Пастор первой мегацеркви в России


Пастор первой мегацеркви в России

В годы, предшествовавшие Октябрьской революции, Россию накрыло великое евангельское пробуждение. Эпицентром этого пробуждения стала столица Российской империи — город Санкт-Петербург. Тысячи людей оставляли мертвые традиции и начинали служить живому Богу. Интересно отметить, что в основном пробуждение затронуло высшие слои населения, вследствие чего многие аристократы, несмотря на преследование со стороны правительства, присоединялись к евангельским церквям.

Основными движениями (деноминациями) тогда были евангельские христиане под предводительством Ивана Проханова и баптисты под предводительством Вильгельма Фетлера. В советское время эти два движения соединили и новое объединение получило название: Всесоюзный совет евангельских христиан и баптистов. Со временем букву «и» убрали.

По статистике, приведенной на всемирном съезде баптистов, в России на момент революции было свыше 500 тысяч евангельских христиан! Основную роль в становлении и распространении живого христианства в России сыграл Вильгельм Фетлер.

Вильгельм Фетлер родился в 1883 году в Латвии в семье баптистского пастора. Будучи подростком, Вильгельм посвятил свою жизнь Господу и решил принять водное крещение. Из-за опасения преследования отец Вильгельма решил преподать сыну крещение ночью. Но кто-то узнал об этом, и поэтому, когда отец с сыном выходили из воды, на них посыпались камни, один из которых разбил голову отцу Вильгельма — Андреасу.

По окончании школы Фетлер устроился работать в финансовый отдел крупного велосипедного завода в Риге. Вскоре, видя его смекалку, Фетлера поставили на должность управляющего. Это был взлет его карьеры, в результате чего перед ним открывались великие возможности. Для себя Фетлер тогда решил, что бизнес — это его будущее!

Шел 1903 год. Однажды перед окончанием работы молодой Фетлер подошел к окну своей конторы и увидел толпы людей, уже окончивших смену и расходящихся по улицам города. И вдруг он услышал четкий голос:

«Вильгельм!» — Фетлер повернулся, чтобы посмотреть, кто с ним говорит, но сзади никого не было. — «Видишь ли ты это множество духовно голодных людей? Если ты, познавший спасение, не понесешь им весть о Христе, никто не будет в состоянии заменить тебя. Многие могут делать твою работу здесь, но никто не сможет сделать ее вместо тебя там».

После произошедшего Вильгельм решил оставить свою прибыльную работу в конторе и посвятить себя служению. Он понимал, что для этого ему нужна подготовка, поэтому с помощью словаря написал письмо-прошение в Англию в колледж Сперджена и получил положительный ответ.

В 1904 году, находясь в Англии на учебе, Фетлер узнал о пробуждении в Уэльсе под предводительством Эвана Робертса и решил лично съездить туда, чтобы посмотреть, что же там происходит. На тех служениях Дух Святой очень сильно коснулся Фетлера. После увиденного в Уэльсе Вильгельм возвратился в колледж и сказал своим друзьям: «Я понял разницу между обычной евангелизационной компанией и непосредственным движением Святого Духа».

Читая историю Джона Нокса, Фетлер часто закрывал книгу и взывал к Богу: «Господи, дай мне Россию или пошли мне смерть…» (Подобной молитвой Джон Нокс молился за Англию.) Так Вильгельм научился молиться часами, не замечая времени: очень часто пять минут, которые он решал провести в молитве, продолжались три часа…

Вскоре после окончания колледжа Фетлеру предложили начать служение в Санкт-Петербурге. По приезду туда он первым делом посетил общину евангельских христиан, возглавляемую Каргелем, но не присоединился к ним, а приступил к организации новой общины баптистов. На средства английской миссии Фетлер снял огромный концертный зал в центре Санкт-Петербурга и дал объявление в газете, что он будет читать лекции на духовную тему.

Первые служения Фетлера в Петербурге. Фетлер в центре на кафедре.

Первые служения Фетлера в Петербурге. Фетлер в центре на кафедре.

Через короткое время зал на 700 мест уже не вмещал всех желающих слушать Слово Божье. Видя нужду, Фетлер арендовал новые залы и назначал других братьев там служить. Уже через 5 лет в одном только Санкт-Петербурге было 12 мест, где проводились служения баптистов с тысячами слушателей.

Служения Фетлера начали посещать аристократы, среди которых был Столыпин, граф Витте, мадам Черткова и другие. Однажды Фетлер даже встретился с писателем Львом Толстым и убеждал его принять живого Бога.

К 1910 году возникла необходимость в собственном здании. Фетлер получил разрешение на строительство дома молитвы, которое ему лично вручил царь Николай II.

Через два года строительство было завершено, и новое здание, известное как «Дом Евангелия», распахнуло свои двери для прихожан: современный зал на 2000 мест, возвышенность для хора на 120 мест, еще два вспомогательных зала на 400 и 600 мест! Это была первая мегацерковь в России.

Имея свое здание, община «Дома Евангелия» стала центром для распространения Евангелия по всей империи. При церкви действовала воскресная школа на 800 учеников, курсы по подготовке служителей, а также проводились классы, обучающие женщин шитью и рукоделию.

1past2

Наблюдая огромный успех в столице России, в 1912 году Фетлер передал служение братьям и возвратился в родную Латвию. По прибытию в Ригу он сразу же арендовал огромный зал, который в считанные недели заполнился до отказа. По опыту Петербурга, Фетлер в Риге начал строить огромное здание, которое получило название «Дом Голгофы»: два зала, один из которых на 1000 мест, второй — на 200, столовая и множество подсобных помещений.

"Дом Голгофы" в Риге

«Дом Голгофы» в Риге

После того как Фетлер наладил работу в Петербурге и Риге, он переехал в Москву. Но в Москве, в которой в то время было 1600 православных храмов, против него поднялась большая оппозиция. В 1914 году с подачи православной церкви Вильям Фетлер был арестован и осужден на пожизненное заключение в Сибири на каторжные работы. Но через знакомства с петербургскими аристократами, пожизненное заключение заменили на депортацию из страны.

Итак, семья Фетлера переезжает в Америку, где он сразу же начал трудиться среди русскоязычного населения в Нью-Йорке и организовал там церковь. Интересно отметить, что после отъезда Фетлера в Филадельфию, церковь в Нью-Йорке возглавил Иван Воронаев.

1past4

​У Фетлера было 13 детей, которые все играли на духовых инструментах.

​У Фетлера было 13 детей, которые все играли на духовых инструментах.

В Филадельфии Фетлер открыл библейский колледж для обучения новых пасторов. Многие из его учеников понесли Благую весть в Польшу, Латвию и даже в Советскую Россию.

Сам Фетлер в 1923 году возвратился в Ригу, где открыл новую церковь и построил новый храм, который назывался «Храм спасения». Из Риги он вел миссионерскую деятельность в Латвии и Польше, а также поддерживал миссионеров, которые трудились в СССР. Стоит отметить, что в начале двадцатых годов в Советской России была относительная свобода, поэтому миссионеры, посланные Фетлером, открыли десятки церквей и привели к Богу тысячи людей.

"Храм спасения" в Риге

«Храм спасения» в Риге

Но с наступлением 30-х годов свобода закончилась, и многих баптистских проповедников сослали в концлагеря, а некоторых расстреляли. 5 февраля 1930 года был закрыт знаменитый храм в Петербурге — «Дом Евангелия». Здание было передано заводу «Электроаппарат».

Передав в 1937 году церковь в Риге своему брату Роберту Фетлеру, Вильгельм перехал в Западную Украину, которая находилась под властью Польши. Как-то посетив служение в Луцке и увидев жажду людей к Евангелию, Фетлер сказал: «Остаток своей жизни я посвящу этому великому 40-миллионному украинскому народу!»

В это время он решил изменить свое имя и взял себе псевдоним — Василь Малов. Этим он хотел показать свою незначительность в руках Божьих. Но его мечте не суждено было сбыться, так как через два года Западную Украину оккупировали советские войска.

Василю Малову удалось бежать перед наступлением коммунистов назад в Америку, но его брата Роберта, пастора церкви в Риге, арестовали. Обвинив его в антисоветской деятельности, вместе с его двумя несовершеннолетними сыновьями Роберта сослали на каторгу, где через два месяца они были замучены до смерти. Это событие очень сильно потрясло Василя.

Вернувшись в США, Василь Малов организовал новое Русское библейское общество, целью которого была доставка Библий в Советский Союз. В это время многие братья из его движения начали сторониться Малова из-за его связей с пятидесятниками, которых он, в отличие от Проханова, считал своими братьями.

1past7

11 августа 1957 года Василь Малов посетил украинскую церковь в Канаде, где окруженный братьями после проповеди, он попросил: «Братья, спойте мне что-нибудь…» Кто-то начал песню «Братья, все ликуйте!», написанную в свое время Фетлером. По его лицу покатились слезы. «Братья, спойте мне еще по-украински». И братья начали: «Отчэ Нэбэсный…». После этого служения он отправился к себе домой, а через три дня братья узнали, что он умер.

Вильгельм Фетлер ушел к Иисусу, Которого он так сильно любил, ради Которого страдал и ради Которого так много сделал…

На кладбище городка Эль-Серрито, неподалеку от Сан-Франциско, находится могила, на которой написан только стих: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил… 2 Тим. 4:7″ и надпись — Василь Малов, 1883-1957.

Роман Савочка / gazeta.mirt.ru / romansavochka.com

Также рекомендуем посмотреть замечательный документальный фильм о Вильгельме Фетлере, «Небесный почтальон»:

Подписаться на ieshua.org: 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>