Недельная глава Торы — Бо

Недельная глава Торы — Бо

(Исход 10:1-13:16)

События описанные в главе «Бо»:

  • Предупреждение о нашествии саранчи
  • Неуступчивость фараона
  • Восьмая кара – саранча. Фараон вновь кается.
  • Девятая кара – мрак. Фараон не соглашается с требованиями Моше.
  • Предупреждение о десятой каре.
  • Особенность месяца Нисан для евреев.
  • Указания Бога о пасхальной ночи.
  • Десятая кара – гибель первенцев.
  • Исход из Египта.
  • Указ о соблюдении Песаха.

В недельной главе «Бо» рассказывается о последних трех наказаниях, посланных Богом Египту: саранча, тьма, смерть первенцев. Часто задаются вопросы: зачем надо было Богу наказать Египет именно десятью карами? Может быть, было достаточно девяти или восьми? Или, наоборот, нужны были одиннадцать кар или двенадцать? Почему кары шли именно в таком порядке — с превращения воды Нила в кровь до смерти первенцев? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Если у человека больное сердце, ему дают лекарства для улучшения работы этого органа, а если у него к тому же и легкие не в порядке — ему дают лекарства для лечения легких. Но если у человека ко всем этим бедам слабое зрение, то ему прописывают глазные капли. То есть, чем больше болезней, тем больше лекарств. Часто врачам приходится проводить три, а иногда и четыре курса лечения, то же самое, очевидно, приходится делать с духовно больными людьми.

Древний Египет состоял из 42 номов («штатов»). Каждый из них имел своего божка: бык Эпис у одних, кошка – у других, крокодил – у третьих и т.д. Египтяне были далеки от понятия о Едином Творце и Правителе Вселенной. Это же относилось к большинству евреев, проживших в Египте много лет. Они тоже стали служить идолам. Надо было всех «лечить» в духовном смысле. Самым главным из богов Египта был Нил – и понятно почему: почти всегда в одно и то же время, раз в год Нил разливается на огромные пространства, затем вода спадает, на полях остается ил – и египтяне собирают богатый урожай. Древние жители Египта считали время года от разлива Нила до разлива. Необходимо было показать египтянам, что есть Хозяин даже над Нилом.

«Так говорит Господь: из сего узнаешь, что Я Господь: вот этим жезлом, который в руке Моей, я ударю по воде, которая в реке, и она превратится в кровь, и рыба в реке умрет, и река воссмердит, и Египтянам омерзительно будет пить воду из реки». (Исх.7:17,18)

Это был, если так можно сказать, первый курс лечения – показать, что есть Правитель мира. Однако для Фараона этого было мало… И вот проводит Аарон палкой по Нилу – и огромные полчища лягушек лезут в дома египтян. Первый «визит» они наносят во дворец фараона. Но египетские колдуны тоже сумели превратить воду в кровь и вызвать лягушек. Необходимо было наказание — вши, которые стали мучить людей и животных. Колдуны не смогли создать вшей, они сами сказали: это перст Божий! Первый курс лечения закончен, все видят — есть Бог.

Существуют философы, понимающие, что мир не возник и не «вертится» сам по себе, ведь даже дом сам собой «случайно» не получится. Но эти философы не дошли до понимания того, что и судьбы человека, животных, жизнь, смерть, болезни — все в руках Бога. Необходим был следующий, второй курс лечения. И вот медведи, волки, львы, змеи нападают на египтян. Но не на евреев! Что за удивительная, «избирательная способность» зверей! То же самое происходит и со скотом: на одних лугах пасутся скот египтян и скот евреев. Скот египтян подыхает, а скот евреев — продолжает мирно пастись.

«И сделает различие Бог между скотом Израиля и между скотом Египта, и не умрет из всего, что у сынов Израиля, ничего».

Такая же история происходит и с нарывами, даже на колдунах египетских нарывы. А евреи чисты телом. Поэтому и написано об этой группе наказаний (звери, мор скота, нарывы). “Чтобы ты познал, что — Бог на земле”. То есть Я повелеваю не только звездами, галактиками, но и судьбой всего живого: жизнью, смертью, болезнями людей и животных. Второй курс лечения прошел с успехом.

Существовали религии, в которых число богов было два: один — плохой, другой — хороший, один командует водой, другой — огнем; один хозяйничает на восточной стороне мира, а другой — на западной. Необходим был третий курс лечения: показать, что существует только один Хозяин в мире. И вот восточный ветер приносит саранчу, а западный относит ее с помощью молитвы Моше. Затем наступает тьма — как результат туманов с моря, с Нила, облаков… То есть этим показывается: на земле, в небесах и на море — один правитель. Третий курс лечения закончен.

Потом следует последнее предупреждение фараону — чтобы он отпустил евреев. Так сказал Бог: «Мой первенец Израиль. Если не выпустишь, то будут умирать во всем Египте все первенцы, начиная от первенца фараона и кончая первенцами заключенных«. Нам известно, что после изнурительного, тяжелого дня работы, когда евреи приходили домой, то любой египетский крестьянин-бедняк мог взять их и заставить работать на себя — сеять, пасти скот и т.д. Командовал евреями, как правило, старший сын крестьянина — первенец. Поэтому, возможно, они и были наказаны. Итак, после десяти кар, посланных на Египет, евреи были «изгнаны» из этой страны.

В начале главы «Бо» рассказывается о восьмой и девятой казнях, поразивших Египет за отказ фараона отпустить сынов Израиля на свободу. Фараона предупредили, что его народ и его самого ожидает самая страшная, десятая казнь: в течение одной ночи погибнут все египетские первенцы. Эта казнь, заставившая фараона подчиниться воле Всевышнего, назначена была на полночь с четырнадцатого на пятнадцатое число месяца Нисан. Однако за две недели до этого Моше и Аарону было сказано:

«Месяц сей для вас начало месяцев, первый он у вас из месяцев года».

Известно, что названия месяцев появились в еврейском календаре лишь после эпохи вавилонского пленения. В Торе месяцы, как и дни недели, называются обычно порядковыми числительными: первый месяц, второй месяц и так далее. При этом первым месяцем считается месяц «Нисан», ибо именно в этом месяце согласно утверждению Торы родился еврейский народ. Это произошло в тот знаменательный день, когда сыны Израиля отделились от окружающего их языческого мира.

В десятый день месяца нисан каждая еврейская семья приобрела для себя годовалого ягненка. Египтяне узнали, что через четыре дня эти животные, считавшиеся у них священными, будут принесены евреями в жертву какому-то бесплотному Богу, которого эти кичливые рабы, считают единственным Творцом и Властелином вселенной. Четыре дня, в течение которых евреям грозила месть со стороны египтян, были великим испытанием для сынов Авраама, Исаака и Иакова. И когда вечером 14 Нисана они открыто продемонстрировали свое пренебрежение к египетским кумирам, принеся их в жертву Единому Богу и тем самым резко противоставив себя язычеству, они духовно освободились от рабского подчинения Египту. Так племя рабов превратилось в свободный народ, сплоченный единым идеалом. А духовное освобождение повлекло за собой освобождение физическое: на земле появилась новая свободная нация.

Наш портал в Facebook:

Это торжество, по завершении которого родился народ Израиля, было названо Песах, что значит «минование», потому что благодаря жертвоприношению, отличившему евреев от остального населения Египта, смерть, поразившая в ту ночь египетских первенцев, миновала еврейские дома. В связи с этим и празднование освобождения еврейского народа, к которому египтян вынудила эта казнь, названо праздником Песах.

Для нас Песах это ещё одно знаменательное событие — выход лично каждого человека, который поверит в Йешуа, на свободу из духовного рабства. Ибо Пасха наша – Христос, закланный за нас! И наш Бог силен вывести нас чудесами и знамениями, не смотря на то, что каждый находится в «своем Египте»!

С уважением, Родион, раввин мессианской общины г.Запорожье

Мы в Telegram, подписывайтесь:

Подписаться на ieshua.org: 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>