Израиль и палестинцы спорят из-за наследия царя Ирода

Выставка археологических находок, связанных с именем иудейского царя Ирода Великого, развернутая в Музее Израиля, заставляет по-новому взглянуть на эту легендарную личность, одновременно дав еще один повод для споров о правах на историческое и культурное наследие Святой Земли.

Библейский тиран, имя которого во многих языках стало нарицательным обозначением жестокости, правил в 37-4 годах до нашей эры. Он известен казнями политических противников, убийством собственной жены и двоих сыновей, а более всего «избиением младенцев», описанным в Евангелии от Матфея, но не подтвержденным иными источниками.

При этом его политика принесла Иудее продолжительный мир, а грандиозные строительные проекты — занятость и хорошие заработки для населения. Благодаря этому он фигурирует в истории как Ирод Великий (в отличие от сына и наследника, современника Христа Ирода Антипы).

«Мы постарались показать, что Ирод являлся не только кровожадной личностью, какой он представлен в трудах Иосифа Флавия и Новом Завете, но имел и положительные качества, — заявила Би-би-си куратор выставки Сильвия Розенбург. — Любому на его месте было бы нелегко лавировать между римскими оккупантами и всегда готовыми восстать иудеями, но он справился с этой задачей. При нем страна процветала, и у всех была работа».

Воцарившись по воле Антония и Клеопатры, Ирод сумел наладить отношения с разгромившим их Октавианом Августом. При нем были ликвидированы последствия разрушительного землетрясения в 31 году до н.э. Спустя шесть лет он спас население от голода, вызванного катастрофическим неурожаем, оперативно закупив зерно в Египте.

Ирод построил новый порт Цезарея, горную крепость-дворец Иродион вблизи Вифлеема, дворец в Иерихоне, амфитеатры и дороги. Главным же его архитектурным проектом стало расширение Второго Иерусалимского храма, начавшееся в 22 году до н.э. и продолжавшееся девять лет.

После подавления Иудейского восстания в 70 году храм был разрушен по приказу римского императора Тита. От него сохранилась лишь западная стена, известная как Стена Плача и являющаяся одной из главных святынь иудаизма.

На выставке представлены некоторые артефакты из Иерусалимского храма и элементы мозаик и фресок из дворцов в Иерихоне и Иродиуме.

«Гвоздем» экспозиции является саркофаг Ирода, реконструированный из обломков, найденных в 2007 году израильским археологом Эхудом Нетцером на месте его погребения в Иродиуме. Экспедиция Нетцера собрала там в общей сложности около 30 тонн каменных фрагментов.

«Для нас является большой честью провести качественную реставрацию этого материала и впервые представить его публике», — заявил Би-би-си директор Музея Израиля Джеймс Снайдер.

Иерихон и Иродиум находятся на территории, согласно соглашению в Осло от 1993 года относящейся к палестинской автономии.

Палестинская администрация в Рамалле выразила Музею Израиля официальный протест.

По мнению министра автономии по делам туризма и древностей Рулы Маайи, проведение раскопок и организация выставки противоречат международному праву.

«Иродиум — оккупированная палестинская земля. У израильтян нет права вести там раскопки и вывозить оттуда что-либо без консультаций с нами. Между тем, мы узнали о выставке из СМИ», — заявила она.

Музей в ответ указывает, что выставка продлится девять месяцев, после чего экспонаты возвратятся в Иродиум и Иерихон, причем отреставрированными за счет Израиля, где будут доступны для туристов.

Такая постановка вопроса палестинцев также не устраивает. Они опасаются, что Иродиум станет рассматриваться де-факто как израильская достопримечательность.

«Археология и туризм используются для оправдания оккупации, — заявил пресс-секретарь Национальной палестинской администрации Хавьер Абу Эйд. — Царь Ирод — часть истории Палестины, включающей в себя также историю мусульман и христиан».

По его словам, ПНА намерена добиваться включения Иродиума в перечень объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Источник — mirvam.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!