«Слишком еврейское» искусство

Буквально пару месяцев назад завершилась выставка Пре-Рафаэлитского искусства в Национальной Галерее Искусств в Вашингтоне. Этот жанр был основан в 1848 году, когда семеро британских художников, во главе с Вильямом Холман Хантом, Джоном Эверетт Миллэйс и Данте Габриэль Россэтти (все трое — члены Королевской академии искусств Лондона), организовали тайное общество, называемое Пре-Рафаэлитское Братство. Согласно обзору выставки в Нью-Йорк Таймс, эти художники «были в свое время отвергнуты пришедшим в упадок искусством и обществом, по большей части из-за промышленной революции. Они желали повернуть время вспять, вернуться к более чистым, невинным Христианским временам.»

Одна из работ выставки, «Христос в доме своих родителей» (1849-50), написанная Джоном Эверетт Миллэйс, изображает Иисуса и его семью. Окружающая обстановка — плотничный магазин Иосифа. Мария утешает маленького Иисуса, в от время как Иосиф разглядывает на ладони Иисуса порез от гвоздя (намек на символ стигматы распятия). Действительно похоже на реалистичный портрет семьи на работе. Почему же тогда он вызвал широкое общественное возмущение? Критики обвиняли автора в том, что картина «была слишком еврейской», сожалея о том, что художник изобразил «неуклюжего» Иисуса в обыденной рабочей обстановке.

Когда картина была показана на Выставке Королевской Академии в 1850, о ней говорили, как о «болезненном выражении анатомических знаний, и преднамеренно пошлом изображении юного Спасителя в виде рыжего мальчика-еврея, а вместо возвышенного образа Девы Марии — некрасивая, с больными пятками, простая портниха...»

Не менее интересно, что писатель Чарльз Диккенс был глубоко потрясен видом «кривошеего мальца в ночнушке, которую, похоже, сшили из найденного в канаве мешка». В разгромном обзоре выставки, Лондон Таймс пишет, что «попытка Миллэйса ассоциировать Святое Семейство с обстановкой магазина плотника, с немыслимой грязью и нищетой, и даже с болезнями является крайне мелочной и отвратительной.»

Нарастающее общественное возмущение картиной заинтересовало Королеву Викторию, и она приказала доставить работу в Букингемский Дворец, для частного просмотра. Неизвестно, каким же было мнение монарха, но широкую критику передала реакция общества: «Художник должен быть смелым, чтобы изображать рабоче-крестьянских евреев в виде рабоче-крестьянских евреев!»

Похожий инцидент произошел спустя тридцать лет, когда немецкий художник Макс Либерман создал полотно «12-летний Иисус в Храме с книжниками». Изображение Иисуса, дискутирующего с раввинами и книжниками было вдохновлено известным отрывком из Евангелия от Луки (2:46-47). Подобная работа была несвойственна Либерману, светскому еврею, который создал всего несколько образцов религиозного искусства. Когда же картина была показана на международной арт-выставке в Мюнхене, в том же году, она вызвала бурю протеста. Общественность и критики настаивали на том, что полотно поносит Христианство. Даже наследный принц Баварии выразил свой протест, что вызвало дебаты в Парламенте Баварии.

С чего же такая шумиха? Опять таки, произведение искусства оказалось слишком еврейским. Критикующие поясняли, что Либерман нарисовал Иисуса с темными волосами, семитскими чертами лица и, что хуже всего, в «характерной этнической позе». Один из критиков жаловался, что Иисус у Либермана - «самый уродливый, самый дерзкий еврейский мальчишка, которого только можно себе представить». Потрясенный общественной реакцией, Либерман переделал картину, Иисуса снабдил светлыми волосами, смягчил черты лица, сменил одежду и уничтожил любые возможные намеки на «этническую позу».

В связи с такими потугами изобразить Иисуса как Христианина, стереть его еврейскую идентичность и приверженность образу библейского иудаизма, стоит ли удивляться, что в классическом искусстве Средневековья и Ренессанса отсутствуют какие-либо связи евреев с Иисусом, его семьей и обществом? Прогуливаясь по Нью-Йоркскому Метрополитен Музею Искусств и обращая внимания на классические произведения, я отметил для себя, что практически никто из авторов не проявил ни намека на истинные образы, представленные в Евангелиях — на образы Иисуса-еврея, погруженного в еврейскую жизнь, учение и практику. На каждом шагу я сталкивался со светловолосым, белокожим, североевропейским Иисусом (а также другими членами его семьи и последователями). Более того, все они изображаются в анахроничной одежде более поздних христианских святых, в окружении христианских артефактов и роскошных интерьерах, столь далеких от жизни реального Иисуса в простом Галилейском селении.

Эта этническая чистка искусства от иудаизма должна быть пересмотрена, в связи со своим вкладом в антисемитизм из-за игнорирования еврейской идентичности Иисуса. Отделение Иисуса от всех остальных евреев породило ложную дихотомию — Иисус и евреи — разных национальностей и с разными религиями. Искажения и фальсификации библейской истории не только привели к преследованию бесчисленного множества евреев на протяжении истории, но и породило огромную пропасть между Иудаизмом и Христианством, которые только сейчас находятся на пути примирения.

Автор — Bernard Starr
Перевод — Алекс Фишман
Источник — huffingtonpost.com

Bernard Starr — психолог, журналист и заслуженный профессор Нью-Йоркского City University в отставке. Также является автором книги «Jesus Uncensored: Restoring the Authentic Jew».

Пожертвовать

Последнее: 07.04. Спасибо!