видимо, способствовала тому, что один из ключевых смыслов этого отрывка может ускользнуть из поля зрения. А именно, что согласно изначальному Божьему замыслу Церковь, или Тело Мессии, состоит из Израиля, который через Иешуа Мессию примирится с Богом Отцом, и неевреев, которые уверуют в Иешуа Мессию и присоединятся к израильскому обществу.

К сожалению, во времена Первоапостолькой общины (церкви) только часть Израиля уверовала в Иешуа Мессию, и именно эта часть составила «остаток Израиля» (Рим.11:5). Но даже в этой ситуации, когда Иешуа как Мессию приняло меньшинство евреев (десятки тысяч), Бог все равно начал спасать неевреев. И даже более того, вопреки «теории замещения» и ей подобным концепциям, которые возникли впоследствии в т.н. «исторической Церкви», Бог не отвернулся от Израиля и хочет использовать спасение неевреев (или язычников, как говорится в Синодальном переводе Библии), чтобы обратить Израиль к Себе. Именно таким образом «апостол язычников» Павел объясняет один из ключевых мотивов своего служения (Рим.11:13-15). Без обратившегося к Иешуа Мессии Израиля именно как Израиля, а не лишенных библейского еврейства «выкрестов», не будет полноты Церкви, целостности Тела Мессии, зрелости Невесты, к которой должен прийти Жених.

К сожалению, современное христианство, как и «историческая Церковь», в своем большинстве продолжает рассматривать Церковь, состоящую на данное время в подавляющем большинстве из неевреев, отдельно от Израиля. И если речь заходит о грядущем мировом пробуждении, которое должно захватить все народы, то обычно подразумевают пробуждение отдельно «Церкви неевреев» и отдельно обращение к Богу Израиля. А такой взгляд, как мы уже видели выше, не соответствует Писанию. И очень печально, когда такого взгляда на Церковь и Израиль, отделяющего их друг от друга, устанавливающего между ними дистанцию и рассматривающего Церковь исключительно как сообщество верующих неевреев, придерживаются общепризнанные христианские лидеры, чье мнение существенным образом влияет на направленность деятельности церквей и миссий.

Итак, определив с помощью Писания Божий взгляд на Церковь как «экклесиа» («Божье собрание») Израиля и присоединившихся к нему неевреев из разных народов (поверьте, это не «мессианский шовинизм», как некоторые могут подумать, так действительно говорит Библия), и учитывая, что «дары и призвания Божьи непреложны» (Рим.11:29), можно по-новому взглянуть на историю духовных пробуждений в Церкви и в еврейском народе и на те цели, которые при этом мог ставить Бог. В рамках данной статьи можно успеть рассмотреть разве что один такой пример пробуждения, да и то кратко, но тем не менее это представляется полезным. При этом отметим, что общепринятым считается, что пробуждения, которые переживала «историческая Церковь», были призваны ответить на те или иные проблемы, трудности, с которыми Церковь сталкивалась. Но в литературе, описывающей историю Церкви и пробуждений, практически нигде не упоминается, чтобы христиане, вовлеченные в Божье движение во время пробуждений, отождествляли себя каким-либо образом с Израилем и осознавали, что служение евреям и спасение Израиля именно как Израиля, а не принужденных отказаться от еврейства «выкрестов», могли быть одними из ключевых Божьих целей в пробуждениях. Равно как и в литературе, описывающей историю еврейского народа, не встретишь и упоминания о том, что оживления мессианских надежд, которые захватывали евреев часто практически одновременно с пробуждениями в Церкви, могли быть связанными с этими пробуждениями и быть звеньями одной цепи событий, направляемых Богом в Его желании примирить через Иешуа евреев с Собою и устранить разделение между принявшими спасение евреями и неевреями. Отметим также, что духовные пробуждения обычно сопровождались обращением к еврейскому Писанию, его углубленным исследованием, раздвигающим рамки сложившегося на то время подхода к Писанию и даже выходящим за эти рамки.

Так было во время пробуждения, связанного с именем Джона Уэсли, начавшегося в Англии в XVIII в. и получившего в литературе по истории христианства название «евангелического возрождения XVIII в.». К этому времени англиканская церковь практически превратилась в формальную и рациональную организацию, которая почти полностью отделилась от остального христианского мира. В этих условиях братья Уэсли, Чарльз и Джон, в конце 1720-х гг. основали «Святой клуб» для методического изучения Библии (впоследствии возникшее движение получило название «методистов»). Также на Джона Уэсли большое впечатление произвели вера и благочестие моравских братьев, с которыми он впервые познакомился в 1735 г. во время путешествия в новую американскую колонию в Джорджии, а затем встретился в 1738 г. в Лондоне. В итоге Джон Уэсли пережил обращение, удалившее его от церемоний и ритуалов англиканской церкви. Он посвятил себя живому евангелизму. Джон Уэсли, его брат Чарльз и другие сподвижники – странствующие проповедники, развернули евангелическую деятельность и вскоре движение духовного возрождения захватило всю Англию. Оно даже захватило часть англиканского духовенства, которые превратились в своеобразных «протестантов» внутри англиканской церкви.

В континентальной Европе в это время развернулось движение, направленное на ограничение господства папства и против коррумпированности церковных структур. Необходимо быть осторожными в оценках этого движения и его вклада в обновление церковной жизни, так как оно противостояло догматической запутанности официальной церкви, в значительной степени опираясь на рационализм – защиту христианства с помощью аргументов, основанных на разуме. Но одним из достижений этого движения стало ослабление контроля со стороны папства над совестью людей и упразднение в 1773 г. ордена иезуитов, фанатичного защитника ортодоксальной церковной иерархии и еще более фанатичного гонителя евреев. Оживление затронуло также протестантские церкви, которые превратившись в государственные, к тому времени были в застое.

Несмотря на все положительные перемены в духовной жизни христианской Европы XVIII в., трудно сказать,  что эти перемены полностью достигли Божьих целей. Даже более того, некоторые достижения были со временем утрачены частично или полностью. Так, евангелический пыл методистов со временем ослаб, они создали свою хорошо отлаженную организацию и сформировали свою ортодоксию. Захвативший христианство континентальной Европы рационализм породил и усилил такие явления, как деизм («этическое христианство» вместо живой веры), энциклопедизм (его сторонники были номинальными христианами, или вообще порвали с ним), кровавый антиклерикализм Французской революции. А Бог хотел, чтобы христиане, искренне ищущие Его и входящие в духовное обновление, обратили свой взгляд на Израиль.

В том же XVIII в. Бог подготавливал почву для благовестия евреям и принятия ими Мессии Иешуа. В это время в еврейских общинах Европы усиливаются антираввинистические настроения, усиливается стремление евреев выйти из-под власти раввинов, которые специально насаждали авторитет учености с целью удержания контроля над еврейским народом. Именно в XVIII в. в Западной и Центральной Европе зарождается движение «еврейского просвещения» – Хаскала, а в Восточной Европе возникает хасидизм, для которого в начале его существования были характерны очень сильные мессианские ожидания. Но без обращения к еврейскому Мессии Иешуа эти движения так и не привели к духовному обновлению в еврейском народе. Хаскала в XIX в. пришла к своему духовному тупику, а хасидизм со временем превратился в ультраортодоксию.

Такому развитию событий в истории духовных пробуждений в Церкви и еврейском народе в XVIII в., в частности, способствовала та дистанция, которую установили между собой «историческая Церковь» и евреи и которая не дала ни тем, ни другим войти в ту глубину потока Божьего обновления, в которую хотел ввести их Бог. И такая история с духовными пробуждениями, которые переживали Церковь и евреи, повторялась неоднократно. Дай нам Бог правильно понимать Его волю в отношении Израиля и Церкви и извлекать правильные уроки из истории духовных пробуждений на будущее.

С уважением, И. Русняк

Пожертвовать

Последнее: 07.04. Спасибо!