Хватит приходить в церковь в неряшливой и вульгарной одежде!

Хватит приходить в церковь в неряшливой и вульгарной одежде!

Если бы преподобный Джон ДеБонвилль смог проповедовать сразу всем христианам Америки для их духовной встряски, тема его проповеди была бы очень проста: перестаньте одеваться в церковь вульгарно, безвкусно и неряшливо.

ДеБонвилль, конечно же, не раз слышал о принципе “приходи таким, какой ты есть” (в плане одежды), но не соглашается с тем, чтобы церковь становилась тем местом, где люди одеваются слишком по-домашнему.

Наблюдая за тем, в чем одеты сидящие на церковных скамьях люди, он пришел к выводу, что на богослужения люди одеваются просто ужасно – приходят в обвисших шортах, в шлепанцах, теннисных тапочках и грязных футболках. Некоторые даже усаживаются на скамьи с кофе в пластиковых стаканчиках, словно пришли не в церковь, а заскочили в кафешку.

“Такое впечатление, что эти люди косили газон, а затем решили заскочить в церковь. Никто теперь не одевается в церковь как положено”, – жалуется ДеБонвилль, пастор церкви “Добрый Пастырь” в Массачусетсе.

Такие церковные лидеры как ДеБонвилль ворчат по поводу снижения “дресс-кодовских” стандартов в церквях, другие же утверждают, что Бог смотрит только на сердце.

Кто же прав? Говорит ли Библия что-нибудь о правильном внешнем виде в церквях? И говорил ли Иисус когда-нибудь о “правильной одежде”? Разве Он, Сын простого плотника и бездомный Учитель, не носил простые “шлепанцы”?

На эти вопросы нет простых ответов, как это может на первый взгляд показаться. Библия содержит разнообразные тексты, которые можно трактовать по-разному. Поэтому среди пасторов, библейских ученых и других церковных лидеров нет согласия в этом вопросе, и они предлагают разные ответы.

Галстук на первом свидании

Правда, в одном согласны все: люди одеваются “как попало” не только в церквях. Сходите субботним утром в супермаркет, и вы обязательно увидите возле кассы заспанных женщин в шлепанцах и с бигудями на голове.

Или просто выйдите на улицу, и вам кивнут головой сутулые подростки, слоняющиеся по улице в джинсах, которые свисают у них “на мягком месте”.

Перед такой безвкусицей капитулировала даже корпоративная Америка. “Свободные пятницы” (Casual Fridays), когда на работе позволителен неформальный внешний вид, все больше стают нормой и в другие рабочие дни. И даже такой магнат как основатель Фейсбука во время публичных презентаций появляется в простяцкой футболке.

Все это резко контрастирует с той эрой в Америке – до 60-х годов прошлого века, – когда люди в приличных местах носили костюмы, платья и белые перчатки.

Преподобный Джеральд Дарли – борец за гражданские права в Атланте, который всегда одевается с иголочки, – вспоминает, как он впервые пригласил на свидание свою будущую жену Мюриель.

Когда он (кстати, будущий пастор) пришел к ней домой, дверь ему открыл ее отец. Взглянув на молодого человека, он отвел его в сторонку и сказал очень серьезно: “Послушай, если ты хочешь куда-нибудь пойти с моей дочерью, тебе лучше надеть один из моих галстуков”.

Дженнифер Фулвайлер – автор статьи “Почему мы больше не следим за своей одеждой” – рассказывает, что ее дедушка надевал галстук даже тогда, когда шел в продуктовый магазин.

Если перечислять все причины, почему люди перестали со вкусом одеваться, они могут составить целую книгу. Однако Фулвайлер предлагает одно объяснение, которое редко услышишь – неблагодарность.

Это открытие она сделала, когда в один прекрасный день наблюдала за людьми, совершающими посадку в самолет. Они были одеты довольно небрежно. И она сразу же вспомнила черно-белое фото “сороковых”, изображающее, как ее дедушка и бабушка взбираются в самолет. Большинство пассажиров были одеты в костюмы и платья. Почему? Потому что воздушный транспорт тогда считался роскошью, чем-то привилегированным.

“Мы красиво одевались тогда, потому что чувствовали благодарность, – утверждает Фулвайлер. – А сейчас мы – богатая, избалованная нация. Мы все воспринимаем как должное”. Эти свои мысли она выразила в книге “Что-то другое, а не Бог”, в которой описывает свой путь от атеизма к вере (Fulwiler, “Something Other than God”).

Ныне церкви чем-то напоминают “привычный аэрофлот”. Подумаешь, богослужение! Люди утратили чувство благоговения перед Богом, уверена Фулвайлер.

Однако многие из тех, кто утверждают, что неважно, как ты выглядишь в церкви, резко меняют свою позицию, когда их приглашают на какое-нибудь важное, торжественное мероприятие.

“Если, например, у вас был бы шанс встретиться с королевой Англии, вряд ли вы появились бы в Виндзорском Замке в джинсах и футболке”, – рассуждает Фулвайлер.

Царь или личный комфорт?

Некоторые задают вопрос: “Не должны ли мы с такой же почтительностью (как перед королевой) приходить в церковь для предстояния перед Богом? В конце концов, разве то, как мы одеваемся, не показывает нашего отношения к Тому, с Кем мы встречаемся?

Однако многие популярные мегацеркви по всей Америке считают такое мнение безнадежно устаревшей концепцией. “Свободная пятница” превратилась нынче в “свободное воскресенье”.

Многие пасторы популярных мегацерквей – это средних лет мужчины, которые каждое воскресенье запрыгивают на сцену под звуки местной христианской рок-группы, одетые в тонкие джинсы и рубашку навыпуск. Они достигли совершенства в своем “дружелюбно-неформальном” подходе, полностью отказавшись от старого формального стиля с его “нафталиновым дресс-кодом”.

Однако есть опасность в том, когда мы позволяем людям слишком свободно относиться к своему внешнему виду на воскресных богослужениях, считает Констанс Черри, международный лектор “по поклонению” и автор христианских гимнов; она же – автор книги “Архитектура Богослужения: проект создания культурно адаптированного и основанного на Библии поклонения” (Worship Architect: A Blueprint for Designing Culturally Relevant and Biblically Faithful Services).

Черри отмечает, что некоторые церкви усвоили и применяют на богослужениях бизнес-принцип “клиент всегда прав”, согласно которому в центре поклонения находится личный комфорт “клиента”.

“Многие молодые люди оценивают богослужение с точки зрения личного удовлетворения, – указывает Черри. – И мы рассуждаем так: если люди надевают шлепанцы в универмаг Уол-Март, значит, пусть надевают их и когда идут в церковь. Если люди пьют кофе на работе, то пусть пьют его и во время богослужения. Людям внушают, что Бог печется только о том, чтобы им было комфортно”.

Что говорит Библия?

Библия опровергает позицию чрезмерного комфорта. Она учит тому, чтобы люди готовились к поклонению внутренне и внешне.

В ветхозаветные времена люди не просто приходили в Иерусалимский храм “такие как есть”. Им нужно было пройти обряды очищения, водного омовения, прежде чем они могли войти в храм – объясняет Черри, которая также является “профессором поклонения” в Индианском методистском университете.

Новый и Ветхий заветы указывают, что люди не должны приближаться к Богу с небрежностью и легкомыслием. Автор Псалма 23 убеждает нас, что предстоять перед Господом может только тот, у кого “руки неповинны и сердце чисто”.

Когда Иисус учил в синагогах, Он также соблюдал правила внешнего приличия, которым должны были следовать все, кто приходил в Божий дом – отмечает Черри.

Черри не призывает к возвращению к культурным нормам первого столетия. Она не имеет в виду, что церковь должны посещать только “избранные” – даже самый нищий оборванец должен чувствовать себя принятым в церкви Божьей. Она лишь пытается донести ту мысль, что в центре богослужения должны быть не столько люди, сколько Бог.

“Должен быть такой подход в поклонении, – пишет Черри, – который включал бы определенные усилия для достижения чувства благоговения перед Ним с осознанием того, что Он – Некто Иной (полностью трансцендентный), а не просто наш “Приятель”.

Есть немало тех, кто поддерживают призыв Черри одеваться по воскресеньям особенным образом. Они считают, что такой подход совершенно меняет атмосферу богослужения.

“Это очень влияет на твое мышление, – свидетельствует Тиффани Адамс, которая с детства привыкла приходить в церковь в джинсах, но недавно изменила свой “воскресный гардероб”. – Ты действительно начинаешь ощущать, что воскресенье – особенный день”.

К тому же, есть целые группы церквей, в которых никого не нужно убеждать, что по воскресеньям нужно выглядеть нарядно и опрятно.

Один из примеров – афроамериканская церковь. Многие ее члены до сих пор настаивают на особом дресс-коде по воскресеньям, что исходит из давних традиций, когда чернокожие боролись за свое достоинство, свою честь.

Как объясняет бывший баптистский пастор Дарли, воскресное богослужение нередко было единственным местом, где чернокожие могли чувствовать себя полноценными людьми.

“Воскресным утром, – объясняет Дарли, – когда вы в красивой рубашке, галстуке и ваши волосы приглажены, вы больше не раб, не слуга, не чернорабочий. Вы – член церковного совета или диакон, т.е. уважаемый человек, занимающий какую-ту должность”.

Что носил Иисус?

Но есть немало и тех, кто утверждают, что Бога заботит душа человека, а не его стиль одежды. “Никто из тех, кто нарядно одевается, не задает простой вопрос: “А что носил Иисус?”  Одежда не была важна для Господа и для ранней Церкви”, – настаивают таковые.

Профессор Денверского университета Карл Рашке утверждает: “Ранняя Церковь отвергала  иерархическую систему, поэтому использовала “такой как есть” принцип поклонения. Богослужения были доступны для всех – даже для отбросов общества и лишенных всяких прав маргинальных элементов, которые не могли позволить себе изысканных одежд”.

Рашке цитирует Мк. 12:38, где Иисус порицает за “модный стиль” фарисеев, представителей элитной религиозной группы того времени.

Другие цитируют Иак. 2:2-4, где автор этого новозаветного послания критикует некоторых первых христиан за дискриминацию по внешнему виду – уважительное отношение к человеку с перстнем и в дорогих одеждах и неуважительное отношение к грязному оборванцу.

“Возвращение к дресс-кодам не только станет самоубийственным шагом для американских христиан, и так проигрывающих борьбу с секуляризмом, но и будет противоречить тому, что христианство все больше осознает как свою неизменную и важную миссию: достигать самых низших слоев общества – тех, кто не соответствуют нашему дресс-коду”, – убежден Рашке.

С другой стороны, многие убеждены, что воскресные богослужения все больше теряют элемент благоговения перед Богом.

“То, как люди стали одеваться в церковь, переходит все границы, – заявляет ДеБонвилль. – Речь идет о нашем отношении к Богу. Благоговеем ли мы перед Ним?” Анализируя ситуацию с внешним видом по всей Америке, ДеБонвилль отмечает только одну профессию, которая противостоит современной “культуре неряшливой одежды”.

“Это, однако, не священники и не проповедники, – с сожалением говорит он. – Эти люди принадлежат другой профессии, представители которой не знают, что такое благоговение перед Богом. Политики – это “последние из могикан”, кто еще носят костюмы и галстуки”.

Считается, что пасха – это время обновленной надежды. Но у ДеБонвилля “нет надежды”, что ситуация “с одеждой” улучшится в церквях. С угрюмым видом он жалуется на то, что все больше в церквях появляется женщин в лосинах и пижамах, что все чаще люди одеваются так, как “Дуд” из фильма “Большой Лебовски”.

ДеБонвилль “больше уже ничему не удивляется”.

Голос Истины по материалам Religion Blogs

Пожертвовать

Последнее: 18.02. Спасибо!