Зависть

Зависть

«Не многие из нас могут вынести счастье —
имеется в виду, счастье ближнего».

Марк Твен

Посещает ли вас неудовлетворенность и горечь от благополучия другого; чувствуете ли себя ущербным при виде чужого счастья; ощущали ли себя обделенными материальными благами или духовными дарами; раздражает ли близость с более счастливыми, преуспевающими людьми? Если да, то вас посетила «печаль души» — то есть зависть. А конечной целью зависти является желание увидеть неприятности, падение и даже смерть того, кому вы завидуете. Зависть — это наибольшее проявление насилия относительно другого человека, но всякая зависть наносит вред и завистнику.

В Священном Писании много примеров зависти

Зависть — это проявление грехопадения человека, и она является одним их грехов, запрещенных Десятью Заповедями и означает только одно, что человек желает обладать тем, что ему не принадлежит.

Зависть филистимлян к благополучию Исаака привела к тому, что они, исполнившись ненависти и злобы, завалили колодцы, из которых он брал воду для своих отар и стад. А в конце концов филистимский царь потребовал, чтобы Исаак ушел из той местности (Быт. 26:14-16, 27).

Моисей и Аарон пользовались у народа уважением и любовью и занимали почетное положение, но Корей, Дафан и Авирон из-за зависти обрушились на них со злобными упреками (Чис. 16:1-3; Пс 106:16-18).

Царь Саул из-за зависти до конца жизни потерял покой и преследовал Давида, победившего великана Голиафа, который наводил ужас и страх на все войско Израиля. Избавитель стал преследуем и гоним.

Родными братьями был брошен умирать в глубокий ров Иосиф, а затем продан ими же в рабство, потому что отец любил его больше остальных братьев по причине честности и уважения его к отцу. А сон Иосифа о возвышении его Богом не давал покоя его братьям, пока они не совершили гнусный поступок по отношению к нему.

zavist2

Завистливого человека ждет печальная участь. «Человек с завистливыми глазами гонится за богатством и не знает, что его постигнет нужда» (Прит. 28:22). Нельзя завидовать нечестивым и вставать на их путь, чтобы приобрести блага. Ведь те, кто поступают неправедно, исчезают так же быстро, как засыхает трава под палящим солнцем.

Вера и упование на Бога, предполагают, что все, чем обладает человек, дается и происходит от Бога. «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17). При этом Бог дает человеку именно то, что нужно, в соответствии с замыслом Бога, а желание обладать тем, что Бог дал другому человеку, противоречит замыслу Бога, поэтому является очень разрушительной силой, потому что человек хочет осуществить свою волю вопреки Божьему Промыслу. «Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей» (Прит. 14:30). Завидующий иногда силой хочет приобрести то, что не принадлежит ему, что противоречит закону любви, данному в Библии. «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим. 13:9).

В послании к Галатам апостол Павел пишет о том, что зависть — это «дела плоти», а они противоречат плодам Духа. В послании к Тимофею апостол Павел свидетельствует о том, что зависть может быть не материальной, а духовной — стремление к первенству, власти: «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения» (Тим. 6:3,4).

Видя, что народ идет за Иисусом, видя его чудеса исцеления, нравственную чистоту, первосвященники начали этому завидовать. Это чувство плюс страх перед римской властью завладели ими настолько, что они схватили Иисуса Христа и передали Понтию Пилату, и смертный приговор был вынесен (Мф. 27:1, 2, 18; Мк. 15:10).

Многие люди очень сильно завидовали апостолу Павлу и стремились подорвать его авторитет и его учение. Они пытались сломить его в тюрьме и привести в уныние. Они надеялись за его счет подняться в глазах других, чтобы достичь своих целей (Фп. 1:15—17).

Зависть не красит человека и не делает его счастливым, завистливый — всегда несчастен, потому что отделен от Бога, не знает любви и пытается догнать и перегнать того, кому завидует.

Все люди разные, имеют разные способности и таланты, и Бог ведет нас разными путями, чтобы мы совершенствовались, служили людям, умножали свои таланты и приходили к Христу. Поэтому вместо того, чтобы с досадой смотреть на соседа, лучше подумать о себе, насколько наши действия соответствуют тому, что хочет Бог. Боксер не будет завидовать балерине, а военный — художнику, это очень глупо. Так зачем уподобляться глупцам?

zavist3

Признаки зависти:

  • завистливый человек перестает радоваться достижениям того кому он завидует, а в крайней степени зависти он не может радоваться и своим успехам, становится неспособным ценить все то хорошее, что происходит в его жизни; перестает заниматься своими делами, теряет себя, не строит и не реализует планов, касающихся своей семьи;
  • завистливый человек не может адекватно оценивать свои поступки и совершает действия, за которые ему становится стыдно. На первый план выходят негативные чувства и желание причинить ущерб тому, кому он завидует. Это не обязательно может быть явным вредом, чаще это желание очернить человека, узнать про него что-нибудь плохое и рассказать всем;
  • завистливый человек перестает замечать, что он сам страдает. Переживания о том, что другой имеет какие-либо достижения, приводят к постоянному желанию испортить жизнь этому человеку. Причем завистник может как навредить тому, кому он завидует, так и подавить в себе это желание. Вынашивая планы мести, он может их не осуществить, но зато теряет способность здраво мыслить, душевное и физическое здоровье. В этом состоянии завистник может пребывать годами, его мучит неудовлетворенность, и в большинстве случаев человек не ищет причину этого;
  • завистливый человек часто выдвигает обвинения, проявляет негатив, нетерпимость, он сосредоточен на своих обидах и желании обвинить другого в своих неудачах, часто пытается задеть, унизить, нахамить тому, кому он завидует;
  • зависть выражена в тех случаях, когда социальная дистанция между завистником и объектом зависти незначительна. Если между людьми есть большое различие в возрасте и социальном статусе, то зависть возникает редко. Человек завидует чаще всего своему знакомому, купившему дом или автомобиль, чем нефтяному магнату, купившему очередную скважину или виллу;
  • завистливый человек не просто желает того, что имеют другие, но хочет, чтобы у них этого не было и чтобы они ему завидовали.

zavist4

Что приводит к зависти:

  • тщеславие;
  • соперничество и сравнение себя с другими. Каин и Авель каждый занимался своим делом, но когда Бог не принял дар Каина, то Каин переключился на дела Авеля, то есть сразу сравнил его с собой, причем сравнил только результат, но вовсе не подумал, почему Бог не принял его даров, не думал о своем отношении к Богу, а захотел лишь внешний результат — то есть признание, и это привело к убийству;
  • гордость и желание быть оцененным приводит к тому, что люди часто думают: «меня не заметили, меня по достоинству не оценили, не наградили, а я такой хороший, славный, и неужели я хуже других?»;
  • нежелание что-либо делать, лень, безделье. Зависть позволяет ничего не делать и прикрываться внешними обстоятельствами. С помощью зависти многие оправдывают собственные промахи и не стремятся изменить жизнь к лучшему;
  • зависимость от чужого мнения, социальных или религиозных критериев. Иногда для человека важно, какой сотовый телефон у соседа, на какой машине ездит родственник, какими лидерскими качествами или талантами обладает сестра или брат по церкви;
  • излишнее желание обладать многими вещами. Многие люди для достижения этой цели берут кредиты, занимают деньги, чрезмерно трудятся и хотят заполучить себе такую вещь, чтобы было лучше, чем у соседа. А самое страшное, когда желание обладать вещью, а зачастую чужой вещью, становится важнее, чем люди. И тогда рушатся семьи, происходят убийства, процветает воровство;
  • неправильное мышление. «Наполеон завидовал Цезарю, Цезарь — Александру Македонскому, а тот, осмелюсь предположить, завидовал Геркулесу, который никогда не существовал», — писал английский философ Бертран Рассел. То есть все эти знаменитые завистники пребывали в иллюзиях, а их действия приводили к многочисленным жертвам, войнам и разрушениям. Соревнуясь, кто более велик, они вели кровавые войны и уничтожали целые народы;
  • незнание истины о том, что каждый человек является особенным для Бога и каждого Бог любит больше всех. У Него нет любимчиков, и нам не надо зарабатывать Его любовь, так как Бог есть любовь (1 Ин.4:8).

zavist5

Как увидеть в себе зависть и победить ее?

Это очень трудно, потому что зависть культивируется в обществе, провоцируется и является основой общества потребления. Человеку предлагаются идеалы, к которым он должен стремиться, и начинается погоня, соревнование, сравнение себя с другими, выискивание у кого круче, больше, дороже. Причем многие люди и самоутверждаются за счет того, что им завидуют. В беготне, конкуренции не остается места для Бога и появляется уныние, неудовлетворенность, раздражение, потому что идеалы мира никогда не будут достигнуты, а если и будут достигнуты, то возникнет разочарование и апатия, ведь стремиться будет уже некуда, а пустота души так и не заполнилась. Если человек сильно ориентируется на других, то он начинает сравнивать, подмечать, что есть у других, а чего нет у него. Завистливый человек никогда не может быть счастливым, его нервная система находится в состоянии стресса, появляются болезни сердца и сильная тоска, человек считает себя неуспешной и несостоявшейся личностью, а исправлять и что-то делать ему не хочется.

Любая зависть — это та же страсть, зависимость и своими усилиями ее практически невозможно перебороть, поэтому признание своего бессилия перед завистью — это уже половина победы, а победа наступает тогда, когда человек бросает свою зависть-страсть к ногам Христа. Зависть всегда является преступлением против любви, чем больше в нас зависти, тем меньше любви. Когда человек любит людей, он всегда радуется их успехам и достижениям. Поэтому зависть побеждается Христом — следованием заповедям и любовью к людям. Чем меньше мы сосредотачиваемся на себе и на своих желаниях, тем ближе к Богу, и тогда Святой Дух может дать нам дар и спасение — любовь, радость, мир, доброту, верность, кротость и умение владеть собой (Гал. 5:22-23).

Наша зависть — это показатель того, что мы не удовлетворены тем, что нам Бог дает, но Священное Писание свидетельствует, что нужно быть довольным, потому что Бог никогда не подведет и не оставит нас. «Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» (Ев. 13:5).

Необходимо быть больше похожим на Иисуса, чем на себя, учиться служить другим, и тогда сердце будет изменяться. «Не приспосабливайтесь к образу жизни этого мира, но пусть Бог преображает вас, обновляя ваш ум, чтобы вы могли постигать, чего Он хочет от вас, что для Него хорошо, угодно и совершенно» (Рим. 12:2).

В Священном Писании апостол Петр призывал христиан развивать свою любовь.

«Теперь же, когда вы очистили свои души через послушание истине и поэтому имеете нелицемерную братскую любовь, горячо любите друг друга от всего сердца» (1 Пет. 1:22). И если христианин развивает такую любовь, то в его сердце не остается места для склонности завидовать (1 Пет. 2:1).

zavist6

Бог возлюбил нас таких, какие мы есть. Если мы принимаем это откровение о Божьей любви к нам, то нам не надо больше доказывать себе или кому-то другому, что мы достойны любви и похвалы, что мы чего-то стоим. Сам Бог оценил нас так высоко, что отдал ради каждого из нас Своего Сына, чтобы никто не погиб, но имел жизнь вечную. Мы приняты и любимы Богом — это самая высокая оценка и похвала, в которой мы обретаем свое достоинство и самоуважение, принимая себя как ценность Божью. Знание своей ценности и значимости в глазах Бога дает нам возможность больше не чувствовать себя ущемленными и униженными чьими-то успехами и достижениями.

Несколько советов, позволяющих избегать зависти:

  • не выставляйте напоказ свое счастье;
  • не общайтесь с неприятелями, негативно настроенными и токсичными людьми;
  • утверждайтесь в своей деятельности;
  • найдите дополнительный источник вдохновения;
  • признайте зависть грехом, а не чертой характера;
  • через молитву покаяния откажитесь от нее;
  • при первых признаках зависти всегда помните, что с ее приходом в жизнь придут только неприятности;
  • радуйтесь вместе с радующимися, искренне поздравляйте их с их достижениями и успехами;
  • молитесь за соперника, которому вы завидуете, благословляйте его и желайте ему всего самого лучшего, как себе;
  • исполняйте повеление Бога — «любите врагов ваших» (Мф. 5:44);
  • примите Божью радость и любовь;
  • непрестанно помните о великой любви Бога к людям;
  • примите Иисуса Христа как Спасителя в свою жизнь, и тогда ваше сердце наполнится любовью и не будет места зависти.

«Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это — суета и томление духа!» (Еккл. 4:4)

Подготовила Елена Петибская

Пожертвовать

Последнее: 18.02. Спасибо!