В каждом поколении церковь делает несколько шагов вперёд и несколько назад. Одни старые истины переоткрываются, а другие фундаментальные учения забываются; некоторые библейские акценты восстанавливаются, в то время, как основные евангельские практики заброшены. Какие же критические, фундаментальные области нуждаются в реформации сегодня?
1) Мы должны вновь подчеркнуть центральность креста со всеми вытекающими из этого последствиями. Большая часть наших проповедей сегодня поверхностна, они фокусируются на чём угодно, только не на смерти и воскресении Иисуса, и подчёркивают всё, кроме креста, крови и превознесения Сына Божьего. Мало того, мы практически игнорируем последствия креста, а именно то, что Иисус умер за нас, и поэтому с этого момента мы будем жить для Него. Вот почему мы растим скорее потребителей, чем учеников: мы не смогли проповедовать о кресте, и потому Евангелие стало для нас говорящим о нас, а не о Нём. Восстановление центральности креста помогает нам восстановить наше духовное равновесие, порождая при этом ненависть ко греху и любовь к святости. Это также возвращает нас к реальности: Мы были куплены определённой ценою и теперь живём для того, чтобы исполнять Божью волю (1 Кор. 6:20).
2) Мы должны воссоединиться с еврейскими корнями веры. Почему у нас есть два отдельных праздника, Песах и Пасха? Почему так много людей думают, что когда еврей становится последователем Иисуса, он уже больше не еврей? Почему часто учат, что Церковь — это новый Израиль и что Бог покончил со старым Израилем? Потому что Церковь стала превозноситься над (природными) еврейскими ветвями (говоря языком Павла в Рим. 11:17-25) и отрезала сама себя от еврейских корней. Потому что Иисуса превратили в основателя новой, преимущественно нееврейской религии, вместо принятия Его еврейским Мессией, который пришёл исполнить то, что написано у Моисея и Пророков, тем самым давая спасение язычникам. Это не значит, что спасённые неевреи должны стать евреями и подчиниться Синайскому Завету, но это значит, что мы должны строить на Ветхом Завете, а не отбрасывать его, что мы должны признать Божьи цели для Израиля, и что мы должны поставить еврейский евангелизм в приоритет (Рим. 1:16).
3) Мы должны жить в реальности всеобщего священства верующих. Хотя Реформация и подчеркнула то, что каждый верующий является священником, эта концепция не была полностью реализована, из-за чего контраст между духовенством и мирянами остаётся до сего дня. Лютер писал, что “все христиане действительно принадлежат к духовному сословию, и между ними нет различия, кроме должности... сапожник, кузнец, крестьянин — каждый человек имеет свою должность и своё призвание и, тем не менее, все одинаково являются посвящёнными священниками и епископами, и каждый человек своим делом и своим призванием должен быть полезен для других, чтобы все возможные виды работы были объединены для развития тела и души, подобно тому, как разные члены тела служат друг другу.” К сожалению, многие верующие не признают божественное призвание для собственной жизни, из-за чего (по словам Вольфганга Симсона), “образ большей части современного христианства можно представить, говоря немного иносказательно, как святых людей, приходящих во святое место в святой день в святое время, чтобы принять участие в священном ритуале, проводимом святым человеком, одетым во священные одежды, за священную плату.” Это произвело деформирующий эффект на нашу миссию, в результате чего крошечная часть верующих совершает подавляющую часть дела Евангелия. И в то время, как Новый Завет действительно учит о важной роли лидеров в Теле, каждый верующий является точно таким же Божьим ребёнком, членом Тела, ветвью Лозы, священником Бога, призванным служить Ему и достигать этот мир.
4) Мы должны принять полноту Духа и Его силу. Это правда, что в песне “Бог наш — оплот” (Ein feste Burg ist unser Gott — евангельский гимн, написанный М. Лютером, — прим. ред.) провозглашается, что “Дух и дары принадлежат нам”, это правда, что в трудах реформаторов есть свидетельства о Божьих исцелениях и освобождениях, но, несомненно, полного принятия даров Духа и силы помимо работы Духа по обращению не было. Поэтому, практики, которые были основополагающими для первых верующих (см. Лук. 24:49; Деян. 1:8; 1 Кор. 14:1, 39-40; Иак. 5:13-16) стали чужими в поздней Церкви. К счастью, за последние 100 лет имеет место великое восстановление силы Духа, особенно в растущей Церкви в развивающихся странах. Тем не менее, в большей части западного мира всё ещё существует большое сопротивление ключевым аспектам работы Духа. Восстановление полноты Духа является существенным фактором, если мы хотим максимально повлиять на этот мир и принести максимальную славу воскресшему Спасителю.
5) Мы должны стать верующими Великого Поручения. В нашей материально обеспеченной культуре, наполненной таким огромным количеством вещей, сражающихся за наше внимание: развлечений, спорта, новостей, мирских занятий, мы потеряли из виду вечные проблемы и, в следствие этого, забыли о бремени идти в мир и делать учеников. Политические вопросы будоражат нас, спортивные события возбуждают нас, фильмы, телевидение и интернет поглощают нас, но наши сердца становятся холодными, когда дело доходит до спасения погибающих. Мы вообще верим в то, что люди погибают без Иисуса? Истинная любовь к Богу означает истинную любовь к нашему соседу, не только в материальном плане, но и в духовном. И когда мы посвящаем себя тому, чтобы спасать потерянных, мы сами переживаем возрождение, поскольку новые души — это жизнь Церкви.
6) Мы должны отказаться от менталитета производительности и показухи. Пасторы и лидеры прославления — это не профессионалы, выступающие на публику. Они — лидеры-слуги, помогающие верующим возрастать в Боге и приходить в Его присутствие. Но в нашем рвении быть важным и делать всё наилучшим образом мы стали талантливыми исполнителями, делающими больший акцент на внешнем виде, чем на внутренней встрече (с Богом), и измеряющими успех человеческой похвалой, а не Божьей. Точно так же многие верующие привыкли к тому, чтобы их развлекали, а не назидали, и нянчились с ними, а не требовали от них что-то. Мы должны изменить своё мышление и свой фокус, чтобы стать истинными учениками Господа. Конечно же, исполнять Божью работу качественно и усердно — это похвально, но мы должны помнить, что только Дух может спасать и преображать, и что Он ожидает от нас больше верности, чем талантов, и смирённого сердца больше, чем внешней реакции. Качественное проведение времени в тайной комнате с Богом бесконечно ценнее, чем консультирование с экспертами по росту Церкви и пребывание в курсе последних тенденций в Твиттере.
7) Мы должны практиковать трансформирующую инклюзию. Так называемые прогрессивные христиане и лидеры ЛГБТ справедливо акцентируют внимание на том, что Церковь должна быть гостеприимным местом для маргинальных слоёв и для страдающих, для изгоев общества и для тех, кто отличается от других. Но они ошибочно заявляют, что Иисус практиковал утверждающую инклюзию, как будто он приходил к грешникам, чтобы утвердить их в их грехе. Вместо этого Иисус практиковал трансформирующую инклюзию, достигая грешников, чтобы изменить их, а не утвердить их в их грехе. Если мы собираемся следовать Его примеру, нам нужны сострадательные сердца и прочная основа. Это позволит нам открывать свои сердца, свои дома и места своих собраний для тех, кто отличается от нас, не идя на компромисс и не ставя под угрозу Божьи стандарты. Сострадание не требует компромиссов.
8) Мы снова должны стать библейски грамотными. Благодаря Реформации Библия стала доступной для каждого умеющего читать. Были сделаны новые переводы на разные языки, а затем распространены в массы благодаря недавно изобретённому книгопечатанию. Сейчас, 500 лет спустя, мы имеет больший доступ к Писаниям, чем любое другое поколение в истории, с возможностью выбирать из множества переводов и с постоянным доступом к этим переводам через наши мобильные телефоны, ноутбуки и планшеты. Несмотря на всё это, мы теряем библейскую грамотность настолько, что большая часть фундаментальных библейских истин мало известна исповедующим верующим. Если какому пост-реформационному поколению и следует вернуться к Библии, так это нашему. Мы должны возобновить свою любовь к Слову.
9) Мы должны восстановить здоровый страх Божий. В прошлые века Церковь часто придавала чрезмерное значение доктринам ада и последнего суда, создавая нездоровый и даже рабский страх перед Господом, изображая Его как жестокого тирана, а не любящего Отца, который также является и праведным Судьёй. Сегодня мы проповедуем евангелие счастья о счастливом Боге, который хочет сделать всех счастливыми, без единого слова о Божьем суде. Бог теперь превратился в великого Джина в небесах, готового исполнять наши желания. Это опасное смещение акцентов, приводящее к ложным покаяниям и поверхностным верующим. Чтобы возобновить баланс, мы должны восстановить здоровое почитание Бога, помня о том, что Иисус учил нас бояться Того, “Кто может и душу и тело погубить в геенне” (Мф. 10:28), и признавать то, что наш милостивый и сострадательный Отец, Тот, Которого мы называем Абба, остаётся “огнём поядающим” (Втор. 4:24; Евр. 12:29). Мы можем любить Его и наслаждаться Им, не приуменьшая Его святости или справедливости. Мы можем обожать Его, одновременно почитая Его.
10) Мы должны восстановить наши органические, родственные отношения в Теле. Хотя Бог и движется сейчас внутри деноминаций и в пределах наших церковных зданий, Он конечно же не ограничивается движением только там. Вот почему Церковь — это Тело, а не здание; семья, а не структура; и организм, а не организация. Вот почему Дух действует в мегацерквях точно так же, как и в домашних церквях; в “доминирующих” деноминациях так же, как и в “независимых” общинах. И именно поэтому, хотя наше совместное собрание как верующих является жизненно важным и этим нельзя пренебрегать (Евр. 10:25), мы должны фокусироваться больше на том, чтобы быть Церковью, а не ходить в церковь; больше на развитии длительных отношений, чем на посещении служений; и более на том, чтобы иметь личные отношения с Богом, чем на том, чтобы знать что-то о Боге. Когда мы углубляем свои отношения с Господом и друг с другом, мы выполняем своё духовное предназначение и становимся тем, в чём мир так отчаянно нуждается. И в этом мы найдём истинное единство.
Автор — Майкл Браун / askdrbrown.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Пункт 2 ничем не объясним в свете Евангелия. Превозношение и так грех в глазах Бога, и над кем именно, значения не имеет. И не стОит особо заострять внимание на праздниках, это приведёт к «мышиной возне» в среде церкви и породит ещё один толк.