Любимый еврей Мао Цзе Дуна

Коммунистическая партия Китая отмечает 90-летний юбилей. К этой дате имеет непосредственное отношение 89-летний американец Сидней Риттенберг, проведший в Китае 35 лет своей долгой жизни.

Биография Сиднея Риттенберга — прекрасный сюжет для голливудского фильма. Он был лично знаком с Мао Цзе Дуном, обвинялся в шпионаже, сидел в китайской тюрьме, испытал разочарование в режиме и, наконец, вернулся в Америку. Но и сегодня Риттенберг не утратил симпатии к Китаю и китайскому народу, он регулярно приезжает в Пекин, чтобы проведать старых друзей.

Сидней Риттенберг родился в Южной Каролине в состоятельной еврейской семье. В Китай он впервые попал в самом конце Второй мировой войны с американскими войсками. Риттенберг, придерживавшийся левых взглядов, мечтал встретиться с революционными повстанцами, боровшимися с режимом Чан Кайши. Штаб революционных войск находился в городе Яньань в западной части страны.

«В то время больше половины населения пребывали в нищете и страдали от голода. Единственной силой, пытавшейся вытащить страну из такой бедности, были коммунисты, — рассказывает Риттенберг в интервью BBC во время посещения Пекина. — Пока у власти находился Чан Кайши и его партия “Гоминьдан”, многим победа коммунистов представлялась нереальной».

В Яньане Риттенберг стал сотрудником информационной службы компартии, которая превратилась сегодня в государственное информационное агентство «Синьхуа». Вскоре он стал членом КПК.

«Можно было идти по улице и встретить Мао, Чжоу Эньлая или кого угодно еще из руководства. Можно было совершенно спокойно остановиться и беседовать с ними, не чувствуя никакого барьера», — вспоминает Риттенберг.

Постепенно, однако, ситуация ухудшалась. Подозрительность к иностранцам, особенно к выходцам с Запада, росла. Вскоре после окончания гражданской войны и прихода к власти коммунистов в 1949 году Риттенберг был обвинен в шпионаже и посажен в тюрьму. Он провел в одиночной камере шесть лет и был освобожден в 1955-м. «Я был поражен в самое сердце», — говорит Риттенберг.

Однако американец не утратил веры в китайских коммунистов и остался в стране. В 1966 году Мао объявил Культурную революцию. Началась настоящая охота на ведьм. Риттенберг тоже вынужден был участвовать в кампаниях изобличения инакомыслящих. «Я мечтал о построении общества без классов, без вражды, без бедности. И мне казалось, что Мао строит именно такое общество».

Как Риттенберг оценивает Мао сегодня? «Он был великим политическим деятелем и великим преступником в одно и то же время. Немногие могли бы с ним сравниться».

В результате жертвами Культурной революции стали многие из ее восторженных апологетов, в том числе и Сидней Риттенберг. Его, как «врага партии», снова посадили в тюрьму. Освободившись, он разочаровался в проводимом КПК курсе и решил покинуть страну со своей женой-китаянкой и четырьмя детьми.

Вернувшись в США в 1980-м, он стал консультантом компаний, ведущих бизнес с Китаем и странами Тихоокеанского региона. Примерно в это же время перемены начались и в Китае. При преемнике Мао, Дэн Сяопине, был объявлен новый курс — значительно более либеральный. По мнению Риттенберга, новый лидер сохранил партию, но благодаря реформам и партия, и страна изменились кардинально. Возможно, не менее важные перемены еще впереди. «Наступит время, когда либеральная экономика не сможет сочетаться с тоталитарной политической системой», — убежден он.

Источник — jewish.ru

Пожертвовать

Последнее: 18.02. Спасибо!