Ошибки молодости

Ошибки молодости

Несколько примеров церковного учения для молодёжи, которое стоит скорректировать.

Несколько месяцев назад я случайно увидела по телевизору репортаж с какой-то молодёжной конференции, который снял какой-то платный христианский канал. Это оказалась та самая ежегодная конференция, на которую я ездила каждый год в старших классах, и на которой сформировалось моё христианское мировоззрение, мои принципы христианской жизни.

Поначалу я не могла поверить в то, что вижу это по телеку. Сидела и пялилась на экран.

Начал лектор с того, что обвинил всех сатириков и комедийные сериалы в распространении «нового атеизма». После него была небольшая сценка, в которой новообращённый подросток Тревис вдруг понимает, что все его бывшие друзья-одноклассники как один начали «преследовать» его за веру. «Всю жизнь я шёл к этому», торжественно говорит Тревис. «Я должен быть не просто благодушным и добросердечным. Я должен быть несгибаемым».

Прошло 15 лет, а сюжет всё тот же.

После того, как в свет вышла моя первая книга – мемуары, в которых я рассказала о своей, если можно так выразиться, токсичной евангельской юности, люди начали задавать мне вопросы: «Как нам воспитывать в духе молодёжь? Что надо изменить?»

Я никогда не знала, как отвечать на этот вопрос. И до сих пор не очень понимаю, хотя пожила на этом свете достаточно, чтобы понять, что не существует никакой единой формулы или действия, которое могло бы решить данную задачу. Но вот примеров проблематичных, на мой взгляд, постулатов, которые нам с детства внушали в церквях, и до сих пор внушают нашей молодёжи, я могу привести достаточно.

Три такие мысли/учения мне пришлось искоренить из своего сознания:

1. Ваши одноклассники/сверстники/друзья/учителя начнут преследовать вас за вашу веру.

Одной из постоянных тем в моей христианской молодости была тема 'как не сломаться под давлением сверстников и учителей, которые будут враждебно настроены ко мне и моим христианским принципам'. Сколько же я прослушала лекций, проповедей и мини-конференций, направленных на то, чтобы я твёрдо держалась правила всегда и везде чётко и бескомпромиссно излагать основы своей веры, даже если все смеются над тобой.

Половину средней школы я провела в напряжённом ожидании атаки со стороны всех учеников, будучи уверена в том, что все они тайно насмехаются надо мной, ненавидят и презирают меня. Я надевала христианские футболки как бронежилет. Я зазубривала наизусть все самые гениальные ответы в защиту христианства, чтобы в любой момент дать отпор учителю или ученику, который загонит меня в угол и начнёт пытать меня вопросами о вере.

Но никто так и не загнал меня ни в какой угол.

На самом деле, я дистанцировала себя от всех, кто не верил так же, как и я. Дело было не в том, что они меня не любили, а в том, что я встала в вечно защитную позицию, готовая нанести удар, и никто даже и не думал приближаться ко мне. Поэтому, спустя какое-то время, на меня вообще перестали обращать внимание.

Я знаю, что в мире немало мест, где гонения за веру, — это реальность. И я ни в коем случае не хочу заглушить боль страданий этих людей. В нашей американской культуре, в этот период времени, христиане не подвергаются нападкам со стороны других людей. И несмотря на популярность таких христианских фильмов как «Бог не умер», готова поспорить, что 99% учителей вовсе не стремятся заставить своих учеников разувериться в Боге. Конечно, дети иногда бывают очень жестоки. Но, живя среди проблем развитых стран, полемика на религиозные темы звучит даже благородно.

Я бы хотела, чтобы пасторы для молодёжи и учителя перестали делить людей на «наших» и «ненаших». Хотела бы видеть и слышать, как они помогают своим ученикам понять, что все мы очень похожи – сложные, неудобные, сломленные и возлюбленные Богом люди.

Вместо того, чтобы говорить детям, будто у нас есть Иисус, а у вас пока Его нет, учите детей подмечать добрые стороны от образа Божьего в каждом человеке, появляющемся в их жизни.

2. Спасение твоего друга зависит от того, насколько хорошо ты сумеешь доказать истинность евангелия.

На этом этапе дети в основном игнорируют интеллектуальную часть веры со всеми конфликтующими и не стыкующимися моментами – они просто ещё не в состоянии это переварить.

Так оно и должно быть. Это важная часть развития их веры. Но если мы начнём давить на мозг подростка тем, что ему надо срочно со всею ответственностью покаять всех своих друзей и начать движение возрождения, то мы непременно создадим атмосферу, в которой «евангелизация» превратится в набор клише, банальных однообразных ответов и ношение христианских футболок.

Лучше начать так: ты не можешь никого спасти.

Спаситель – Иисус, а не мы. Может, нам и выпадет честь сыграть какую-то маленькую роль в искуплении человека, но только не потому, что мы такие знатоки и так круто всё разложили ему по полочкам, или зазубрили столько правильных стихов или прочитали такие нужные книжки.

Вместо того, чтобы учить детей шести разным способам «Спасительной вести по посланию к Римлянам», давайте найдём время и покажем детям, кто же такой Иисус. И не для того, чтобы у них была в запасе суперская история для евангелизации, а просто потому, что Он – бесконечно прекрасен, и Его любовь так глубока, что мы никогда не увидим, что там на дне.

А позже, когда они начнут потихоньку разбираться в неоднозначных вопросах и сомнениях, касающихся веры, то они пройдут через всё это не благодаря банальным ответам, а благодаря тому, что когда-то они мельком увидели реальную красоту Бога.  Они выдержат испытания благодаря физической памяти о том прыжке в пучину реальности Бога. И когда их друзья зададут им вопрос о вере, то они не будут рисовать схемы и диаграммы. Они покажут всем Христа.

3. Надо сделать что-то стоящее в глазах Бога.

Подростки часто полны надежд и оптимизма, готовы взяться за любое дело. Они хотят ДЕЛАТЬ ИСТОРИЮ.

Конечно, охота воспользоваться таким рвением – показать им, какой волнующей, необычной, опасной и красивой может быть вера.

Но в то же время, нам не нужна кучка подростков, «окрылённых» верой как в рекламе напитка Ред Булл, получивших передозировку кофеина, взлетевших до небес, а потом рухнувших на землю, когда действие вещества кончается. Я вышла из такого поколения подростков, которые горели ради благого дела, и вспыхивали во тьме, как фейерверки, но так же и быстро сгорали. Такое нам не надо, согласитесь.

Христианская жизнь – это долгое путешествие, подчас довольно приземлённое и трудное, как будто продвигаешься гусиным шагом, еле-еле, и мало что чувствуешь, и мало что видишь. Отождествление веры с чудесными ощущениями и необычными действиями может затруднить процесс духовного роста, когда мы непременно столкнёмся с нашей серой реальностью.

Да, это здорово и надо радоваться, когда у детей есть мечты. Давайте ободрять их и поддерживать искорку, горящую в  сердцах. Но также, давайте делать это таким образом, чтобы при всех этих ярких впечатлениях и мечтах,  ритм вечных истин всегда ровно бился внутри их сердец.

Что бы мы ни делали, Бог не станет любить нас больше.

Что бы мы ни делали, Бог не станет любить нас меньше.

Вы всё получили сполна и ни в чём не нуждаетесь.

Бог уже творит удивительное через вас – даже, если вам кажется, что вы – самый что ни на есть обыкновенный человек и всегда таким будете. 

Эдди Цирман / hristiane.ru

Пожертвовать

Последнее: 18.02. Спасибо!