Продолжение передачи «Девятое Ава. События, факты, комментарии».
Раввин Борис Грисенко. Равве, великий раввин сказал: «Иерусалим был разрушен потому что люди поступали не по справедливости».
И это как раз то, в чем обличал Мессия тех, которые были предшественниками и учителями этого Равве. Итак, мы видим удивительное дело. Мы видим, что спустя десятилетия после разрушения Храма, все-таки наконец раввины стали приходить к каким-то заключениям о причине этой трагедии. Но когда мы изучаем эти причины, записанные в Талмуде и древних толкованиях, перед нами открывается вообще удивительная вещь.
Даже то, что было отобрано для Талмуда (а это произошло, начиная с конца аж II века и дальше), даже то, что было отобрано в цензурованных Мидрашах (потому что все это прошло сильнейшую цензуру), и то, что не устраивало последующих вождей Израиля, чем позже, тем дальше отходивших от Библейского иудаизма, то, что их не устраивало, они просто вычеркивали и убирали из собственного наследия.
Но даже то, что осталось, что было, так сказать, записано, настолько внутренне противоречит друг другу, и именно в этом ключевом вопросе, именно в этом важном для всякого думающего вопросе. И кстати, не только для всякого думающего еврея, но и для всех интересующихся Библией и путями Бога Израиля.
Именно в этом важнейшем вопросе все объяснения были настолько противоречивыми, и остаются противоречивыми, что никто их современных ученых, из современных раввинов, из современных толкователей не может это примирить между собой.
О чем это говорит? Об одной простой вещи. Сколько бы ни было этих объяснений тогда, сколько бы ни появилось позже, они все обходят молчанием одну главную причину. Как ни странно, эта главная причина косвенно соотносится с мнением большинства раввинов: беспричинная ненависть в иудейской среде.
Помните, как Йешуа сказал: «Говорю вам, что возненавидели Меня напрасно»...
Смотреть ЧАСТЬ 3:
Раввин Борис Грисенко. Благодаря некоторым древним Мидрашам, толкованиям еврейских мудрецов, мы можем увидеть, в какой среде они оказались после разрушения Храма, что вообще стало с искренними иудеями, которые не верили в своего Мессию, но тем ни менее считали, что они четко придерживаются веры отцов.
«После разрушения Храма стало в народе Израиля много отшельников, прушим…
Прушим есть – это то же самое, что фарисеи, имеется в виду «отделенных». Это не признак того, что они принадлежали к партии фарисеев, они могли принадлежать к самым разным направлениям, но они стали отшельниками, то есть отделили себя от общества Израиля.
Заметьте, что именно после разрушения Храма стало в народе Израиля так много отшельников.
… и они не ели мяса, и не пили вина.
Сказал им равви Иегошуа: «Почему вы отказываетесь от мяса и вина?»
Они же ответили: «Как будем есть мясо, подобное тому, что возносилось на жертвенник? Как будем пить вино, подобное тому, что приносилось в возлияние на жертвенник?»
И тут не совсем ясная ситуация, а ситуация эта в том, что мясо, которое не освящалось принесением части его на жертвенник в Храме, было некошерным. Вино, от которого не отделялось то, что должно было возливаться на жертвенник в Храме, было некошерным, то есть запрещенным к употреблению.
Сказал им равви Иегошуа: «Если так, не ешьте хлеб в память о хлебных приношениях в Храме, не ешьте фрукты, подобные тем, что приносили в Храме в Шавуот,…
Раввин Михаил Самсонов. Логично.
Раввин Борис Грисенко. Разумно!
…и даже не пейте воду в память о той, что черпали в Суккот из источника Шелох.
Слушали отшельники и не отвечали.
Тогда сказал равви Иегошуа: «Не оплакивать Храм мы не можем. Наши глаза видели его великолепие, наши глаза видели его в огне. Но и жить, отказавшись от всего, что может напомнить Храм, невозможно».
Опять же, тут скрыты более глубокие причины, что всякие продукты, от которых не отделялась маасер, то есть специальная десятина, от которых не приносились жертвы, они были непригодны с точки зрения Торы к употреблению.
Как сказал равви Иегошуа до того: «Только такие постановления следует издавать, которые выполнимы для большинства».
И вот здесь я хочу обратить внимание ваше!..
Смотреть ЧАСТЬ 4:
Раввин Борис Грисенко. Но что очень хочется отметить в этой передаче, что в еврейской традиции, в иудейской традиции есть не только то, что старается отдалить, так сказать, простой народ от понимания событий 9 Ава и не дает реального выхода к Богу. Но есть и другое.
В еврейской традиции, даже в современном иудаизме, есть немало хорошего. В частности, в отношении 9 Ава, часть таких истинно озабоченных судьбой народа и стремящихся, пусть по-своему приблизиться к Богу, говорит о том, что в трагедии 9 Ава, в самой трагедии есть выход, что Бог допустив эту трагедию, таким образом воспитывал Свой народ и старался открыть ему глаза на его реальное духовное состояние и привести к Самому Себе.
Но это так и есть! На самом деле, это так и есть!
И поэтому, вы знаете, странно, в Шабат перед 9 Ава традиция предписывает радоваться, и даже радоваться больше, чем обычно, и даже некоторые из старинных иудейских записей говорят о том, что в этот день можно устроить себе пир такой, как устраивал Соломон.
Странно! Перед самой трагической датой!
Все дело в том, что народ должен понять: Бог не бросил и не оставил его, несмотря на его грехи, несмотря на его преступления, несмотря на его ошибки, несмотря на уклонение от Божьего пути.
Потому что завет Бога Израиля со Своим народом через Авраама, Ицхака, Яакова, он есть Вечный Завет, завет с Давидом есть Вечный Завет. И хотя Синайский Завет был временный, никогда Бог не расторгнет Вечный Завет со Своим народом. И даже установления Нового Завета подтверждают это, как мы читаем в пророчестве пророка Иеремии в 31-ой главе.
И вот, вот эта струя в еврейской традиции, она учит видеть руку заботливого и милостивого Бога даже в таких страшных событиях. На самом деле, это происходило и после разрушения Первого Храма.
Смотреть ЧАСТЬ 5:
Последнее: 26.07. Спасибо!