Французские евреи не спешат в Израиль

После серии терактов, потрясших на минувшей неделе Париж, израильские политики обратились к еврейской общине Франции с призывом репатриироваться на историческую родину. Французским евреям пришло время вернуться домой — таков главный посыл заявлений премьер-министра Биньямина Нетаниягу и министра по делам диаспоры Нафтали Беннета. 

При этом многие высококвалифицированные специалисты и предприниматели из числа французских евреев, уже эмигрировавших в Израиль, вынуждены фактически жить на две страны, отмечает обозреватель The Times of Israel Аманда Боршель-Дан. Неслучайно в последние годы репатрианты из Франции получили прозвище «Боинг-алия». Основными причинами этого феномена являются высокая степень бюрократизации израильской экономики и более высокий уровень жизни во Франции. Несмотря на проблемы с безопасностью, с которыми столкнулась сегодня местная еврейская община, ожидать массовой алии из Франции не стоит, полагают аналитики.

Многие израильтяне французского происхождения проводят в Европе рабочую неделю, а на выходные возвращаются в Израиль. Другие уезжают за границу на пару недель, а вторую половину месяца проводят дома с семьей. Так поступают предприниматели, имеющие во Франции бизнес, а также врачи, юристы, инженеры и некоторые другие высококвалифицированные специалисты. Подобный образ жизни характерен не только для выходцев из Франции. По оценке ведущего израильского демографа Серджио Делла Перголы, около 60% всех репатриантов в первые годы жизни в еврейском государстве имеют основной источник доходов за границей.

В этом нет ничего удивительного: уровень заработной платы во Франции примерно на 30% выше, чем в Израиле, а некоторые квалифицированные специалисты, например, врачи, могут зарабатывать в Европе в четыре-пять раз больше, отмечает The Times of Israel. Однако недавние теракты и общий рост антисемитизма, пик которого пришелся на время операции «Нерушимая скала» минувшим летом, вынудили многих евреев задуматься об эмиграции. К этим факторам добавляются экономические: рост налогов и безработица, которая, согласно последним данным, достигает во Франции 26%.

Глава «Сохнута» Натан Щаранский заявил недавно, что в ближайшие годы в связи с выходом специалистов на пенсию Израиль столкнется с нехваткой нескольких тысяч врачей и медсестер. Вполне возможно, этот кадровый дефицит могли бы восполнить репатрианты из Франции. «Израильское общество очень динамично и может абсорбировать неограниченное количество людей, обладающих знаниями и амбициями», — отметил Щаранский.

По словам доктора Дова Маймона, старшего научного сотрудника Института политики еврейского народа в Иерусалиме, некоторые страны, в первую очередь Канада, Швейцария и США, уже активно привлекают к себе потенциальных эмигрантов. На французском телевидении даже появились соответствующие рекламные ролики. Особенно активно действует в этом направлении Канада, в первую очередь франкоязычная провинция Квебек.

В Израиле в настоящее время разрабатываются специальные программы для иностранных предпринимателей еврейского происхождения, нацеленные на то, чтобы побудить их перевезти свои бизнес-активы на историческую родину. Израиль предлагает бизнесменам более выгодные условия найма рабочей силы, чем «государство всеобщего благосостояния» Франция, отмечает Дов Маймон. Дополнительным привлекательным условием может стать более комфортная налоговая политика.

Супруги Сандрин и Аурель Медиони из Парижа всегда мечтали репатриироваться в Израиль. Поэтому, когда Сандрин, преподавателю университета, предложили более гибкий график работы, она с удовольствием согласилась. Теперь раз в месяц она летает на неделю в Париж, где читает лекции и проводит встречи, а в остальное время связывается со своими студентами и коллегами из Иерусалима по Skype. Ее муж, фотограф, берет на себя заботу о доме и четверых детях в период отсутствия супруги. По мнению Ауреля Медиони, несколько десятилетий назад Франция была богатой страной, а Израиль — развивающейся. Сегодня же ситуация изменилась: Израиль, несмотря на множество проблем, интенсивно развивается, тогда как во Франции наблюдаются противоположные тенденции.

Семья Медиони эмигрировала в Израиль в 2012 году, после кровавого теракта в еврейской школе в Тулузе, жертвами которого стали трое детей и раввин. Эти трагические события заметно повлияли на темпы репатриации французских евреев: если в 2012 году алию совершили 2 тыс. человек, то в 2014-м — уже 7 тыс.

В настоящее время еврейское население Франции составляет порядка полумиллиона человек. Из них, по оценкам Маймона, примерно 50 тыс. человек посещают синагогу каждый шаббат. Еще 150 тыс. можно условно назвать «йомкипурными евреями» — к ним относятся те, кто поддерживает связи с общиной и бывает в синагоге в дни главных еврейских праздников. Оставшиеся 300 тыс. евреев стремительно движутся к ассимиляции — уже через двадцать лет они или их дети не будут причислять себя к еврейской общине, считает эксперт. По его мнению, ситуацию могли бы исправить молодежные программы «Сохнута», такие как «Таглит» и «Маса». Как показывает статистика, большинство участников «Масы» по окончании программы принимает решение о репатриации.

«Амбициозная еврейская молодежь уезжает в Америку, а те, для кого в первую очередь важно еврейство, — в Израиль, — объясняет доктор Маймон. — Если им предложат работу за границей, они поедут туда. Мы должны сделать так, чтобы большинство молодых евреев выбирали Израиль, а не переезжали из одного галута в другой».

Материал подготовила Татьяна Володина

jewish.ru

Пожертвовать

Последнее: 01.01. Спасибо!