Как еврейский Иешуа стал нееврейским Иисусом

Как еврейский Иешуа стал нееврейским Иисусом

Как верующие в Иешуа (Иисуса), мы знаем, что Он исполнил множество мессианских пророчеств в Танахе, которые являются главными в иудаизме и мессианских ожиданиях. Мы также знаем, что многие евреи первого столетия признали это и стали первыми последователями Иешуа как еврейского Мессии, сохраняя наряду с этим свою еврейскую идентичность и продолжая соблюдать обычаи, такие, как поклонение в Шаббат. Как же тогда случилось, что Иешуа стали представлять как белокурого, голубоглазого человека арийской внешности — человека, которого еврейский народ не признаёт, потому что Он очень похож на язычника?

Посланный к язычникам

Чтобы понять, как произошли эти изменения, нам, в первую очередь, следует осознать, что это всегда был Божий план, чтобы Мессия привел язычников в Его Царство. Много стихов из Танаха подтверждают, что это правда. В Бытие 12:3, например, Бог говорит Аврааму: “Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.” Это обетование благословить весь мир через наследников Авраама имеет два значения.

Во-первых, еврейский народ исполнил это обетование, благословив мир посредством достижений, которые он принёс в медицину, науку, литературу и культуру. На самом деле, несмотря на то, что евреи составляют только 0,0025% мирового населения, они получили 23% всех Нобелевских Премий с момента основания Премии в 1901 году.

Во-вторых, и что более важно, Божье обетование Аврааму говорит о Мессии, Спасителе всего человечества, Который придёт в мир через избранный Божий народ. Вот, что говорит об этом Писание:

“От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли…” (Быт. 18:18)

“Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы.” (Ис. 42:6-7)

”…Мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли.” (Ис. 49:6)

Волхвы были язычниками

Зороастризм был тёмной религией, основанной Зороастром, более известным как Заратустра. Заратустра жил в Персии, возможно, за тысячу лет до рождения Иешуа. Он верил в единого Бога, Создателя, и учил своих последователей жить хорошей и порядочной жизнью. Он также говорил им быть готовыми и ждать, потому что Бог пошлет избавителя, который принесет спасение. И они ждали из года в год до той самой ночи, пока не увидели в небе новую звезду. Священники Заратустры назывались магами (волхвами).

jewishjesus2

Новый Завет рассказывает нам, что три “мудреца” с востока пришли в Вифлеем почтить Иешуа вскоре после Его рождения, принеся Ему в дар золото, ладан и смирну. Матфей называет их волхвами, и говорит, что они остановились в Иерусалиме и спросили: “Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.” (Мф. 2:1-2). Вероятно, мудрецы, следовавшие за звездой до хлева, в котором родился Иисус, были последователями Заратустры и, соответственно, язычниками.

Язычники в Царстве

Даже если языческие волхвы пришли почтить рождение Иешуа, Его служение на земле было исключительно для Израильского народа. И в первые тридцать лет того, что позже стало известно как христианство, община верующих была ограничена только евреями и прозелитами, обращенными в иудаизм. Более того, евреи, последовавшие за Иисусом, не знали, что этот Новый Завет будет включать и язычников. Да, это было предсказано. Да, это была часть Божьего плана. Но для первых верующих это было ещё непонятно.

Главы 9 и 10 Книги Деяний рассказывают нам, как Бог начал осуществлять Свой план по донесению язычникам вести о спасении через Его Мессию. Первой была вспышка света, такая яркая, что сбила с ног человека и ослепила его на три дня. Тот человек был ревнитель Закона по имени Савл, который направлялся в Дамаск, чтобы арестовать евреев, которые открыто заявляли о своей вере в Иешуа. Савл поднялся с земли другим человеком. Он прекратил преследовать верующих и смело начал провозглашать, что Иешуа — это Мессия. Бог открыл Свой план о Павле в Деян. 9:15: “Он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми.”. Известный, как “апостол язычников”, Павел продолжал проповедовать об Иисусе по всему известному на то время миру и написал 13 из 27 книг Нового Завета.

Примерно в это время апостол Петр молился на крыше дома, когда увидел видение чего-то похожего на простыню, полную животных, спускавшуюся с небес. Среди них были пресмыкающиеся и другие создания, которых бы не ел ни один законопослушный еврей. Во время этого видения Петр услышал голос, который приказывал ему есть эту пищу и не называть больше нечистым то, что Бог очистил. Видение повторилось трижды. Когда Петр размышлял, чтобы это могло значить, Святой Дух сказал ему спуститься вниз и встретить человека, который его искал. Бог сказал: “Сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их.” (Деян. 10:22).

Петр послушался, и трое мужчин объяснили, что они были посланы своим господином, римским сотником по имени Корнилий. Они сказали, что он — “муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих” (Деян. 10:22). Петр пошел с этими людьми и сам услышал историю Корнилия. Когда он их выслушал, то сказал: “Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.” (Деян. 10:34-35).

Библия говорит, что пока Петр рассказывал им благую весть о прощении грехов через веру в Иисуса, “Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников.” (Деян. 10:44-45). Таким образом Корнилий и члены его семьи стали первыми язычниками, последовавшими за Иешуа.

jewishjesus3

Начались разногласия

“И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними”. Но после того, как Петр рассказал им что произошло, “они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь” (Деян. 11:18).

К сожалению, это не был конец спора между еврейскими и нееврейскими верующими. В Деян. 15:1-2 говорится, что некоторые люди учили, что пока человек не обрежется, он не может быть спасен, это то, что Павел и Варнава резко отвергали. Еврейские последователи Иисуса просто не знали, что делать с язычниками. Их замешательство говорит от том, что они не думали о себе, как о представителях новой религии; они считали себя верными и соблюдающими евреями, которые приняли Иешуа как Мессию  и верили, что они получили прощение грехов через веру в Него.

В Деян. 15 рассказывается о совете, на который собрались в Иерусалиме, чтобы определить, что же делать с новообращенными язычниками. Некоторые утверждали, что они должны быть обрезаны и соблюдать весь закон Моисея. Другие, включая Петра, считали иначе.

“По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.” (Деян. 15:7-11)

В конечном счете, совет решил послать письмо верующим язычникам, в котором в частности говорилось:

“Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете.” (Деян. 15:28-29)

К сожалению, это не был конец противостояния между верующими евреями и верующими язычниками, или между верующими и неверующими евреями. В Послании Галатам во второй главе Павел пишет о разногласии, которое было у него с Петром, так как Петр начал отступать и отделяться от язычников, “потому что опасался фракции, поддерживавшей обрезание верующих язычников” (Гал. 2:12; пер. Д. Стерна). Другие евреи присоединились к Петру в этом лицемерии. Павел сказал Петру:

“Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть” (Гал. 2:15-16)

jewishjesus4

Этот конфликт продолжался в течение нескольких сотен лет после Иешуа, параллельно с тем, как расцветали, а затем исчезали ряд еврейских сект. Среди них были эбиониты, которые отвергли божественность Иешуа, но приняли Его как пророка и учителя, веря в то, что Он поощрял своих последователей верно соблюдать Закон Моисея. Они также отвергали доктрину о непорочном зачатии и воскресении и считали Павла еретиком.

Также были назареи. Эти евреи, оставшиеся в живых после разрушения Иерусалима, были активны в Сирии до конца четвертого столетия. Автор Филип Шафф, в своей книге История Христианской Церкви, том 2, говорит:

“Они объединили соблюдение Моисеева ритуального закона с верованием в Мессианство и божественность Иисуса, используя Евангелие от Матфея на иврите… Но они не питали неприязни к апостолу Павлу. Поэтому они были не еретиками, а остановившимися в росте христианами-сепаратистами… Желая быть евреями и христианами одновременно, они не были ни теми, ни другими.”

Многие другие группы в иудаизме также признавали превосходство жизни Иешуа и Его учения, хотя многие из них уже давно исчезли. Но не было такого периода в истории, когда бы не существовало верующих в Иешуа из еврейского народа. В послании к Римлянам 11:5, Павел пишет о “сохранённом остатке по избранию благодати”. Сегодня этот “остаток” больше, чем когда-либо, и он стремительно растет.

Разделение усиливается

К концу первого столетия после рождения Иешуа отношения между еврейским народом, принявшим Его как Мессию, и теми, кто отвергал Его, продолжали ухудшаться. Одной из главных проблем для последних было то, что последователи Иешуа принимали язычников в свои ряды и относились к ним как к равным. Это было то, чего благочестивый еврей первого или второго столетия не мог так просто принять.

К 125 году н.э. литургия, проводимая в синагогах каждый Шаббат, была изменена и стала содержать следующую молитву: “Да не будет надежды для отступников, да будет это надменное царство искоренено в наши дни, и назареи и миним погибнут мгновенно, будут вычеркнуты их книги Жизни и с праведниками да не запишутся.”

В своей книге «Иешуа» Моше Розен предполагает, что миним — это скорее всего искажение от ма-аминим, что означает верующие, и это относится к евреям, последователям Иешуа. Розен пишет, “От еврея-христианина едва ли можно было ожидать, что он будет читать молитву против себя.” Он добавляет, что вследствие этого новая молитва была “эффективным средством для отделения еврейских верующих от синагоги. Это не значит, что они решили оставить синагогу — они были изгнаны руководством.”

Розен дальше объясняет, что окончательный разрыв между евреями, которые приняли Иешуа, и теми, кто отверг Его, случился во время восстания против императора Адриана, в начале второго столетия. Восстание было вызвано императорским указом, запрещающим обрезание. Вначале верующие евреи присоединились к восстанию, сражаясь бок о бок со своими соотечественниками. Но все изменилось, когда Рабби Акива заявил, что Мессия пришел в личности Шимона Бар-Кохбы, лидера еврейских повстанцев.

jewishjesus5

Розен говорит: “С этого момента евреи-христиане не могли больше поддерживать войну под предводительством ‘Мессии’ Бар-Кохбы. Поэтому их снова выгнали. На этот раз это привело к окончательному разрыву.”

Кроме того, это событие привело почти к полному исчезновению еврейского народа. Израильская нация была практически уничтожена. Иерусалим был объявлен запрещенным для евреев. Любой, кто осмеливался войти в свой святой город, подвергал себя риску быть казненным римскими властями. Много евреев было продано в рабство по всей Римской Империи. Тысячи других бежали, спасаясь от преследований.

Церковь в Иерусалиме сильно страдала вместе со всем народом. Евреи, верующие в Иисуса, продолжали оставаться евреями с точки зрения римлян и, как и всем остальным евреям, им был запрещен вход в город под страхом смертной казни. К средине второго столетия соотношение власти в церкви изменилось. Язычники стали доминировать в обществе верующих, и они стали относиться к неверующим евреям, как к врагам их Господа. Начали появляться анти-еврейские учения, которые привели к устранению всего еврейского из общества верующих. Начался долгий период бедствия и враждебности.

Я хочу обратить особое внимание на то, что конфликт между Церковью и Синагогой не имеет ничего общего с Иешуа (Иисусом) или Его учением. Скорее, разделение возникло из-за неверного истолкования Нового Завета. В его основе лежит демоническая стратегия, призванная исказить истину и препятствовать принятию Евангелия теми, кому оно предназначалось изначально.

На протяжении Своего земного служения Иешуа многократно заявлял, что Он пришел послужить Своему собственному народу – народу Израиля. Ничего из того, чему Он учил или делал, не было антисемитским или направленным против Его народа. Он пришел к Своим и, хотя многие последовали за Ним, истина всё же в том, что в своем большинстве Его народ не принял своего Мессию (см. Ин. 1:10-11).

Иешуа является осуществлением Божьей воли в человеческом образе, и Иисус плакал над Иерусалимом, потому что Он любит Свою землю и Свой народ. Его сердце отражало Божью любовь к еврейскому народу, поскольку они — “зеница ока Его” (Зах. 2:8). Божье сердце для Его избранного народа, Израиля, выражено в сердце Иешуа, и наоборот.

Те, кто преследовали еврейский народ на протяжении веков во имя Иешуа, никоим образом не следовали учению Нового Завета, его сути или содержанию. Многие из них вообще были не христианами. Верующим нужно понять, что большинство евреев не видят различия между теми, которые действительно имеют отношения с Иешуа (те, у которых Мессия внутри), и теми, кто просто носит имя христианина.

К сожалению, большинство евреев ставят знак равенства между Иисусом и действиями тех, кто заявляет, что они — Его последователи. Когда мы свидетельствуем об Иешуа нашим друзьям, среди которых может быть кто-то из еврейского народа, крайне важно, чтобы мы понимали их восприятие и были тактичны в этом вопросе.

Автор — Джонатан Бернис / jewishvoice.org
Перевод — Елена Русакова для ieshua.org

Подписаться на ieshua.org: 


Комментариев - 4

  1. Татьяна:

    «… Таким образом, Корнилий и члены его семьи, стали ПЕРВЫМИ (выделено мной)язычниками, последовавшими за Иешуа»( конец цитаты). У меня вопрос: почему Корнилия считают первым уверовавшим из язычников? В Д. Ап. 6:5 написано: «… и Николая Антиохийца, обращенного из язычников» ( избрание первых дьяконов в церкви). Правда, о нем не сказано, что на него сошел Дух Святой и он стал говорить на ином языке. С Корнилия началась массовая проповедь язычникам-это, да. Но первый обращенный из язычников был, все-таки, Николай Антиохиец.

    • Вова:

      Я думаю що мабуть він був прозелітом. Тобто язичником який прийняв обрізання і став євреєм. Тому він був з самого початку. А Корнилій — язичник який увірував в Месію без обрізання.

  2. Татьяна:

    Может быть, но такого уточнения в библии нет.
    Но я не в первый раз слышу от проповедников, что Корнилий был первым. Отсюда и вопрос.

  3. Татьяна:

    При внимательном чтении книги Д. Ап. с 6 главы и по 9, видно, что уверовавшие во Христа не евреи были: Николай Антиохиец, самаряне и евнух (проповедь Филиппа), а потом только Корнилий.
    Может ли кто-нибудь пояснить мне, почему говорят, что «Корнилий первый из язычников, уверовавший в Иисуса Христа?» Может я чего-то не замечаю в Писании, когда читаю об этом?
    Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>