История ханукальной меноры

История ханукальной меноры

Один из самых узнаваемых символов Хануки — это девятисвечная менора. Одна из свечей, называемая «служкой» (шамаш на иврите), обычно размещается в центре меноры. Ею зажигают остальные свечи, каждая из которых символизирует одну из восьми ночей праздника. Такой тип меноры можно увидеть в это время года в домах, магазинах и на общественных выставках. Однако она отличается от семисвечной меноры, которая стояла в Скинии Завета. Этот библейский светильник имел семь чаш для масла, которые зажигали священники (Исход 25:31–40). Когда менора используется как символ, например, в логотипе нашей организации «Chosen People Ministries», она обычно изображается с семью свечами.

Евреи иногда называют девятисвечную менору ханукией, чтобы отличить её от семисвечной разновидности. Тем не менее, назвать ханукию менорой будет справедливо и правильно, ведь слово «менора» на иврите просто означает «светильник». Таким образом, все ханукии являются менорами, но не все меноры являются ханукиями!

Почему восемь дней?

Происхождение ханукии и обычая зажигать её на восемь дней во время Хануки до конца не ясно. Ханука как праздник восходит ко II веку до н.э., когда селевкидский правитель Израиля начал преследовать еврейский народ. Макакавеи подняли успешное восстание против этого тирана. Во время конфликта армия селевкидов осквернила Храм, и священникам нужно было вновь освятить его после освобождения. Иосиф Флавий, еврейский историк и бывший военачальник, живший в I веке, первым связал Хануку со светом. Он отметил, что праздник назывался «Праздник огней», но не объяснил почему.

В Мишне, авторитетном еврейском комментарии к Пятикнижию, составленном в III веке, упоминается «ханукальный светильник». Однако лишь в VI веке еврейские источники начали подробно обсуждать обычай зажигать огни на Хануку. С целью объяснить происхождение этой традиции, мудрецы сказали, что при освящении Храма Макакавеи обнаружили масло, которого хватало только на один день, но оно горело восемь дней.

Еврейская традиция также предлагает другие объяснения восьмидневного праздника. Например, евреи не могли отмечать осенние библейские праздники во время восстания Макавеев. Чтобы компенсировать эту утрату, они отпраздновали последний из этих праздников — Праздник Кущей (Суккот), который длился восемь дней. Менее распространена, но не менее увлекательна легенда IX века, согласно которой Макакавеи нашли в Храме восемь копий. По преданию, они воткнули копья в землю и зажгли их.

Эволюция ханукии

Археологи нашли светильники с восемью отверстиями, датируемые VI веком. Первые ханукальные светильники представляли собой глиняные или каменные лампы с небольшими чашами для масла и фитилей. Каждый день праздника в композицию добавляли новую лампу.

Для зажигания светильников использовали оливковое масло, как это делали священники для меноры в Скинии, а затем и в Храме. Оливковое масло было ценным ресурсом в древнем Средиземноморье и играло важную роль во многих библейских практиках. Например, масло использовалось в хлебных приношениях (Левит 9:4). Священников и царей помазывали маслом (Исход 29:21). Масло символизировало изобилие, как и вино (Второзаконие 8:8), смягчало раны (Исаия 1:6) и использовалось как косметическое средство (Эсфирь 2:12).

В средневековой Европе еврейская община начала использовать свечи для ханукальных огней, так как воск был дешевле и доступнее масла. До появления электричества освещение было значительной статьёй расходов, а масло считалось дорогим, поэтому зажечь лампу в религиозных целях было жертвой.

Современные ханукии

Сегодня для большинства ханукий используются свечи, но связь масла с Ханукой сохраняется. Традиционные ханукальные блюда, такие как картофельные оладьи (латкес) и пончики с начинкой (суфганийот), готовятся на масле. Современные ханукии бывают самых разных дизайнов. Некоторые украшены звёздочками Давида, другие — яркие и цветочные. Можно встретить необычные ханукии, например, в форме осьминога, где тело служит основанием, а щупальца — подсвечниками.

Многие используют простые одноразовые ханукии или электрические модели. За столом с картофельными оладьями произносятся красивые молитвы, воспевающие победу Бога, поются трогательные песни, а подарки вручаются в каждую из восьми ночей. Главная тема праздника — радость, свет, избавление и тепло семейного общения.

Источник — chosenpeople.com
Перевод — Игорь Падушин для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 01.01. Спасибо!