Я стоял там, весь такой «Супер Мордехай» в своем, окрашенном в красное, нижнем белье, щеголяя плащом и большой «М», красовавшейся на майке. Не уверен, костюм ли сформировал мое понимание Пурима или же наоборот, но большую часть своей жизни именно Мордехая я видел главным героем истории.
В то время как при ежегодном перечитывании Мегиллат Эстер мы «освистывали» при каждом упоминании имя Амана, так каждый раз, слыша имя Мордехая, было естественным аплодировать. Он выступил против Амана и противостоял компромиссу в вопросе верности Богу и иудейскому народу. Он рисковал своей жизнью ради того, чтобы оставаться верным. Он был стратегом; тем, кто руководил своей кузиной – молоденькой девушкой Есфирь. Мордехай был умным, храбрым и сильным – чего еще больше ожидать ребенку от героя? Для меня, как для мальчишки, было естественным отождествлять себя с мужским героем истории. Я не хотел быть пассивным парнем – я хотел быть похожим на Мордехая!
Но спустя годы я осознал, что Мордехай — не единственный герой в истории Пурима. И, возможно, он даже не главный герой. Да и после всего, праздник не основан на «Книге Мордехая». Итак, давайте взглянем на его кузину Есфирь.
Подобно Мордехаю, Есфирь была верной. Когда она сообщила царю о том, что на него готовится покушение, она не присвоила славу за раскрытие заговора себе, всю честь она должным образом отдала Мордехаю (2:22). Также и ранее в истории мы видим её скромность и смирение, потому что даже когда она уже стала царицей, «слово Мардохея Есфирь выполняла и теперь так же, как тогда, когда была у него на воспитании» (2:20). И, возможно, скромность на первый взгляд и не считается особым героизмом, но с годами и мудростью мы восхищаемся и ценим тех, кто проявил эту сложную и неуловимую черту.
Есфирь также проявила и другую черту характера, которая чаще всего ассоциируется с героизмом — храбрость. Мордехай выступил против Амана – скандальное дело, а Есфирь рисковала своей жизнью перед царем – более опасное, из ряда вон выходящее, дело. Она знала, что вход в его присутствие без приглашения может окончиться ее собственной смертью. Все же она продемонстрировала, что храбрость заключается в том, чтобы поступать правильно, независимо от того, что ты чувствуешь (страх, смущение, одиночество). Мало того, что Есфирь смело сделала то, что ни одна женщина не делала прежде — вошла в присутствие царя без приглашения — так она сделала это вскоре после того, как царица Астинь, ее предшественница разгневала царя непослушанием ему. Мы можем предположить, что он был расстроен приближением той, что, как он воспринимал, могла быть агрессивной женщиной, угрожавшей его влиянию в доме (1:18-22). Есфирь знала достаточно, чтобы испугаться, но она не была водима своими страхами. Она отложила их, чтобы смело идти прямой дорогой праведности. Она сказала: «Я пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть – погибну» (4:16).
Мы снова видим ее храбрость в следующем действии. Находясь все еще в присутствии царя и столкнувшись лицом к лицу с Аманом, «врагом иудеев», она открывает свое истинное лицо, как еврейка, и обвиняет Амана в замышлении геноцида (7:3-6). Мордехай уже противостоял Аману публично; теперь же Есфирь осмелилась в присутствии самого царя бросить вызов «тому, кого царь возвысил»! Я уверен, что храбрость Есфири превзошла храбрость Мордехая.
Ясно, что храбрость Есфирь исходила из ее веры. Когда ее кузен Мордехай бросил ей вызов заступиться перед царем за свой народ, она ответила ему: «Пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте, и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я со служанками моими буду также поститься…» (4:16). Есфирь – женщина, известная своей внешней красотой, была также Есфирью, женщиной, которая обладала внутренней красотой, имела сильную и ясную веру в Бога, Который слышит и отвечает на молитву.
В завершении истории мы видим Есфирь как истинного лидера Израиля, проницательной в своем обращении с людьми и твердой в использовании своей власти. Ее острый ум создал возможность завоевать симпатию царя и уловить злобного Амана (5:4-8). Она продемонстрировала блестящий ум и упорство в законе, позволяющем обороняться своему еврейскому народу (8:5; 9:13). Фактически, именно указ Есфирь учредил практику празднования Пурима на все времена (9:32).
Я надеюсь, что каждая девочка, которая выбирает одеться в костюм Есфири на Пурим, признает, что она такой же герой, как и Мордехай, если даже не больше. Героизм Есфири увековечен улицами в центре Тель-Авива и Иерусалима, названными в честь нее. Хадасса – крупнейшая женская сионистская группа в мире также названа ее именем (Хадасса – еврейское имя Есфирь). Эта организация, которая была основана на Пурим в 1912 году, спасла многие еврейские жизни и совершила бесчисленные дела милосердия.
Хотя и Есфирь и Мордехай оба являются героями, все же имя конечного Героя не упоминается в тексте. Это Сам Бог. Любопытно, что книга Есфирь — это единственная книга Библии, которая не упоминает Бога явно. Одним из объяснений этого может быть то, что большую часть книги извлекли из летописей царя Персии (10:2). Персидские историки не приветствовали упоминание Бога Израиля.
Несмотря на отсутствие явного упоминания в книге, очевидность Божьего провидения наполняет каждую страницу. Снова и снова мы видим перст Божий; видим как Он движется, чтобы избавлять наш народ от уничтожения. Мордехай напоминал Есфирь, что если даже она промолчит перед царем, «свобода и избавление придет для Иудеев из другого места» (4:14). Это показывает нам и читателям на протяжении каждого поколения, что и Мордехай и Есфирь были людьми веры, и что события были спланированы Богом.
Истинное послание Книги Есфирь – это не просто призыв подняться за наш народ, как это сделали Мордехай и Есфирь. Истинное послание – это призыв признать, что Бог – невидимый Герой этой истории, исполняет Свою волю через нас, если мы ищем того, чтобы ходить Его путями. Через всю Библию эта тема всегда перед нами. Это Бог, а не мы, в конечном счете всё приводит ко благу. Да, мы сотрудничаем с Ним в Тиккун Олам — восстановлении мира — когда мы боремся против расизма, бедности, насилия над детьми, голодом, загрязнением окружающей среды и другим злом. Но мы должны всегда помнить то, что так ясно утверждал апостол Павел: «Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил. 2:13). Бог работает в нас и через нас, чтобы мы желали того, чего Он желает и чтобы действовали так, как Он хочет, чтобы мы действовали в этом мире.
Мордехай и Есфирь были умными, храбрыми и смиренными лидерами, но они ничего не смогли бы совершить без Бога. Это напоминает мне один из моих любимых стихов: Исаия 26:12. Пророк поет песню хвалы Господу и провозглашает: «Все, что мы сделали – это Ты сделал для нас!». Мы только начинаем понимать непостижимое слияние этих стихов, так прекрасно описанное; что в то время, как мы трудимся и даже видим результаты своих трудов – именно Бог является настоящим «Делателем». Пришло время, чтобы мы все восприняли песнь Исаии и воздали Богу славу за каждое хорошее дело, которое мы делаем. Именно Он всегда будет настоящим Героем.
Автор — Стивен Кац / jewsforjesus.org
Перевод — Татьяна Лукощенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!