Волны горя утихнут

Волны горя утихнут

«Почему Бог сотворил меня таким? Я каждый день просил Его изменить меня, но Он этого так и не сделал. Моя жизнь безнадёжна, и нет смысла в том, чтобы и дальше прилагать усилия», — всхлипывал мой ребёнок, свернувшись клубком на полу.

Я присела возле него, не зная, что сказать, и борясь с собственными чувствами усталости и безысходности. Уже около одиннадцати лет я наблюдала за тем, как психическое заболевание превращало нашего милого, сообразительного и чуткого ребёнка в человека, неспособного контролировать свои слова и поступки. И я никогда не думала, что человеческое сердце способно вынести ту боль, которая сейчас заполняла каждый уголок моей души.

Невозможно выразить словами горе, которое испытываем мы, родители, беспомощно глядя на страдания своих детей. Это одна из тех острых, изнуряющих горестей, которые переживают христиане. Горести накатывают, волна за волной, до тех пор, пока вам не начинает казаться, что вы уже забыли, какие чувства вызывали у вас спокойные воды. Они приходят и уходят, когда им вздумается, появляются из-за самых неожиданных поворотов и походя изменяют вас. Вы взываете к Богу, прося Его восстановить то, что было надломленно. И всё же, я знаю, что я не одинока.

Вера сквозь слёзы

Шок от пережитой боли или выброс адреналина, обусловленный инстинктом самосохранения, может на какое-то время дать нам иллюзию собственной силы. Но всё же рано или поздно нас настигнет «внутренняя опустошённость, следующая за утратой чего-то или кого-то любимого» (A Grief Sanctified, 9).

В книге Иова мы видим человека, потерявшего всё: стада, слуг и всех десятерых детей. Одним махом были сметены его богатство, благополучие и семейное счастье. И тем не менее, в ответ на эту непостижимую скорбь «Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1:20-21).

volny2

Это разительно отличается от того, как большинство из нас, в том числе и христиане, реагирует на испытания. Нас, представителей западной культуры, горе зачастую заставляет испытывать дискомфорт. И мы делаем всё, что в наших силах, чтобы избежать осознания того факта, что смерть и тление свидетельствуют о преходящности нашего мира.

Напротив, мы стараемся показаться сильными, мыслить позитивно и заполнять свою жизнь тем, что поможет нам замаскировать боль. Или мы скорбим, полагая, что в это время мы освобождены от необходимости поклоняться Богу: мы снова начнём жить для Него, когда почувствуем себя лучше или когда скорбь утихнет. И, к сожалению, вместо того, чтобы позволить горю и потерям влечь нас к величайшей надежде, многие из нас, не желая прямо взглянуть на свою немощь, заглушают острую боль всем, чем только возможно, кроме Бога. То есть, мы полагаемся на что угодно, кроме нашего великого Утешителя и нашей вечной семьи.

Горе – это не признак неверия

Мы можем заметить, что некоторые люди боятся делиться скорбью со своими собратьями по вере. И причина здесь кроется в страхе, что их скорбь будет свидетельствовать об их неверии. Однако Джон Пайпер объясняет всё это по-другому, говоря следующее:

«Рыдания, вызванные печалью и болью, не являются признаком неверия. Так, Иову ничего не известно об ответе на страдания в форме легкомысленного, бесчувственного, поверхностного замечания: «в любом случае, слава Богу». Величие его поклонения состоит в том, что оно происходило во время скорби, а не замещало собой скорбь. Пусть ваши слёзы свободно текут, когда приходит беда. А все прочие из нас пусть плачут с плачущими.»

Печаль и слёзы не являются признаками слабой веры. Это — нормальная и здоровая реакция на повреждённое состояние нашего мира. Вполне естественно оплакивать утраты и боль, которые мы переживаем в своей жизни. Если же мы не даём себе воли скорбеть, это не только вредит нам, но и лишает нас возможности испытать сладость Христова присутствия посреди горечи наших страданий. Отказываясь оплакивать свои потери, мы лишаем себя возможности сблизиться с теми, кто плакал бы с нами, а также и с Тем, Кто обещал отереть с нашего лица всякую слезу.

volny3

Тревожная земля скорби

Мы живём на земле, лежащей между страданиями, переживаемыми в настоящее время, и будущей славой. Страдания выбивают нас из колеи, но присутствие Христа даёт мир. Мы доверяем Ему в своей сокрушённости, ожидая наступления дня освящения и избавления в пришествии Иисуса.

Находясь в ожидании, мы скорбим с верой. Хотя мы своей скорбью и можем бесславить Бога, если позволяем ей вести нас к неверию и обиде на Него (что является грехом) — нам совсем не обязательно поступать подобным образом. Когда в своей скорби мы чтим Бога и открыто заявляем, что Он заслуживает доверия, то тем самым прославляем Его имя, даже в период глубочайшей скорби — если только мы решаем, даже в отчаянных обстоятельствах, обрести покой в Его благости и могуществе. Тот факт, что у нас есть надежда, не означает, что мы не будем горевать. Это означает, что мы будем горевать с уверенностью, что Бог «Сам… усовершит вас, утвердит, укрепит, соделает непоколебимыми» (1 Пет. 5:10 – пер. Еп. Кассиана).

Эта скорбь может длиться дольше, чем мы рассчитываем. Ни Иов, ни мы сами не проходим через боль утраты за одну-две недельки, с тем, чтобы в дальнейшем более не переживать страданий или потерь. В действительности, мы, как правило, не ощущаем скорбь в полной мере до тех пор, пока не пройдёт шок, пока друзья не перестанут звонить нам и приносить готовую еду, и нам не покажется, что мир продолжает существовать, в то время как мы остались один на один со своей болью и с ежедневными напоминаниями о пережитой утрате. Но именно тогда, находясь в обескураживающем пространстве скорби, мы начинаем осознавать глубину Божьей любви и благости по отношению к нам.

Именно в это время мы приходим к более глубокому осознанию того, что Иисус, «Муж скорбей и изведавший болезни» (Ис. 53:3), не чуждается нас и не стоит вдалеке, когда мы страдаем. Он дал нам Своего Духа, Который «подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26).

Не так, как должно

Итак, когда нахлынет новая волна горя, мы можем позволить себе проливать слёзы, можем взывать к Богу в своём страдании, а затем напомнить себе о надежде нашего благовествования. Подобно Иову, мы напоминаем себе: «а я знаю, Искупитель мой жив» (Иов 19:25). Горе заставляет нас признать, что всё идёт не так, как должно, и вместе с тем, надежда нашего благовествования напоминает нам, что история, рассказанная горем, больше не является полной.

Иисус заплатил выкуп за наши грехи, разрушив власть греха, смерти и страданий. Когда Он вернётся, то спасёт погибшее и восстановит надломленное. Итак, если вы во Христе, то ваше страдание более не бессмысленно. Оно производит нечто, обладающее для вас вечной ценностью (1 Пет. 1:6-7).

Автор — Сара Уолтон / © 2019 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Ольга Крикун для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 18.02. Спасибо!