Недельная глава Торы — Ваигаш

Недельная глава Торы — Ваигаш

(Быт 44:18-47-27)

Мир вам и вашим домам! Хаг Ханука Самеах!

От всего сердца поздравляем дружеские общины и всех гостей ieshua.org с удивительным праздником Хануки. Желаем вам, чтобы Свет Божий продолжал просвещать все уголки сердец и жизни.

Сегодня мы продолжим рассматривать историю Йосефа. Глава Ваигаш, что означает «и подошёл», — именно с этого глагола начинается эта недельная глава. И я хотел бы продолжить с того момента, на котором остановился дорогой ребе Родион.

«Иосиф является прообразом Машиаха, Самого Иешуа. Вся жизнь Иосифа пророческая. И это прослеживается во всей этой истории».

Практически с первых стихов повествования мы оказываемся посреди сокрушающей сердце сцены. Иеуда — старший брат, объясняет Йосефу положение семейных  дел, рассказывает вкратце историю потери одного из братьев — именно Йосефа, в своей редакции, правда. Но самого Йосефа это не смущает, ведь эти детали теряют значимость в прощении. Мы видим, как Иеуда старается защитить отца и Биньямина, предлагая себя в залог. И, видя поведение Иеуды, Йосеф не смог больше сдерживать слез:

«Притом я, раб твой, взялся отвечать за отрока отцу моему, сказав: если не приведу его к тебе, то останусь я виновным пред отцом моим во все дни жизни. Итак пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего, а отрок пусть идет с братьями своими: ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего. Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим. И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов. И сказал Иосиф братьям своим: я — Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним. И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет» (Бытие 44:32-34, 45:1-4).

Даааа, такая вот передача «Жди меня». Любая голливудская мелодрама просто меркнет перед этим событием. Голливудские фильмы — красивые выдуманные байки, а тут жизнь, история.

Такая утрата. Такое возрождение. Столько боли, слёз, мучений совести и в итоге невероятная победа, нежданная радость возвращения брата, возрождение — воскресение из мертвых. Не хватает слов, чтобы описать и мудрость Создателя, и ту цену, которую пришлось платить Йосефу... Тут ведь столько граней. Важно порой не только видеть пример всезнания и мудрости Бога, но и пример перенесения страданий людьми. Просто жизнь без ясных ответов или полных пониманий, а мы так их хотим порой. Просто доверие и стойкость. Ведь, не будь у Йосефа веры и стойкости, смог бы он всё это перенести: и разлуку с семьей, и дом Потифара и тюрьму, и при этом говорить о Боге с любовью и уверенностью?

Я вот всё думаю о тех из нас, кто порой мучается от боли непрощения и обид, нанесённых родными и близкими. Столько вопросов «почему, зачем», и к ним — не особо уместные ответы окружающих. Что мы скажем перед примером жизни Йосефа? Кого из нас родные братья продали в рабы? Кто в одночасье потерял семью — любимого отца и мать? Кого из нас окружало полностью языческое общество со всеми отсюда вытекающими последствиями? Кого из нас совершенно незаслуженно сажали в тюрьму? Не за грех, а за праведность? — не так много. И это всё — в судьбе одного человека. А не калейдоскоп проблем многих из нас. Не думаю, что Йосеф, проходя это всё, имел ответы на все вопросы. В конце истории он понимает, Кто стоит за всеми событиями. Но в начале — не думаю. Представьте, сколько возможностей обидеться не только на братьев, но и на Самого Бога! Но мы не находим ни тени, ни намека на обиду в его сердце. Мы читаем:

«И сказал Йосеф братьям своим: подойдите ко мне. И они подошли. И он сказал: я Йосеф, брат ваш, которого вы продали в Египет. Но теперь не печальтесь, и да не покажется вам досадным, что вы продали меня сюда; потому что для сохранения жизни послал меня Бог пред вами. Ибо два года уже голод в стране, и еще пять лет будут без пахоты и жатвы. И послал меня Бог пред вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь до великого спасенья» (Брейшит 45:4-7; пер. Давид Йосифон).

Я несколько отклонился в своих размышлениях. Просто библейские события могут быть очень полезны для наших житейских ситуаций.

Хочу обратить внимание на фразу в конце 7-ого стиха: «сохранить вашу жизнь до великого спасенья». Как я уже сказал, множество толкователей Писания в Йосефе видят прообраз Мессии. И в этой главе мы никак не можем пропустить эти параллели. Не думаю, что мы все из них осветим, пусть Господь покажет вам ещё больше того, что здесь написано.

Как вы помните, вся история начинается с конфликта между сыновьями Иакова. Среди них поднялся один, который был особо люб сердцу отца, и отец отметил его особенным образом, даруя ему нарядную разноцветную одежду.

Это очень напоминает ситуацию с самим Мессией, который был одним из сыновей Отца физически — не самым старшим, в Нём не было ни вида, ни величия. Но Он был Особенным — единородным Сыном у своего Отца. Кроме того, Йосеф имел с отцом особенные близкие отношения, что раздражало всех остальных. Так и многих людей напрягала та близость Иешуа с Небесным Отцом — «Я и Отец одно»!

Йосеф, в конце концов, стал рассказывать свои сны, настолько нереальные, что это стало последней каплей терпения братьев. Иешуа говорил о будущем, о близких и о далеких временах, о судьбе Израиля в целом и детально. Всё это вызывало часто негодование и гнев братьев…

Всё пришло к своему логическому концу:

Йосеф был осужден своими и брошен в ров. Иешуа был осужден, распят и погребён в могиле.

Йосеф продан в рабство в Египет. Стал великим среди чужого народа, принёс огромную пользу Египту, был почитаем и влиял на самую развитую страну того времени.

Иешуа после воскресения должен был покинуть Израиль и эту Землю, тем не менее, был признан языческими народами, оказал невероятное влияние на развитие человечества и мировых цивилизаций.

Но вот, наступает момент, и во всём регионе наступает голод, огромный, невероятный – 7 лет подряд! Голод захватывает и Египет, и землю, где живут братья Иосифа. Они уже похоронили его. Не забыли, боль не ушла, память о тех событиях бередит душу, но нужно жить и идти вперёд. Они вынуждены прийти в Египет, а  там их ждет их воскресший брат...

В Бытие 45:7 написано: сохранить вашу жизнь до великого спасенья.

Многим христианам кажется, что Иешуа  забыл о своих братьях, Он уже и не еврей, по взгляду многих — и евреев и христиан, Он выглядит как японец или африканец, возможно, как русоволосый европеец, так же было и с Йосефом — выглядел, как египтянин, но однажды, все ширмы будут сокрушены и Он даст увидеть Себя Израилю.

А множеству кажется, что Израиль совсем забыл лучшего из своих сынов. Эта долгая разлука между Израилем и Иешуа однажды закончится. Она уже близка к концу, уже небольшие, пока ещё, караваны потянулись к Нему за хлебом. Многие уже увидели и поняли, что Иешуа-ахину жив!

Мы все должны признать, что Он говорит Израилю:

«И послал меня Бог пред вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь до великого спасенья». Вдумайтесь — ВЕЛИКОЕ СПАСЕНИЕ ОЖИДАЕТ ИЗРАИЛЬ!

Придёт время, когда Иаков услышит, что сын его, Йосиф, жив и оживёт дух его! И вся семья придет к Нему.

Когда я читал сцену признания Йосефа, вот что мне вспомнилось:

«И изолью Я на дом Давида и на жителя Йерушалаима дух милости и мольбы, и будут они смотреть на Меня,  того, которого пронзили, оплакивать будут, как оплакивают единственного (сына), и горько плакать о нем, как горько плачут о первенце» (Захария 12:10; пер. Д. Йосифона).

В иудейской религиозной мысли есть параллель между Йосефом, сыном Иакова, и Машиахом — небесным посланником, который должен пострадать во искупление людей от грехов. Вот выдержка из одного трактата Арье Бараца, нашего современника, религиозного мыслителя. Он не верит в Иешуа, но тем ценней его мысли:

«Часто и иудеи и христиане сходятся в том, что христиане верят в страдающего слабого Мессию, а евреи — в торжествующего. Но, во-первых, христиане верят во второе пришествие, которое будет именно «торжествующим», а во-вторых, иудаизму также знаком образ страдающего мессии. Согласно одной талмудической агаде (Сангедрин 98.а) Мессия нищенствует у ворот Рима, а в трактате Сукка (52а) утверждается, что Мессия будет убит. Что же касается сопутствующих приходу Мессии бедствий, то вера в них отражена в устойчивом понятии «хевлей машиах» («Мессианские скорби»).

Иногда можно услышать, что иудаизму чужда христианская идея искупительности страданий праведника в отношении постороннего для него грешника. Но и это неверно. Например, в Талмуде говорится: «Сказал рабби Ами: почему рассказ о смерти Мирьям смежен с заповедями о красной телице? Как красная телица дана для искупления, так и смерть праведника искупает. Сказал рабби Элиэзер: почему в рассказе о смерти Аарона упомянуты одеяния священства? Как одеяния священства служат для искупления, так и смерть праведников искупает" (Моэд Катан 28.а).

Причём, в некоторых случаях эта искупительная роль праведника признается даже решающей для спасения грешника. Вот, например, что говорит по этому поводу не хасидский цадик, а глава митнагедов Виленский Гаон: «Тот, кто дурно обращался с людьми, не поднимается из геенома, пока его не вытащит праведник» (Эвен шлема 10.20).

Тема этих пророческих параллелей так глубока и обширна, что мне не представляется возможным описывать каждую деталь, а их осталось немало!

Как евреи мы должны учиться размышлять, учиться наблюдать, сопоставлять наблюдения и делать выводы!

Итак, благословений вам в размышлениях над образом Йосефа.

Шалом.

С уважением, Шимон, раввин Кишиневской Мессианской Общины «Бней Брит Хадаша».

Пожертвовать

Последнее: 18.02. Спасибо!