Когда кошерные войны становятся культурными

Однажды мы с женой были в ИКЕА. У нас есть парочка этих супермаркетов здесь, в Израиле.

Дело было в Нетании. Перед тем как начать искать недорогие полотенца, или как говорят в ИКЕА, Fräjens, мы решили подкрепиться. Заглянув в первых несколько кафе, мы пошли в третье, и по дороге натолкнулись на массивную стеклянную перегородку с надписью «Проход запрещен». В общем, пришлось сделать немаленький круг по магазину, чтобы таки зайти в это кафе.

Почему столько неудобств? Это связано не с тем, что мы по пути хотели затовариться разными шведскими аксессуарами для дома, но это связано с еврейской кухней.

Видите ли, еврейские законы запрещают совмещать молочные и мясные блюда. Узнаете, почему, немного позже. Это значит, что в Израиле есть три типа ресторанов:

1. Халеви (Halevy חלבי) — молочный. В таких заведениях используют все, кроме мясных продуктов. Рыба охлажденная
2. Басари (Basari בשרי) — мясной. В таких ресторанах есть все, кроме молочных продуктов. Это значит, кофе без сливок, и никаких чизкейков на десерт.
3. Некошерная — никаких запретов! В этих заведениях готовят что угодно, начиная от креветок, бекона и вплоть до тушеных щенков (ну, шучу). Такие рестораны не кошерны, и у них нет никаких особых правил.

Однако, у них в ИКЕА есть только первые два варианта кафе, и между ними — немаленькие расстояния, чтобы разделить их между собой. Но они также хотели разделить и меня с моей женой. Она заказала немного супа в «мясном» кафе, тогда как я еще хотел салат из «молочного». Так что Элана взяла суп с собой. Когда ортодоксальная официантка начала возмущаться, я сказал ей на иврите: «Все в порядке... это просто суп, без мяса.»

И тут, словно удар молнии, прозвучало паническое возмущение официантки: «Но посуда-то мясная!»

Видите ли, в еврейском ортодоксальном доме, у вас должно быть две раковины, два набора посуды и столовых приборов. Почему? Чтобы не сомневаться, что мясные приборы и посуда никогда не контактируют с молочными. (Иногда я представляю, как в полночь все эти ложки и вилки выскакивают из шкафов, чтобы вдоволь порезвиться, как в Диснеевском мультфильме «Красавица и Чудовище».)

Так или иначе.

Я никогда не бил женщину, но когда она начала паниковать, кричать, что мясная посуда оказалась в молочном кафе, так как будто бы сейчас кого-то насилуют, или пытают, я был искушаем. (НЕТ, я не был действительно искушаем ее ударить... но хотел написать, что был.)

Голова моя готова была взорваться. Это только кажется таким смешным, что в ее голове, и в головах десятков тысяч ортодоксальных евреев в Израиле существует путаница с преданностью Богу и разделением столовых приборов.

Я верю, что именно это имел в виду Павел, когда писал:

1. Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.
2. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.
(Послание к Римлянам 10:1,2)

Я со всех сил стараюсь уважать верования и традиции других людей, но эти самые люди учат своих детей, что я, мессианский еврей — адепт культа! (Моя голова уже взорвалась, но я склеил ее скотчем и держу.)

За много лет я остаюсь полностью убежден в одном — если даже вы смогли бы убедить меня, что Иешуа — не Мессия, я точно бы не ударился в ортодоксальный иудаизм. Я признаю, есть много красивых традиций в ортодоксальном иудаизме (зажигание шаббатних свечей, недельное чтение Торы, благословение над хлебом и вином), но существуют и такие странности и несуразности, которые, ИМХО, обязательно приведут в замешательство всякого, кто действительно чего-то ищет.

Представим себе такой разговор:

— Привет, я новенький во всех этих еврейских делах и хочу узнать Бога, можете ли вы мне помочь?
— Конечно. Давай поговорим о пище, которую ты кушаешь. Мы никогда не совмещаем мясное и молочное. И ты должен подождать шесть часов, после того как откушал мясного, если хочешь съесть молочное. И наоборот.
— Эм, что?
— Да, и если ты нашел в зубах остатки мяса, удостоверься, что убрал их... но тебе уже не нужно ждать шесть часов. Тщательно прополощи рот. И потом, после приема пищи, не забудь вновь прополоскать рот и старательно вымыть руки. Некоторые, например, могут час мыть руки.
— Да?
— Даже если ты проглотил немножечко пищи, придется ждать шесть часов. Но если ты ее не глотал, то можешь просто прополоскать рот и всё.
— А где об этом сказано в Библии?
— О, там все ясно. Есть три места в Торе, где заповедано не варить козленка в молоке его матери — Исход 23:19, 34:26 и Второзаконие 14:21.

Что варение козленка в молоке его матери имеет общего с разделением посуды или ожиданием шести часов перед тем, как скушать мясное после молочного? Да это ведь даже отдаленно не связано между собой!

Суть Господнего запрета Израилю готовить козленка в молоке его матери относится не к кулинарии, а к поклонению. Если читаете на английском, вот материал, доказывающий, что приготовление козленка в молоке его матери было частью Ханаанского языческого ритуала поклонения. Как и в других частях Торы, где Бог говорит сынам Израиля воздерживаться от определенных языческих практик поклонения (потому что они языческие и не имеют ничего общего с истинной верой), Он делает это и здесь.

Во Второзаконии об этом упоминается в конце отрывка о кошерных законах, но в двух местах Исхода отрывки находятся среди заповедей о крови жертвы, которая была частью поклонения.

В любом случае, это гигантская пропасть — между тем, чтобы не варить козленка в молоке его матери и этим:

1. Никогда не кушать молочное и мясное вместе.
2. Создать шестичасовой период ожидания, между приемами мясной и молочной пищи.
3. Иметь две раковины у себя на кухне.
4. Иметь два набора посуды и приборов.
5. Кричать на мою жену в ИКЕА, когда она принесла «мясную» ложку в «молочное» кафе.

Автор - Рон Кантор
Перевод — Алекс Фишман
Источник — charismamag.com

Пожертвовать

Последнее: 18.02. Спасибо!