Как нам реагировать на скандал с Рави Захариасом?

Как нам реагировать на скандал с Рави Захариасом?

После шокирующих и трагических новостей о личной жизни Рави Захариаса одна из выпускниц нашей школы служителей, которая вместе с мужем находится в миссионерском служении, написала мне с таким вопросом: «Не могли бы вы написать что-то о скандалах с Рави Захариасом? Я знаю, что это вызывает у верующих сильное смущение».

Она продолжала: «Я догадываюсь, что говорят люди о том, как мог человек, который выглядел таким духовным и привёл столько людей к Иисусу, быть настолько вовлечённым в умышленный грех? Когда подобные вещи случаются с кем-то, кто имеет такое влияние, это вызывает у людей бурю сомнений».

Многие люди задают аналогичные вопросы. Как же тогда нам реагировать?

1. Любой может вести двойную жизнь

Многие годы я говорил лидерам служений и студентам школ служителей о том, что научиться вести двойную жизнь очень легко. И в определённой мере мы все учимся делить жизнь на отсеки.

Допустим, вы учитель младших классов, столкнувшийся с трудной финансовой ситуацией, которая привела вас на грань банкротства. Это занимает ваше внимание постоянно, кроме того времени, когда вы учите детей. В это время вы улыбаетесь, проводите уроки и делаете вид, что у вас всё в порядке.

Даже родители учатся этому дома, не желая, чтобы их дети видели страх, злость или другие их негативные эмоции. Мы все учимся притворяться на том или ином уровне.

К сожалению, то же самое касается и служителей Евангелия. Мы учимся притворяться, даже порой изначально с благородными целями.

Вы пастор церкви, и прямо перед воскресным служением вы узнаёте ужасную новость о том, что ваш старый друг совершил самоубийство. Но камеры включены, и вы вот-вот должны начать прямую трансляцию, потому что ваши люди нуждаются в ободрении, потому вы просите Бога о помощи, вы подавляете свои эмоции и пламенно проповедуете. А позже, после служения, вы падаете и плачете.

Или же вы собрались лететь заграницу на множество мероприятий, и ваши рейсы задерживаются, то есть вы прямо из самолёта попадаете на первое служение. Вы устали от смены часовых поясов, ваше тело понятия не имеет, который сейчас час, а ваш разум затуманен. Но вы просите Бога о помощи, и к вашему удивлению к вам приходит прозрение.

У вас не было времени помолиться, не было времени собраться с мыслями, не было времени отдохнуть и восстановиться. Но Дух действовал через вас. Довольно скоро это становится привычкой. Никакой молитвы. Никакой подготовки. Только служение. Вы стали профессионалом — в худшем смысле этого слова. Это может случиться с каждым.

То же самое и с тайным грехом в нашей жизни. Могут пройти годы, иногда даже десятилетия, прежде чем наш грех станет известен публично. Но всё это время он разрушает нас изнутри. Всё это время мы превращаемся в исполнителей, разделяя наши жизни на отсеки. Есть публичное «я» служителя, и есть личное, скрытое «я».

Чем дольше это продолжается, тем более ожесточёнными становятся наши сердца. Мы становимся более лицемерными, более изощрёнными и девиантными. Мы не только разделяем наш грех на части, но и рационализируем его. Мы можем даже оправдывать его. «Я человек Божий, который многим жертвует ради служения. Конечно же, мне позволены некоторые льготы!»

В новозаветные времена Иисус жёстко упрекал многих фарисеев. Но по тому, что мы знаем из других источников того времени, это были очень уважаемые религиозные лидеры. Тем не менее, некоторым из них Иисус сказал:

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты». (Мф. 23:25-27)

Повторяю: такое может случиться с каждым из нас. Вот почему каждому из нас следует остановиться и спросить себя: «Веду ли я двойную жизнь?»

Проблема в том, что христианскому лидеру, в частности, очень тяжело признаться и попросить о помощи. Даже если вы любящий муж, обычный рабочий, а не пастор или проповедник, легко ли для вас признаться своей жене в том, что вы боретесь с пристрастием к порнографии? Или что у вас эмоциональные отношения с коллегой-женщиной?

Насколько же труднее признаться и попросить о помощи христианскому лидеру? Но это то, что каждому из нас нужно сделать, если мы оказываемся в такой ситуации. Подотчётность, какой бы она ни была в краткосрочной перспективе, является подарком от Бога в долгосрочной перспективе. (Мы вернёмся к вопросу подотчётности позже в этой статье.)

Трагедия в том, что если мы не остановимся и не обратимся за помощью, мы можем можем вести параллельно две совершенно разные жизни вплоть до полного самообмана. Одно это должно вернуть нас к реальности здесь и сейчас.

2. Божьи дары и призвание непреложны

Когда Павел писал эти слова в Послании к Римлянам 11:29, он говорил конкретно о народе Израиля. Но мы можем увидеть в других местах Писания, что тот же самый принцип можно применить и к отдельным личностям.

Иногда, читая 16-ю главу книги Судей, я бываю потрясён до глубины души. Там рассказывается о том, что Самсон, который был наделён от Бога сверхъестественной силой и был поднят для того, чтобы освободить Израиль от его врагов, спал с филистимской проституткой. Это был особенно отвратительный поступок не только потому, что это сексуальный грех, а ещё и потому, что это сексуальный грех с заклятым врагом Израиля.

В тексте говорится, что, когда филистимляне напали на Самсона среди ночи, он, «встав, схватил двери городских ворот с обоими косяками, поднял их вместе с запором, положил на плечи свои и отнес их на вершину горы, которая на пути к Хеврону» (Суд. 16:3).

Вы можете себе представить такое? У него только что был секс с филистимской проституткой. Он был виновным и нечистым. Но тем не менее, у него была его сила. Дар всё так же действовал. Как отрезвляюще и устрашающе.

Тот факт, что кто-то помазан, не означает, что он в правильном положении перед Богом. Одно то, что у кого-то есть дар Духа, не означает, что он живёт святой жизнью.

Вот почему мы делаем огромную ошибку, когда влюбляемся в чей-то дар — будь то проповедь или исцеление, пророчество или красноречие. Дар — это Божий дар. Мы же несём ответственность за то, какова наша жизнь, конечно же с Его милостью и помощью.

Когда я впервые начал проповедовать в возрасте 18 лет, я понял, что могу проповедовать в любой момент. Это правда, что я пребывал в Слове день и ночь, и у меня была стабильная молитвенная жизнь. Но у меня был дар проповедника, и пастор буквально мог попросить меня сказать слово без подготовки, абсолютно неожиданно, и Дух Святой сразу же давал мне ясное и чёткое послание.

Я помню, как однажды пастор вышел проповедовать, открыл Библию, помолился, чтобы Бог помазал это послание, затем повернулся ко мне, — а я сидел в первом ряду, — и сказал: «Майк, ты проповедуй». И я проповедовал, с благодатью и помазанием.

Однако с годами я понял, что этот дар всё так же действует, даже когда я не пребываю так много в Слове и не так много молюсь. Вы видите, насколько это может быть опасно.

Ещё раз повторю: не влюбляйтесь в чей-то дар.

В харизматических кругах нас могут очаровать дары силы. В реформатских и нехаризматических кругах нас могут очаровать дары красноречия или учения. Но давайте будем осторожны, чтобы никогда не превозносить человека за его дары, которые исходят от Бога. Вместо этого давайте посмотрим на его жизнь — его характер, его отношения с людьми и его целостность.

Когда Павел давал Тимофею и Титу наставления о поднятии лидеров (см. 1 Тим. 3 и Тим. 3), он не сказал: «Убедитесь, что они духовно одарены». Наоборот, он писал: «Посмотрите на их характер, их семью, их личную дисциплину и их укоренённость в Слове».

3. Бог истинен, а всякий человек лжив

Что если вы пришли к вере через служение Рави? Что если вам очень помогло какое-то из его посланий? Что если он был вашим помощником во время какого-то духовного или интеллектуального кризиса?

Очевидно, прямо сейчас для вас было бы очень тяжело прочитать какую-то из его книг или посмотреть одно из его видео, и на то есть веские причины. Но это не значит, что слова, которые он говорил, были ложными. И я полагаю, что когда он писал или говорил, он был достаточно честным в такие моменты, искренне желая помочь людям найти истину. (Опять же, это часть того обмана, когда ты ведёшь двойную жизнь.)

Факт в том, что атеист может читать Библию вслух, и слова будут такими же истинными, как если бы их читали Павел или Пётр. Точно так же, мужчина, который доставляет посылку к вашей двери, может быть плохим мужем и отцом, но это не меняет содержимого посылки.

Вот почему Павел написал процитированные здесь слова, а именно, что Бог истинен, а всякий человек лжив (Рим. 3:4). В этом смысле только Господь и Его Слово могут иметь наше абсолютное, полное и совершенное доверие.

4. Благодатью можно злоупотреблять

Сколько тысяч и даже миллионов раз Бог прощал вам и мне с тех пор, как мы уверовали? Сколько раз Он убирал всякое чувство вины и осуждения? Как много раз Он напоминал нам о Его великой любви к нам, помогая фокусироваться на Его благости, а не на том, что мы плохие?

Именно из-за этой благодати Слово даёт нам сильные предупреждения о злоупотреблении благодатью, включая следующие:

«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу». (Гал. 5:13)

«Как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии». (1 Пет. 2:16)

Вот почему Иуда пишет:

«Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа». (Иуд. 4)

Божья благодать дает нам силы жить свято. Давайте не будем использовать её как прикрытие безнравственности. Наоборот, как те, которым много прощено, давайте любить много (Лк. 7:47). Да будет невероятная Божья милость стимулом к чистоте, а не оправданием аморальности.

5. Единственная причина возникновения этого скандала — отсутствие подотчётности и двойные стандарты в служении

Я пишу это не для того, чтобы бросаться камнями обвинений (больше об этом читайте ниже). Я пишу это, потому что лидеры служения Ravi Zacharias International Ministries (RZIM) признались именно в этом, — в том, что они позволили отцу и основателю своего служения действовать по иному набору правил. Если бы практиковалась простая подотчётность и применялись универсальные стандарты здравого смысла (такие, как не путешествовать в другие страны со своей личной массажисткой), большей части этого, если не всего, можно было бы избежать.

При этом ясно, что всё время были определённые предупреждающие знаки — некоторые из них очень громкие и очевидные, особенно жалоба пары из Канады, которую RZIM наоборот опорочил — и если бы этим предупреждениям было уделено внимание, эту ситуацию можно было бы пресечь на корню.

Истина в том, что любой из нас может быть сбит или ослаблен в ходе нашей жизни и служения. Именно тогда нам нужно обратиться за помощью, а также быть открытыми для тех, кто чувствует, что что-то не так, и задает нам трудные вопросы.

Те из нас, чьи супруги, похоже, обладают особым шестым, детективным чувством, также должны быть открыты к этому. Лучше почувствовать дискомфорт здесь и сейчас, чем потеряться навсегда.

Благочестивая подотчётность — в наших домах, в церквях, на работе — это спасение.

6. Не время бросать камни, время исследовать свои сердца

Служение RZIM уже подверглось множественным нападкам, целые ветви их служения по всему миру отделяются или переименовываются. В данный момент нам не нужно бросать свои самоправедные камни обвинения, несмотря на прошлые неудачи данного служения в решении этих вопросов. Сейчас они полностью признались и поступили правильно, попросив о полномасштабном расследовании.

Но лично у меня нет никакого желания поднимать камень обвинения, потому что в мой самый лучший и святой день я всё тот же негодник в свете сияющей Божьей славы. А как насчёт вас? Вы уверены, что хотите поднять камень?

Возможно, мы никогда не делали то, что сделал Рави, но разве мы не совершали ошибок? Разве мы не нарушали Божью чистоту? Разве мы не давали место нечестивым мыслям? Разве мы никогда не переходили опасную черту, даже немножко? Как насчёт вас? Как насчёт меня?

Предлагаю вам положить камни и вместо этого задать себе несколько серьёзных вопросов. Есть ли в вашей собственной жизни лицемерие? Есть ли у вас тайные непреодолимые грехи? Ведёте ли вы сами двойную жизнь? Это те вопросы, которые я задаю сам себе.

Я призываю сегодня каждого коллегу-служителя: если вы боретесь с каким-то грехом в вашей жизни, идите и обратитесь за помощью. Лучше смирить себя сегодня в личном общении, чем завтра быть разоблачённым публично.

Факт в том, что все мы согрешаем так или иначе. Никто из нас не может указать на другого своим безгрешным пальцем, не обвинив и самого себя в процессе.

Потому смиритесь и попросите о помощи сейчас вместо того, чтобы ждать, пока проблема взорвётся.

Я искренне верю, что если мы сделаем это быстро и от чистого сердца, Бог избавит нас от публичного позора и упрёков. В конце концов, любовь покрывает множество грехов, и Господь ревнует о репутации Своего Сына.

Но если мы упорствуем в грехе и непослушании, отказываясь каяться и смиряться, результаты будут катастрофическими. Как сказано в Притчах:

«Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознаётся и оставляет их, тот будет помилован». (Притч. 28:13)

«Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления». (Притч. 29:1)

С учётом всего выше сказанного, мы можем только представить себе, насколько это разрушительно для членов семьи Рави, никто из которых не может сейчас задать ему вопрос или поговорить лицом к лицу. Давайте не забывать молиться о них.

7. Давайте не заставлять жертв молчать из-за того, что мы желаем защитить служение

Это правда, что вокруг много ложных обвинителей. Это правда, что есть озлобленные люди, которые желают уничтожить служения и служителей. Это возмутители спокойствия, и их нужно разоблачать.

Есть также люди, обманывающие сами себя, живущие в мире фантазий и воображения, и утверждающие, что какие-то вещи произошли, хотя на самом деле ничего подобного не было. Им нельзя позволять наносить вред доброму имени благочестивого лидера. Равно как и не следует доверять безосновательным и беспочвенным слухам.

Но есть также и настоящие жертвы, такие, как то множество женщин, против которых согрешил Рави. Их нужно выслушать, независимо от последствий. Полагать, что Господа больше волнует успех служения, чем раненый человек, который пострадал от этого служения, значит совершенно не знать Его.

8. Кому много вверено, с того больше взыщут

Какой уровень нашего дара или известности, такой уровень и нашей подотчётности. Тем более это верно в отношении тех, кто занимается публичным служением, потому что такие люди могут принести огромную честь или огромный позор имени Господа.

Это отрезвляющий принцип для каждого из нас, — тех, кто занимается публичным служением или имеет множество последователей. Давайте же поступать достойно высокого призвания, давайте незамедлительно разбираться с грехом в своей жизни, давайте практиковать то, что мы проповедуем, и да не обесчестим мы никогда имя Господа и не нанесём урон Его драгоценному стаду.

Я лучше умру, чем опозорю Иисуса. Но я также понимаю, что ни один верующий или лидер никогда намеренно не станет бесчестить Его имя. Это значит, что все мы нуждаемся в святом страхе Господнем, который даст нам скорое покаяние, если мы собьёмся с пути.

9. Грех никогда не стоит того. Никогда

Воздаяние никогда не стоит удовольствия, независимо от того, насколько сладки ощущения, насколько сильна разрядка или насколько приятен момент. Грех всегда оставляет неизгладимое сожаление. Всегда.

Я проповедовал на эту тему бесчисленное множество раз — всегда проповедуя и себе самому — фокусируясь на одном слове на иврите: ахарит. Оно буквально означает то, что придёт после, конечный результат, и оно часто встречается в Притчах.

Идея простая и ясная: в ахарит грех не окупается. Он будет преследовать нас в этой жизни и утащит нас вниз, когда мы умрём — если только мы не покаемся и не исправим ситуацию.

Вот почему в Притчах сказано:

«Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии (ахарит) мудрым» (Притч. 19:20)

Никто из нас не свободен от греха и искушения, и те, кто думают, что они стоят, должны побеспокоиться о том, как бы не упасть (1 Кор. 10:12)

Когда я писал это сегодня, моя жена Ненси прислала мне такие мысли:

Подумайте о своих детях, своих внуках. Представьте себе их лицо, когда вы играете в опасные игры с грехом. Что это сделает с ними? Отцы... вы герои для своих детей. Вы должны жить так, как будто на вас смотрит весь мир... небеса точно смотрят.

И ещё раз для тех, кто борется изо всех сил, вот слова мудрости: взгляните в лицо своему греху и обратитесь за помощью.

Бог противится гордым, но Он даёт благодать смиренным.

10. Всё проистекает из наших личных отношений с Богом

Ненси также поделилась со мной ещё кое-какими мыслями:

Берегитесь, чтобы вам не упасть! Без Меня, сказал Иисус, вы не можете делать НИЧЕГО... вы даже не можете жить святой жизнью. У нас должны быть живые отношения с Сыном Божьим. Учить Слову без Духа легко (посмотрите на фарисеев). Если что-то подобное произошло, значит, мы потеряли связь с Главой.

Всё в нашей жизни является прямым результатом наших отношений с Господом. У нас всё по-настоящему искренне, или же мы погрязли в рутине? Если так, то это опасное место. Да, могут быть времена засухи, но мы должны идти вперёд. У нас должны быть средства защиты, особенно с учетом мира, в котором мы живём.

Не обманывайтесь. «Немного греха может испортить всю жизнь» (Смит Вигглсворт). Нам на самом деле ничего не сходит с рук. Если мы будем баловаться достаточно долго с грехом, он обернётся и укусит или даже уничтожит нас, равно как и причинит горе и вред окружающим нас.

Жизнь в отдалении от Бога переходит в низменную и тайную жизнь. По-другому такое не может произойти. Это не происходит внезапно в один день, это медленный методичный процесс подчинения себя своей плоти, а затем греху. В каком направлении идёт ваша жизнь? Продвигаетесь ли вы к Богу? Вы ДОЛЖНЫ двигаться к Нему.

Будут искушения (Иисус был искушаем), но Бог даёт нам средство спасения, если мы по-настоящему желаем этого (лидера, друга, Слово, меры предосторожности и т.д.). Если есть постоянное подавляющее искушение, мы попали в плохое положение, и нам следует обратиться за помощью к благочестивому и надёжному лидеру.

Есть старая поговорка: либо грех удержит вас от молитвы (или от Слова), либо молитва (или Слово) удержит вас от греха.

Если у нас есть настоящее, живое, ежедневное общение с Господом через Его Слово и молитву, мы не будем вести двойную жизнь.

11. Не становитесь циничными, полагая, что нет заслуживающих доверия лидеров

Опять же, мы совершаем ошибку, если смотрим на человека — любого человека — так, как на Господа. Но есть много боящихся Бога лидеров, целостных людей, людей, которые не живут двойной жизнью.

В этом контексте Ненси написала:

Правильно ожидать, что наши лидеры будут жить святой жизнью... жить в чистоте и быть примером благочестия... особенно в своей личной жизни. Это не должны быть суперсвятые, которые живут образцовой жизнью. Да, Бог не ожидает от нас меньшего. Но мы не можем это сделать просто своей силой воли. Только наши близкие отношения с Господом, Которого мы любим, спасут нас от греховной жизни.

Если есть служение, которое вы поддерживаете на расстоянии, не стесняйтесь задавать им вопросы о стандартах и подотчётности. Те, кто чисты, с радостью выведут во свет соответствующую информацию.

Если есть церковь или служение, с которыми вы сотрудничаете поместно, постарайтесь узнать их лидеров лично. Проводите с ними по возможности время. Познакомьтесь с их семьями. Присоединяйтесь к их служебным поездкам, если вас пригласят. Хотя по пути вас ждут определённые разочарования, вы также встретите много хороших людей, — людей, достойных вашего уважения.

12. Приносим огромные извинения тем, кто не верит в нашу евангельскую весть

Если вы читаете это как неверующий — как атеист, агностик, представитель другой религии или бывший христианин — то как лидер публичного служения я хотел бы от всего сердца извиниться перед вами.

То, что сделал Рави Захариас, абсолютно непростительно и никоим образом не отражает наши ценности и верования. Наоборот, причина такого потрясения и ужаса по всему миру заключается в том, что это действительно отвратительно для нас.

Если бы сексуальная аморальность и лицемерие были нашим образом жизни, не было бы никакого шока. Наоборот, это было бы просто скучно. Но нам не скучно от таких ужасных новостей. Наоборот, есть слёзы, рыдания и крики от горя и потрясения.

Это противоположность тому, кем мы являемся в Иисусе, противоположность установленным Им стандартам, противоположность тому, как мы стремимся вести свою жизнь.

Наш Бог противится этому, а не оправдывает это, и потому каждому, кто говорит: «Мы ожидали лучшего от вас», я говорю в ответ: у вас есть все основания ожидать чего-то лучшего. Пожалуйста, продолжайте ожидать от нас более высоких стандартов. По Божьей благодати мы покажем вам, что подобный трагические случаи — это исключения из правил. И хотя жизнь Рави не была правильной, его послание о Боге было правильным.

Суть в том, что эти моральные падения наши и только наши, как людей. Они никоим образом не отражают характер нашего Бога.

Наоборот, именно Его свет разоблачает тьму. Но Он не оставляет нас в этом состоянии. Он также послал Своего Сына, который умер за каждый из этих грехов. Он помилует и вас, если вы обратитесь к Нему.

13. Давайте жить трезвой жизнью сегодня в свете великого отчёта завтра

Павел писал, что все мы как верующие дадим отчёт Богу однажды (см. Рим. 14:12 и 2 Кор. 5:10).

Он также предупреждал, что сам сатана может явиться как ангел света. Насколько же более слуги сатаны (см. 2 Кор. 11:13-15).

Иисус также предупреждал о лжепророках, которые приходят в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные, говоря, что мы должны узнавать их по плодам (см. Мф. 7:15-20).

Господь также сказал:

«Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». (Мф. 7:21-23)

Я искренне надеюсь, что Рави наладил отношения с Господом перед смертью, и, хотя я никогда не встречался с ним лично, я верю, что он по-настоящему желал сделать Иисуса известным. К сожалению, ему не удалось смирить себя и попросить о помощи, в которой он нуждался, пока был жив, позоря теперь имя Господа, раня миллионы людей в их вере и оставив за собой след жертв.

Давайте же все пересмотрим сегодня свою жизнь. И давайте, с Божьей помощью и благодатью, удвоим свои усилия в том, чтобы сделать Иисуса известным во всей Его красоте и силе.

Он заслуживает этого, и потому как лидер в Теле Христовом я говорю: «Господи, мне очень жаль, что мы совершили это по отношению к Тебе, обесчестили Тебя перед смотрящим на нас миром. По Твоей милости мы принесём Тебе великую честь и славу в грядущие дни, начиная с нашего собственного покаяния там, где оно необходимо.

Да святится имя Твоё! Да придет Царство Твоё! Да осуществится воля Твоя на земле, как на небе — даже через каждого из нас».

И весь Божий народ да скажет: Аминь!

Автор — Майкл Браун / askdrbrown.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

donate

Последнее пожертвование: 18.02. Спасибо!