10 признаков, что мы делаем из поклонения идола

10 признаков, что мы делаем из поклонения идола

Не поймите превратно — я люблю музыкальное поклонение. Это неотъемлемая часть моей жизни с Иисусом. Я убеждён, что оно необходимо.

Христианское сообщество Америки, а также, вероятно, церковь и за пределами США, стали жертвами глобального идеологического веяния – смешения музыки и поклонения. Большинство церковных лидеров, вероятно, признают, что поклонение – это образ жизни, а не просто музыка. Но, несмотря на это, ежедневно совершаемые в церкви действия свидетельствуют о противоположном. Рассудите, много ли лидеров прославления не являются музыкантами? В существующей сегодня модели прославления это кажется маловероятным.

Как часто лидеры церкви называют музыкальную часть служения «временем поклонения», как бы подразумевая, что остальная его часть таковым уже не является? Или как вам такая фраза: «Давайте ненадолго возвратимся в поклонение». Такие сентенции демонстрируют восприятие, поражённое заблуждением в понимании природы и цели поклонения.

Внимательное изучение Писания показывает, что, хотя поклонение может быть прекрасно выражено с помощью музыки, всё же оно не является музыкой. Эти два понятия не идентичны.

Однако из-за смешения музыки и поклонения в нашем понимании, возник ряд ошибочных религиозных практик в современной христианской культуре. Последствия бесчисленны, но давайте рассмотрим хотя бы десять из них в контексте современного поклонения.

1. Многие великие акты поклонения не считаются поклонением.

Называя музыку «поклонением» в неком эксклюзивном смысле, многие другие акты поклонения пренебрегаются. Использование музыки как формы поклонения имело предпосылки в Новом Завете, но было вовсе не так акцентировано и исключительно, как это делается в современной культуре. Не углубляясь в теологию в поисках бесчисленных проявлений прославления, давайте подумаем о нескольких примерах: жертвоприношение как добровольное подчинение Богу (Быт. 22:5), состояние покоя посреди крайне тяжёлых обстоятельств как признание Божьей всепобеждающей верховной власти (Пс. 95:6), служение как исполнение заповедей Христа (Иоанна 21:15-19), распространение Евангелия и ученичество как проявление хвалы для неверующих и исполнение поручения Христа (Мт.28:16-20), обучение как желание глубже постичь Христа (Притчи 25:2).

idolworship2

2. Смешение музыкальных «жанров»

В церкви наблюдается большое разделение в вопросе, что же представляет собой «правильное поклонение». Многие современные христиане больше сосредотачиваются на собственной позиции, а не на Боге непосредственно. Другими словами, главный тут «я», а не «Он». Этот вид христианской музыки, хотя и в контексте верующего мировоззрения, всё же направлен на жизнь для себя, но ведь она не может быть больше для себя, чем для Него. Это вводит в заблуждение большинство людей, это не то, что должно представлять собой поклонение. То, что произошло, можно назвать «смешением жанров». Христианская музыка (музыка, сотворённая христианами с мыслями об Иисусе) совсем не обязательно то же самое, что и музыка хвалы (музыка, явно прославляющая Бога).

На самом деле, христианская музыка является поклонением в том смысле, что Божьи люди воздают славу, целенаправленно формируя способ жизни и мировоззрения, признавая Бога и Его принципы. Однако, всё это не обязательно является хвалой. Она может быть сфокусирована на человеке (на мне) больше, чем непосредственно на Боге (на Нём). Учитывая, что обе версии могут быть поклонением, только направленная на признание Бога хвала является концептуально истинной.

Конечно же, между этими понятиями лежит довольно зыбкая грань, по одну сторону которой абсолютная эгоцентричность, а по другую – полная концентрация на Боге. Из-за того, что между ними перестали видеть разницу, возникли путаница и разделение. (В качестве эксперимента, подбирая иллюстрацию к этой статье, я задавал в поиск слово «концерт». Посмотрите сами, сможете ли вы определить, где концерт, а где служение)

3. Тонкая грань между лидером прославления и рок-звездой.

Смешение жанров повлияло также и на смешение ролей. Многие прихожане и служители вполне осознают, что лидеры прославления, в некотором смысле, превратились в рок-звёзд, знаменитостей. Сложность не в том, чтобы признать существование проблемы. Сложность в том, что люди, кажется, не понимают, почему это происходит и что с этим делать. Несомненно, есть несколько причин так утверждать. Одна из них – смешение прославления с более широким понятием христианской музыки, как описывалось в предыдущем пункте. Учтите, что как смешались жанры, так смешались и роли. Христианские концерты популярной музыки всё больше интегрируются в церковные служения.

С течением времени, если не будет чёткого разделения между «музыкой поклонения» и христианской поп-музыкой, то не станет разницы и между поп звёздами и лидерами прославления. Ещё два момента для размышления: поскольку поклонение настолько тесно связано с музыкой, то есть смысл в том, чтобы лидер прославления был музыкантом. Но если поклонение переосмыслить и вернуться к более широкому его пониманию, как всего, что прославляет Бога, тогда, возможно, лидерство в прославлении не будет ограничиваться наличием музыкального таланта. Делая так, смещаем акцент с наличия музыкального таланта обратно на Бога.

idolworship3

4. Присутствие Божье перепутали с особой атмосферой

Существует навязчивая идея (возможно, иногда вполне здоровая) Божьего присутствия во многих современных церквях. Однако, когда церковь ошибочно поверила, что для создания атмосферы Бога нужны музыкальные и световые эффекты, то тем самым мы унизили Бога, отводя Ему роль надменного и требовательного посетителя, а не любящего Отца, активно пребывающего в церкви (в людях, а не в помещении). Таким образом, люди начинают путать присутствие Божие с эмоциями и переживаниями.

5. Бога отдаляет то, что должно приближать.

Более того, поскольку на особую атмосферу делается слишком большой акцент, то Бог становится менее доступным. Другими словами, если Богу нужна особая атмосфера, чтобы проявиться, то это предполагает, что Он неохотно встречается с нами. Для некоторых людей лидеры прославления в протестантизме стали кем-то вроде священников в католицизме – обязательными посредниками для получения доступа к Богу.

6. Прославление сегодня зачастую является проявлением себя в рамках представления (а не спонтанной реакцией на Бога)

Это происходит, по меньшей мере, на двух уровнях. Первый, лидеры церкви сегодня признают, что рост церкви во многих случаях зависит от удовлетворения вкусов всё более привередливых прихожан. По существу, современная модель роста церкви требует ублажать аудиторию. Эта проблема усиливается тем, что большинство американских церквей пополняются за счёт перетасовки существующих верующих между церквями, а не за счёт новообращённых. Второй: сами прихожане попадают в ситуацию, которая превращает прославление в представление, а не естественную реакцию на Бога. Если нужно достичь определённого состояния, чтобы войти в Божье присутствие, как уже упоминалось ранее, то каждый прихожанин должен исполнить свою роль. Дух религии предполагает участие в определённых действиях для достижения некоторой формы и вида. Например, у нехаризматов танцы и поднимание рук не одобряются и расцениваются как непослушание. Однако для харизматов определённые статичные позы неприемлемы как свидетельство отвлечённости. Я это почувствовал на собственном опыте.

Когда я только начал посещать харизматические собрания, я был эмоционально надломлен, из-за чего мог долго плакать. Меня поразила свобода самовыражения, которая была тут принята. Мне никак не верилось, что люди танцуют и поднимают руки, и при этом их никто не осмеивает. К сожалению, когда моё эмоциональное состояние выровнялось, и я начал поклоняться в привычной мне спокойной манере, без особого эмоционального окраса, то меня стали постоянно донимать вопросами, почему я такой отрешённый. Такие ожидания внешнего проявления существуют во всех церквях и зачастую способствуют желанию соответствовать им, а не чистым взаимоотношениям с Богом.

idolworship4

7. Слишком много внимания придаётся собраниям в помещении церкви

Церковь должна быть светом во мраке; но, если совместное поклонение ограничивается коллективным музицированием, тогда идея церковных служений сводится к традиционным служениям поклонения, тем самым «помещая свет под колпак». Что если вместо того, чтобы сходиться попеть в комфортных комнатах с кондиционером, церковь выйдет и споёт в парке или жилом квартале? А как насчёт того, чтобы прихожане церкви разносили пищу бедным или в какое-то из воскресений прошлись от дома к дому, предлагая помощь по хозяйству людям, например, покосить газон, покрасить дом или починить забор? Что если мы, как церковь, возьмём себе в привычку называть эти вещи поклонением? Церкви, конечно же, делают некоторые из этих вещей, но как нечто вторичное и совершаемое меньшинством, а не коллективным собранием.

8. Мы нашли оправдание для траты безбожных сумм на технологии «поклонения».

Мне доводилось слышать такое: «Самая опасная вещь, которую церковь прекрасно исполняет, это «поклонение»». Мастерство – это прекрасно, но когда мы зацикливаемся на создании представления для аудитории (собрания) и каким-то образом оправдываем это, называя «поклонением», тогда мы открываемся для неправедных приоритетов и искусственных стандартов. В прославлении больше стало заботить не единение с Богом, а насколько хорошо звучит музыка, насколько блестяще всё выглядит, и насколько современное оборудование используется. И опять-таки, дело не в оборудовании, просто для поклонения нам вообще не нужны все эти вещи, но мы ведём себя так, будто они необходимы. Поскольку это становится всё более важным, то этим мы оправдываем трату всё больших денежных средств на технологии и сценическое оборудование.

9. Музыкальное прославление лишилось чистой красоты.

Все эти манипуляции уменьшают прекрасную природу музыкального прославления. Музыкальное прославление стало «слишком хорошим». Недостача умеренности лишила музыку некоторого её потенциала и чистоты. Подумайте над тем, что сказано у Амоса (через Амоса говорит Бог), — когда народ Божий нерадиво относился к некоторым Его требованиям: «Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать. Пусть, как вода, течет суд, и правда — как сильный поток!» (Амос 5:21-24). Я не утверждаю, что церковь дошла до этой точки, но в этом месте Писания видим, что существует прецедент, когда Бог отвергает хвалу от своего народа, когда прославление становится чрезмерно ритуальным и нерадивым. Так много людей разделилось из-за путаницы, возникшей вокруг музыкального прославления. Эти отклонения лишили народ Божий настоящего поклонения как способа жизни, лишили музыку её природной красоты.

idolworship5

10. Музыка стала идолом.

Подведём итог всему выше сказанному.

1) Идолы отвлекают внимание от настоящих актов поклонения, так же как и музыка заполучила слишком большую долю внимания за счёт других актов поклонения.

2) Идолы создают путаницу, так же как и музыкальное поклонение создало жанры, роли и многое другое, вносящее сумятицу.

3) Идолы возвышают других людей и вещи над Богом, так же как и современные лидеры прославления порой бывают превознесены над Богом.

4) Идолы отвлекают от истинного присутствия Божьего, так же как отвлекают от него ожидания особой атмосферы на служениях.

5) Идолы отдаляют людей от истинного присутствия Божьего, точно так же, необходимость достижения определённой атмосферы создает дистанцию.

6) Идолы требуют ритуального представления больше, чем подлинных отношений, так же как прославление стало ограниченным какими-то земными эффектами по обе стороны сцены в собрании.

7) Идолы преувеличивают важность физических храмов и стараются удерживать народ Божий в изоляции, чтобы он не влиял на внешнюю темноту. Так же и преувеличение музыкального прославления изолирует церковную общину, создавая образ церкви, как определённого события или здания, а не людей и света, проникающего во тьму.

8) Идолы требуют золота, как и музыкальное прославление (а теперь уже целая индустрия поклонения) сильно зависит от денег, чтобы обеспечивать и поддерживать его.

9) Идолы подменивают естественную красоту прославления Бога в истинном поклонении, так же как эксклюзивному использованию музыкальной формы поклонения (музыкальное поклонение за счёт исключения других форм истинного поклонения) фактически удалось лишить музыкальное поклонение доли его естественной красоты.

Всё это позволяет предположить, что музыкальное поклонение, в его нынешнем состоянии, превратилось в идола. (Нельзя сказать, что оно уже не бывает чистым, но можно утверждать, что в целом оно нуждается в реформировании).

Что делать:

Признать проблему – первый шаг. Если обсуждение останется на этом уровне, то только будет порождать дальнейшее недовольство. Слово Божие – меч обоюдоострый. Оно истребляет всякую ложь, которая должна умереть, и приносит жизнь истине, которая нуждается в свете. Таким образом, следующая статья представит решения, способные помочь церкви отойти от пагубных привычек, таких как возвеличивание музыки больше чем поклонения как способа жизни.

Автор — Крис Таунсенд / charismamag.com
Перевод — Анна Вельшинская для ieshua.org

Крис Таунсенд: первые 26 лет своей жизни был атеистом. Теперь он использует этот опыт для того, чтобы достигать утерянных и научить приобретённых. Он изучал менеджмент и управление системами бизнес-информирования в Техасском Христианском Университете, теологию в Институте «Христос для Наций», историю церкви в Университете Либерти и апологетику в Университете Биола. Крис является президентом Миссии Искуплённого Царственного Священства, преподавателем в Институте «Христос для Наций». Крис написал несколько книг, в их числе «Доказательства: Искусство и наука понимания и исповедания почему вы верите в то, во что верите» и «Восстановление Экклесии: Организация, известная как церковь».

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!