«Зачем в Одессе еще одна мессианская община?» Интервью с раввином ОЕМО, Владимиром Либерманом

«Зачем в Одессе еще одна мессианская община?» Интервью с раввином ОЕМО, Владимиром Либерманом

5 октября 2019 года мы побывали на шаббате в Одесской Еврейской Мессианской Общине, а по окончании собрания взяли интервью у её раввина, Владимира Либермана. Мы поговорили о жизни общины, о её деятельности, об отношениях со светскими и религиозными евреями, а также с христианскими церквями.

Кстати, в начале года на портале было опубликовано интервью Владимира для сайта Киевской Еврейской Мессианской Общины, в котором он рассказал о своей жизни и том, как он пришел к вере в Иешуа.

– Владимир, шалом! Скажите, сколько лет уже существует Одесская Еврейская Мессианская Община? С чего она вообще началась?

– Община существует уже четвертый год — на Хануку будет годовщина. Община началась на энтузиазме, с одной домашней группы — с двух евреев, которым мы начали служить. Мы регулярно приезжали из Киева сюда. В то время я проводил три дня в Киеве, а четыре — в Одессе, или наоборот.

Когда эта домашняя группа немного разрослась, мы поняли, что нужно переезжать в Одессу. Сначала приехал я сам, а спустя полгода — и моя семья. Для меня это было возвращение домой — я ведь из Одессы. Я получил благословение от Бориса Сауловича Грисенко и несу это миссионерское служение, хотя по факту и нахожусь в родном городе.

Сегодня у нас в общине два региона, восемь домашних групп — в общем, порядка 80 человек. Слава Богу!

liberman-shabat-25

– Когда появилась мысль открыть мессианскую общину в Одессе, не задавались ли вопросом — зачем здесь нужна еще одна община?

– Очень интересный и своевременный вопрос! Я очень рад знакомству и отношениям с раввинами других мессианских общин Одессы, и один из них — Леонид Вассерман — как-то делился со мной своими мыслями касательно города: он хотел бы, чтобы в каждом районе Одессы была поместная община.

Нужно помнить о том, что Одесса — не просто город-миллионник, это еврейский город. Здесь есть и евреи, и люди с еврейскими корнями, и неевреи, которые открыты к служению по спасению еврейского народа, и они очень любят Израиль — конечно же, все эти люди будут себя чувствовать комфортнее в еврейских общинах. И вообще, это возвращение к новозаветнему образцу Церкви, и для евреев это особенно актуально. Поэтому я только за то, чтобы мессианских общин в Одессе было больше.

По статистике, в городе насчитывается примерно 43 тысячи евреев. Это не считая людей с еврейскими корнями. Но даже если взять 43 тысячи: 10 процентов от этого числа — это уже почти 4,5 тысячи человек. Если мы возьмем все общины и соберем вместе — я не уверен, что наберется тысяча верующих в Иешуа евреев. Поэтому, думаю, нам есть над чем работать.

Притом, еврейская составляющая Одессы — это активные люди, социально-активные, известные. Многие, помимо бизнеса, занимаются различной социальной работой, благотворительностью. Мы дружим с еврейской интеллигенцией также — с евреями вообще нужно дружить. И это очень важно.

Суть в том, что в Одессе нужно больше мессианских общин. Либо несколько больших и влиятельных общин, либо много маленьких.

liberman-shabat-30

– Как, по ощущениям за эти четыре года, одесситы — и евреи, и неевреи — реагируют на мессианские общины и мессианских верующих?

– Светские евреи реагируют замечательно. Каждый год мы ставим кущу на Дерибасовской — и видим только замечательные реакции: все приходят, танцуют, общаются, фотографируются. Интересно также то, что в Одессе сейчас очень много израильтян — они полгода живут в Украине, и полгода в Израиле. Они покупают здесь недвижимость и живут здесь; приезжают также и дети репатриантов, которые родились в Израиле.

Насчет религиозных евреев Одессы — нужно понимать, что в значительной степени религиозной еврейской жизнью города управляет Хабад Любавич. И они, мягко говоря, не одобряют нашу деятельность. Хотя с открытой конфронтацией мы, слава Богу, еще не сталкивались.

Касательно же менее религиозных — я лично дружу с Софьей Давидовной Швец, она директор Одесского музея Холокоста. Они очень открыты к нам. Я привозил школьный класс моей дочери на экскурсию в этот музей, а впоследствии — и другие классы школы. И теперь школьные учителя моей дочери, знающие, что её папа — мессианский раввин, периодически просят меня проводить разные экскурсии. И в музее Холокоста прекрасно знают, кто я такой — и нет никаких препятствий.

Есть и другие полусветские еврейские организации — мы вместе встречаемся в духовном совете города, свободно общаемся без каких-либо прямых конфронтаций.

– С еврейским населением Одессы понятно. А как насчет христиан? Среди христиан ведь есть разное отношение к Израилю, к еврейскому народу... и некоторые считают мессианских верующих заблуждающимися, «законниками» и т.д.

– Мы иногда говорим так: «Лучше быть законником, чем беззаконником!» А если серьезно, скажу так — когда мы начали общину, и вошли в один из христианских советов города, некоторые вещи мне были не очень понятны. Например, организовывается совместная библейская школа и туда призывают направлять людей со всех общин и церквей, и при этом там нет ни одного мессианского учителя. Для меня это было странно.

Позже, когда я вошел в другой христианский совет, там вообще эта тема была закрыта. Как раз в то время мне пришлось организовывать первую в городе Международную молитву против антисемитизма и нацизма — мы пригласили светских журналистов и провели эту молитву в лютеранской кирхе Святого Павла. На встрече присутствовал лютеранский епископ Сергей Машевский, и лютеране совершали покаяние в делах Мартина Лютера, направленных против еврейского народа.

После этой молитвы ко мне подошли братья, которые много-много лет находятся в пасторском служении — они в свое время сидели за веру — и сказали: «Знаете, мы до сих пор всё это до конца понять не можем. Но мы вынуждены покориться истине...»

И с тех пор меня стали чаще приглашать в различные собрания. Я преподаю в библейской школе одной пятидесятнической церкви Ветхий Завет подросткам. То есть, мне доверяют такое служение. И все эти церкви сейчас регулярно принимают участие в молитве против антисемитизма и нацизма, в молитве за Израиль — каждую неделю мы собираемся в центре города, на Дерибасовской, и представители разных церквей принимают участие в этом.

В общем, со стороны церквей, с которыми мы находимся в общении, отношение просто прекрасное. Оно с каждым годом идет по нарастающей. Если какое-то время назад, например, в некоторых пятидесятнических церквях о еврейской теме и слышать не хотели — то сегодня они сами проповедуют о праздниках Господних. Я прихожу к ним на собрание, и мне вся церковь говорит «Шалом!». Слава Богу!

– А чем конкретно занимается Одесская Еврейская Мессианская Община, например, за последние полгода? Какие у вас есть служения, социальная деятельность?

– Наша община развивается как в служении пожилым людям, так и молодежи. Мы не делаем акцент только на молодежи, например. Я считаю, что церковь, община Божья — это мишпаха, семья. В ней должны быть люди всех возрастов. Иначе ведь, что это за семья — без мамы, без папы, без бабушек и дедушек? Поэтому и наши два региона общины называются «Хесед» — в него входят люди более старшего возраста, — и «Дор хадаш» («новое поколение») — это молодежно-подростковый регион.

У молодежи раз в месяц проводится отдельное служение. Также ребята делают различные проекты — например, у нас проходил молодежный клуб, по формату похожий на «Алеф-клуб». Также они делают тематические вечера кино, велопробеги, встречи для общения, на которые они могут пригласить своих неверующих друзей и знакомых, и так далее.

Похожая ситуация и в регионе «Хесед». У нас в городе есть бизнесмены, которые через благотворительный фонд жертвуют средства для малоимущих людей. Донесением помощи занимаются церкви из нашего совета. Мы же работаем точечно — из списков малоимущих мы выбираем евреев и непосредственно служим им. Мы посещаем людей с продуктовыми пайками, помогаем с медицинским оборудованием — колясками и т.д. — в общем, молимся за этих неверующих людей и отвечаем на их нужды.

Также в ближайшее время мы хотим начать клуб, нацеленный на более пожилую возрастную категорию — место, куда могли бы прийти эти люди, пообщаться; чтобы там проводились различные тематические мероприятия.

Наш офис и собрание проходит в центре креативных искусств Синий Краб — мы являемся резидентами этого центра, и также проводим здесь свои духовные уроки и другие мероприятия.

Также есть еще одна интересная новость. Совсем недавно в Одессу из Москвы переехало известное христианское радио «Новая Жизнь». Это была первая на территории России христианская FM-станция, она открылась в 1996 году в Магадане. Еще в конце 80-х годов, во времена «железного занавеса», будущий основатель радио «Новая Жизнь» Дэниел Джонсон, работая на Аляске ночным радиоведущим и глядя в темноту Берингова пролива, мечтал, что когда-то Благая весть о Христе зазвучит на радиоволнах этой 1/6 части суши. И вот в 1996 году это произошло, а в 2000 году радио переехало в Москву.

«Новая Жизнь» — это спутниковое радио, и вещание также проводится через интернет. И у нашей общины появилась возможность вещать на этом радио для русскоязычной еврейской аудитории. Мы открыли на этом радио программу «Шма, Исраэль», которую ведем мы с супругой.

Каждую пятницу в 18:30 у нас проходит прямой эфир. Подключайтесь и слушайте нас на сайте nlradio.net, также имеется и приложение для смартфонов.

В скором времени у нас появится архив эфиров, чтобы имелась возможность прослушать запись, если вдруг у вас не получилось подключиться во время прямого эфира. Так что следите за обновлениями!

– Спасибо большое за развернутое интервью! Шалом!

интервьюер — Алекс Фишман

Фото с шаббата в Одесской Еврейской Мессианской Общине:

Пожертвовать

Последнее: 07.04. Спасибо!