Три главные причины Шабата (Борис Грисенко)

Бытие 2:1-3 (по-еврейски – Брейшит):

«Так совершены небо и земля и всё воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в этот почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал».

Ещё давайте откроем Исход 31:12-17:

«И сказал Господь Моисею (Моше), говоря: скажи сынам Израилевым: субботы Мои соблюдайте, ибо это – знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит её, тот да будет предан смерти;

– Хорошо, что мы с вами живём в новозаветние времена! Теперь нас не убьют. –

…шесть дней пусть делают дела, а в седьмой – суббота покоя, посвящённая Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды (в поколения) свои, как завет вечный; это – знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился».

Первая причина Шабата.

Итак, первая причина Шабата – это то, что в шесть дней Господь совершил всё творение, и когда настал седьмой день, – Бог стал шабатствовать. Мы ещё вернёмся к этой причине, просто отметьте себе, что Бог стал шабатствовать. А сейчас у Бога, какой день?

Это факт, – для Бога продолжается седьмой день! То есть, Бог – в Шабате. А мы? Кто в Шабате, кто в понедельнике, кто в четверге. В зависимости, от того что лежит на дороге, да, товарищи? Хорошо, не буду вам пересказывать этот уже набивший оскомину анекдот про раввина и кошелёк с деньгами.

В общем, получается, что Шабат существовал с момента окончания творения мира. Или, иными словами, с момента завершения творения. Как только оно завершилось, Бог провозгласил Шабат во всю Вселенную.

Почему же в Торе с тех пор Шабат нигде не упоминается вплоть до Синайского откровения? Мы же с вами еврейская община? Поэтому, мы должны задавать вопросы. Мы не только можем рассказывать анекдоты. Но мы можем задавать хитрые вопросы друг другу, ожидая, что тот, кому мы задали вопрос, если не сможет на него ответить, он-таки нас тоже озадачит каким-то вопросом, правда?

Поэтому запишите, пожалуйста, вопрос: почему в Торе со 2-й главы Бытия, – книги Брэйшит, нигде не упоминается Шабат вплоть до того, как описывается Синайское откровение, и тот закон, который был дан через Моисея Израилю с горы Синай? Почему? Вот такой вопрос интересный! Это не будет полностью домашним заданием. Я кое-что скажу на эту тему. Я назову, с вашего позволения, несколько причин. Но только, пожалуйста, не думайте, что это истина в последней инстанции. Это те причины, которые для меня очевидны из Писания. Но вы можете найти другие причины или посмотреть на те, которые мы сейчас запишем, и задать вопросы.

Итак, для того, чтобы Шабат провозглашённый, и как бы потенциально засветившийся во Вселенной, вошёл в силу и стал реальностью в жизни определённой части людей, нужно было:

А) Чтобы образовался Божий народ. Мы знаем, что по большому счёту, Божий народ образовался в Египте. В Египет пришла одна большая семья. Фактически там три поколения пришли только одной большой семьи. Но в Египте эта семья стала народом Израиля.

Б) Чтобы народ Божий вышел из Египетского рабства на свободу. Потому что в Египте не могла быть дарована Тора, не мог быть по-настоящему заключён Новый, на тот момент, Завет, не отменявший Завет Авраама, Исаака, Якова, но переводивший его на определённый уровень. То есть, Синайский Завет оказался Новым по отношению к Завету с Авраамом, Исааком, Яковом. Так вот, в Египте это не могло быть заключено. В Египте не только Тора не могла быть дана, – Слово Божье первоначальное. В Египте народ не мог встретиться со своим Богом и Бог не мог раскрыться Своему народу.

Вы помните, как Моисей говорил фараону, что пока мы не выйдем из Египта, из страны рабства, мы не сможем узнать, что Бог хочет от нас. Даже какую жертву Бог хочет, чтобы мы принесли. Очень интересный и важный момент. Он непосредственно не относится к нашей теме сегодня, но вы можете себе это отметить.

Важный момент! Находясь в рабстве у разнообразных египтов, находясь под властью вещественных начал и стихий мира сего, как мы уже читаем в Новом Завете, даже верующий искренне человек не может понять Кто Такой Бог, не может раскрыться полноценно для Его Завета, ему Слово Божье раскрыться не может. И даже некоторые, казалось бы, простые вещи, такие как, например: что жертвовать? когда и как? – он не может узнать по-настоящему.

В) Чтобы весь народ, наконец, встретился с Господом в пустыне. Заметьте, не чтобы лучшие представители народа, например, в лице Моше, Аарона, – вот они встретились, а остальные что бы: «Ну, вы там, сходите… а мы пока общественно-полезным трудом займёмся… Вы же наши вожди, вы ж крутые духовные ребята. Вы же там… У вас же там свои темы с Богом… Вы же знаете, как там это всё… Мы тут по мелочам, а вы уже там по-крупному, потом придёте и скажете всё. Ну, а мы что? Мы: «Аллилуйя, Аминь!» и туда-сюда».

Необходимо было, чтобы весь народ, от мала до велика, даже включая тех, которые только присоединились к Израилю, – великое разноплеменное множество, – чтобы все, кто ещё не отошёл от идолопоклонства даже — все могли выйти на свидание с Господом.

Я говорю о ветхозаветных временах, не переносите это в нынешнее время, потому что в настоящее время идолопоклонство и есть одна из страшнейших разновидностей Египта. Причём не просо выйти на свидание с Господом и засечь время: «Господь опоздал! Извини, пожалуйста, всё уже, пролетел. Мы прождали, мы сейчас сами всё сделаем, поклонимся Тебе чин-чинарём, как Саул принесём жертву и без Самуила, и без… Ну, ничего! Лишь бы народ не разбежался! А Ты, Господи, Ты нас подвёл! Опаздываешь, а надо быть пунктуальным, – XХI столетие! Всё сделали и чао-какао, мы опять займёмся своей благословенной жизнью». Нет!

Надо было, чтобы все вышли на свидание с Господом, и чтобы это свидание состоялось!

Г) Чтобы в результате этого свидания был заключён Завет. Вот это всё было необходимо, если мы смотрим и читаем Тору, Пятикнижие Моисеево, если мы вникаем в Его Слово, это всё было необходимо для того, чтобы Шабат стал реальностью, по крайней мере, для Израиля.

Это мы всё разбирали первую причину. Если вы заметили, хотя мы говорили о причине, связанной с сотворением мира и отдыхом Бога от всех дел, но мы подошли к выходу из рабства, из Египта, для свидания с Богом и заключению Завета.

Вторая причина Шабата.

Итак, Второзаконие 5:12-14 (по-еврейски Дварим):

«Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осёл твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой

– Чтобы отдохнул раб твой! Чтобы шабатствовал раб твой! Чтобы наслаждался свободой раб твой! – и раба твоя, – точно так же,

– как и ты».

Величайшее откровение Шабата было связано с тем, что еврейскому народу, первому на всей земле, Бог возвестил, что по сути своей все люди по всей земле равны. Это было сумасшествие, безумие не только для того времени, друзья, – примерно за полторы тысячи лет до Рождества. Это продолжало быть сумасшествием и безумием для всех народов мира ещё около двух тысяч лет после этого. Великое откровение Шабата как раз, на самом деле не в том, что он сделал еврейский народ исключительным. Шабат не сделал еврейский народ исключительным. В сути Шабата – любовь Бога ко всем!

Тут даже не написано, чтобы отдохнул раб твой, еврей, и раба твоя, еврейка. Чтобы все рабы, без различия национального происхождения, пола, полезности для тебя. Может, у тебя беспрерывное производство, которое нельзя останавливать в Шабат, потому что всё застопорится, – всё равно дай людям покой, они такие же люди как ты, ничем не хуже тебя, даже если ты ещё живёшь при условно-рабовладельческом строе.

15-й стих – ключевой сейчас для нас!

«и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать (праздновать) день субботний».

Поэтому, я начал с того, что Песах – это праздник искупленных рабов. Но и Шабат, этот малый Песах – это праздник искупленных рабов. Это праздник тех, которые не могут превозноситься ни над кем. Это праздник тех, которые живы, которые свободны и рождены от Бога в Божью семью. Не потому что они напнулись своей силой воли, не потому что они сказали: «Я это сделал, Бог! Бог, я это сделал! Бог, я сказал! Я выйду из Египта! Я возьму этот вес, Бог! Другие не взяли, а я возьму, Бог! Я сказал! Я сделаю это! Я родюсь свыше! Я так напрягусь, что захочет Бог или нет, а я пух – и родился!» Я знаю людей, которые так думали. Они сейчас на кладбище духовных выкидышей.

Нет, дорогие! Нет никого из нас, и не может быть никого на этой земле, ни в каких народах, ни поколениях, которые силой воли, заслугами, достоинствами, своим напряжением и опытом, которые делами добрыми, добрейшими и супердобрейшими, вышли на свободу, родили себя, стали Божьими, вошли в Божью любовь. Это невозможно! Только Бог может освободить самого ужасного раба и самого интеллигентно-добродетельного раба. Только Один Бог – Творец нашей Вечной Жизни. Только Один Бог сотворил наше тело, наш организм, нашу душу. И только Один Бог вывел наш дух сначала и выводит нашу душу из всяких видов рабства. И только Один Бог, если мы пройдём этот Пасхально-Субботний путь вместе с Ним, в своё время, воскресит наше тело, в каком бы прахе оно ни находилось, и сделает его другим, прославленным, похожим на Тело Воскресшего Машияха.

Мы должны помнить, из какого рва извлёк нас Господь. Мы должны помнить, из каких египтов вырвал наши сердца. Мы должны помнить, что мы живы, и живём, и будем жить, и спасаемся и спасены, и спасёмся в конце концов только Его милостью и только Его любовью, только Его подвигом ради нас, только жертвой Его любви ради нас, только воскрешением из мёртвых ради нас, только Его муками ради нас, и ничем другим.

Третья причина Шабата.

Третья причина Шабата записана здесь же во Второзаконии, и в Исходе: 20:10:

«Это – Шабат Господу, Богу твоему».

Мы читали в 31-й главе Исхода тоже, что Бог сделал Шабат знамением между нами и Им. Он сделал Шабат прообразом полного посвящения всего нашего времени и всей нашей жизни Ему. Это Шабат, это покой полностью принадлежащий не нам, когда мы делаем всё, что нам хочется. Это не просто отдых для нашей плоти. Но это, прежде всего, отдых, отданный Господу. Это не просто праздник души. Знаете такое выражение «праздник души», которое для многих людей значит самые разные, иногда нехорошие вещи.

Так вот, Шабат – это не праздник тела, и даже не праздник души, как таковой. Это праздник Господа с нами. Всё в этом времени принадлежит Ему.

Если в нас сидит ещё представление: «Вот, если мы что-то отдадим Богу, то это уже не наше, нам с этого ни кайфа, ни драйфа, ни взыска, ни рыска. Ну, уже Господу, и это уже така жертва, ну, оторвали с кровью уже, ну, уже ладно, уже, ну что об этом говорить? Всё равно мы с этого уже ничего не получим!»

Если у кого-то из нас сидит такое представление, то мы ещё никогда не шабатствовали. Потому что, если мы понимаем, что это значит на самом деле, то мы отдаём этот Шабат Господу и доверяем Ему. Зная, что Он, взяв это от нас, вернёт нам это улучшенным, умноженным, углубленным и помазанным небесным помазанием так, что всё отданное Ему станет нашей радостью, нашим наслаждением, нашей родной, самой, что ни на есть внутренней сердечной радостью, весельем и торжеством.

Вот именно при таком подходе мы начинаем входить, и понимаем, что такое шабатствовать. Так что Шабат получается как праздник, даже без всякого «как». Шабат – это праздник заветного свидания с долгожданным Женихом, Который вывел нас из дома рабства и не хочет, чтобы мы оставались хотя бы в какой-то духовной тюрьме.

Вот об этом же пророчествовал Исаия в знаменитой 61-й главе:

«Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное… возвестить сетующим на Сионе, – унывающим, разочарованным, обозлившимся, отчаявшимся, недоверчивым, сомневающимся, – что им вместо пепла – траура, к которому они привыкли, с которым они срослись, – дастся украшение, и вместо – тусклого, – унылого духа – славная одежда, – праздничная одежда Божьих победителей и триумфаторов в Машиахе Йешуа».

Это настоящее шабатствование по милости Божьей! Это благодать, которую Бог приготовил от создания мира для всех. Но из-за грехопадения Адама и Евы всё это было отложено на тысячелетия и стало раскрываться только с момента выхода Божьего народа из рабства навстречу Господу. Народ Божий был ещё, мягко говоря, несовершенный, запутанный, полный недостатков, страхов, комплексов, своих понятий, тормозов, вожделений. Но они вырвались из рабства, они вышли к Нему! И свидание состоялось, слава Божья сошла, любовь Божья открылась, милость стала изливаться. Хотя страх Божий был необходим тогда, потому что состояние людей в то время, даже самых лучших, – кроме отдельных, таких как Моисей, ведь помните, что даже с Аароном произошло, – у подавляющего большинства, даже у избранных Божьих детей было ужасное!

Без страха Божьего, без жёсткой угрозы наказания, даже Шабат, даже этот праздник Божьей любви, даже этот праздник милосердия, даже этот праздник освобождения Бог не мог открыть и дать Своему народу, потому что сразу это было бы извращено и превращено в средство угождения плоти. Но чем дальше, тем глубже Господь в Своём Слове и Духом Своим показывал, что идея, смысл, суть, глубина Шабата только начала открываться! Потому что Бог уже тогда, выводя людей из всякого рабства, приводя их к Себе, Он хотел ввести их в дом пира, в Свои брачные чертоги, в брачные чертоги Царя царей. Вот, только что вышедший из рабства, только что как блудный сын, запачканный грехами, не представляющий того, что приготовил им Всемогущий Отец, Он всё равно хотел приблизить к Себе. Он хотел прижать к Своему сердцу, Он хотел поднять над обстоятельствами, с которыми они срослись и даже над самими собою, над их собственными представлениями. Чтобы они прорвались из полурабского состояния не просто на свободу, но в Дом Царя, где благодать разлита везде, где всё сияет Его славой, где знамя над всем любовь.

Если это Он так делал уже в ветхозаветные времена, насколько же больше Он имеет возможность и хочет это делать в новозаветные времена. Чтобы благодать Шабата и милость Шабата, чтобы праздник Шабата открывался для всех! Чтобы не было сирот, не было неполноценных, не было тех, которые дошли до ворот и дальше побоялись войти. Чтобы все могли погружаться в эту Царскую милость не просто издали, извне, но впадая в объятья Царя.

Шабат – это такой праздник, когда Бог хочет раскрыть для нас Своё пасхальное состояние, шабатнее состояние. Потому что Шабат – это также состояние духа и состояние души, которые описаны в 15-м Псалме. Давид учился шабатствовать, когда был, отвергнут всеми, когда самые близкие, родные оставили его, как написано в 26-м Псалме: «Отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня». Когда никто его не понимал, никто не принимал, он единственный, особо избранный из всей своей семьи, был предметом насмешек, издевательств. Его вообще всерьёз не принимал никто, ни братья, ни отец, и мама. Вот тогда, когда он оставался один с овцами, там Бог приходил к нему, потому что он рвался к Богу. Он учился заботиться об овцах, он учился сострадать даже вот этим тварюшечкам, он учился защищать их, кормить, поить, водить на злачные пажити. И когда нападали дикие звери, он учился стоять за своих овец до конца.

Как он учился этому? Он учился у Господа, Который есть настоящий Пастырь, Который хочет, чтобы мы полностью доверились Ему. Когда Давид учился у Него, когда он встречался с Ним, живя в этом шалаше, все остальные братья в крепком добротном доме, а он в шалаше. И когда было что-то торжественное, его даже не звали, чтобы он не позорил семью! В это время с ним встречался Всемогущий Царь и учил его шабатствовать, раскрывал ему тайны Шабата, раскрывал ему тайны Своего покоя, раскрывал ему тайны Своего отдыха. Давид учился новозаветнему Шабату за тысячу лет до того, как Новый Завет вступил в силу. Он учился шабатствовать, что бы он ни делал. Он учился шабатствовать среди войны, среди сражения. Он учился шабатствовать в молитве, в прославлении, в поклонении. Он учился шабатствовать в покое.

Помните Псалом, где написано в синодальном переводе: «Только к Богу стремится душа моя». Это хорошо! Но в оригинале: «Только к Богу молчит душа моя».

Бог открывал разные грани Шабата как личного свидания с Богом. Когда мы всё забываем и от всего отталкиваемся, чтобы, оттолкнувшись от всего нашего, впасть в объятья Господни и забыть о себе в них. И когда Давид учился этому, Бог готовил его к величайшему служению, Бог готовил его, чтобы он стал каналом воцарения Самого Мессии.

В 15-м Псалме написано: «Всегда видел я перед собою Господа». Что это такое? Это и значит Новозаветный Шабат! Когда мы всё время видим духовными глазами перед собою Господа. Когда мы шабатствуем во всякое время. Когда мы не видим своей цели перед собой шесть дней, а в седьмой оставляем свою активность, и тогда мы уже начинаем потихонечку видеть Господа. Когда Он уже проясняется, и Господь становится яснее. Суббота заканчивается, пора опять переходить к будням? Нет! Он научился шабатствовать всегда! Он научился всё отдавать Творцу, Отцу, Небесному Жениху, Царю, Спасителю, Искупителю, Освободителю. Он научился радоваться с Ним, как бы к нему ни относились другие люди.

Дальше Давид пишет: «Потому что Он одесную меня». Это значит, он научился опираться на Господа, доверяться и надеяться на Него во всякий день недели, во всякий месяц, во всякий год своей жизни.

Дальше он пишет: «Даже плоть моя успокоится в уповании». Вот это состояние плоти, не только тела, но и нашей души, – в Шабате, в успокоении нашей плотской части души. Когда Бог поднимается из святого жилища Своего, мы – Его жилище. Когда мы даём Ему подняться, когда мы сами умаляемся, чтобы Он возрастал. Он только и ждёт этого, чтобы подняться. Когда мы смиряем себя и умаляемся, Он поднимается и поднимает нас, потому что «гордым противится, а смирённым даёт благодать», и «каждого поднимет в своё время». Когда это происходит, в Захарии 2:13 написано:

«Да молчит – успокоится – всякая плоть пред лицом Господа! Ибо Он поднимается от святаго жилища Своего».

И это уроки Шабата, и это радость Шабата, и это милость Шабата, и это праздник Шабата. И это доступно нам, – дорогие, простите меня, что я это скажу, – больше, чем это было доступно Давиду. Просто, может быть, мы не достаточно отвергнуты. Просто, может быть, у нас Бог – не единственная надежда.

Может, нам нужно не исцелять отверженность. Не требовать, чтобы перед нами покаялись те, кто были неправы. Не требовать, чтобы перед нами смирились те, кто превозносился. Не требовать, чтобы нас приняли те, кто нас недопринял. Не требовать, чтобы у нас стало хорошо обязательно там, где у нас не очень хорошо. И потом, благодаря этому, мы бы смогли войти в Шабат. А начинать шабатствовать как раз сейчас, когда чего-то нам не хватает, когда люди к нам отнеслись не так, когда близкие нас отвергают, когда братья и сёстры нас недооценили, когда на работе нас не повысили, по крайней мере, – зарплату. Когда соседи пару раз плюнули, когда мы ждали, что они бросятся к нам в объятья, когда собственный ребёнок, и так далее, и так далее, и так далее. Когда наш духовный наставник не увидел это пятигранное дарование, которое так ярко сияет в нас, когда мы смотрим на себя в зеркало. Вот во всё это самое время, когда это всё происходит, – это чудесное время для постижения Шабата, для того, чтобы познавать, Кто есть Господин Шабата.

Кто Господин Шабата? Йешуа! Так Он назвал Себя! Я – Господин Шабата.

Наш портал в Facebook:

Если мы с Ним, то Шабатнее Господство готово открываться для нас каждый день нашей новой жизни.

Давайте будем свиданничать с Господом! Давайте будем шабатствовать в Его святом присутствии. Давайте будем наслаждаться Его милостью. Давайте позволим Ему охватывать то, что мы удерживали как своё от Него.

Источник — baruhaba.org.ua

Мы в Telegram, подписывайтесь:

Подписаться на ieshua.org: 


Комментариев - 4

  1. Артем:

    В корень,ребе,спасибо,особенно про не единственную надежду.дай нам,Боже,успокоиться наконец,спасибо,!

  2. Дмитрий Резник:

    Йешуа не сказал «Я – Господин Шабата». Он сказал, что сын человека — господин шаббата. В то время это было обозначением человека. Это можно видеть в Новом Завете. Например:
    Евангелие от Марка (3; 28-29):
    Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;
    но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.

    И в контексте это понимание подходит прекрасно: «Суббота для человека, а не человек для субботы, ПОЭТОМУ сын человека — господин субботы. Если понимать здесь «сын человека» как мессианский титул, то «поэтому» тут ни к селу, ни к городу, ибо первая часть не будет объяснять вторую. А вот если понимать это как «человек — господин субботы», то связь ясна и понятна.

  3. Mr.Mazi:

    Я считаю что выражение Сын человека- это Иешуа сказал о себе что он сын Иосифа из назарета как написано 1коринф.15;46,47,48. и как мне открывает Дух Святой то что Иешуа был Господин субботы значит что каждый день для него был Шабат-покой,настолько Он был совершен. и нас призывает успокоится от постоянной борьбы как написано Откровение 14;13. и войти в победу Откровение 12:11,12 стих.Шалом.

  4. Дмитрий Резник:

    Ну, если Дух Святой открывает, тут не поспоришь. И не проверишь. Проще всего под таким предлогом отбросить все разумные аргументы и верить в свое.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>