10 июля 1941 года — страшная дата в истории Второй мировой войны и Холокоста. В этот день почти все еврейское население местечка Едвабне было убито своими польскими соседями.
Хотя погром не был тайной за семью печатями, широко известным этот факт стал лишь в начале XXI века. Вопрос о том, несут ли поляки часть ответственности за уничтожение еврейского населения в годы нацистской оккупации, около десятилетия назад всколыхнул все польское общество.
В Едвабне, небольшом городке на северо-востоке Польши, многочисленное еврейское население проживало с середины XVIII века. Перед началом Второй мировой войны евреи составляли 60-70 процентов от всего населения городка в 2000 человек.
Согласно условиям пакта Молотова-Риббентропа, восточные районы Польши в самом начале Второй мировой войны были заняты Красной армией. Едвабне, тоже ставший советским, получил статус райцентра Белостокской области БССР. Население перешедших к СССР территорий поначалу отнеслось к смене власти с энтузиазмом, однако изъятие земель, насильственная организация колхозов, массовые депортации в Сибирь потенциально «неблагонадежных» групп населения привели к массовому разочарованию.
Вермахт занял Едвабне уже в первый день вторжения в Советский Союз — 22 июня 1941 года. Поскольку среди местного населения было сильно убеждение в том, что евреи являются опорой советской власти, антисемитские инциденты не заставили себя долго ждать. Во многих районах Западной Украины, Западной Белоруссии и Литвы кровавые погромы произошли сразу после ухода советских войск, но еще до прихода нацистов.
25 июня 1941 года поляки приступили к еврейским погромам. Они убивали своих соседей топорами, протыкали вилами, вырезали им языки, выкалывали глаза, топили в пруду, рубили головы. Простые обыватели играли в футбол отрезанной головой учителя иврита. Местный ксендз отказался остановить кровопролитие, потому что считал всех евреев коммунистами. Было и негласное одобрение местных властей, «согласовавших» погром с немцами.
10 июля гитлеровцы отдали приказ об уничтожении всех оставшихся в живых евреев, а его исполнителями стали поляки. Они согнали евреев на центральную площадь, а затем повели их в сарай на окраине городка, куда раньше уже побросали тела растерзанных жертв. Там и сожгли всех вместе, живых и мертвых. По дороге к месту сожжения поляки постарались сделать шествие евреев шутовским. Их построили в колонны по четыре во главе с девяностолетним раввином, которого заставили нести красное знамя, принудили играть оркестр, заглушавший крики жертв.
После войны Едвабне отошел к Польше. В мае 1949 года в Ломже состоялся процесс над едвабненскими погромщиками, в результате которого большая часть обвиняемых получила от 8 до 15 лет тюрьмы, а один был приговорен к расстрелу, но позднее приговор заменили 15 годами лишения свободы. Сам процесс прошел без огласки, в печати о нем ничего не сообщалось, и в стране об этом практически никто не знал.
В 2001 году была опубликована книга работающего в США польского историка Яна Гросса «Соседи. Уничтожение еврейской общины Едвабне», о которой польское общество спорит до сих пор. Гросс приходит к однозначному выводу, что около 1600 едвабненских евреев были уничтожены (конечно, при покровительстве гитлеровцев) местными жителями-поляками.
10 июля 2001 года на траурной церемонии в Едвабне, посвященной 60-летию погрома, при большом стечении людей президент Польши Александр Квасьневский от себя лично и от имени тех поляков, которые переживают боль и стыд за эту трагедию, попросил прощения у еврейского народа. Он подчеркнул, что это самый трудный шаг за годы его президентства.
Материал подготовил Роберт Берг
Источник — jewish.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!