С неправедным гневом трудно бороться. Наша плоть потворствует этой эгоистичной пылкой страсти. Но мне особенно трудно бороться с неправедным гневом, когда я чувствую, что имею право чувствовать гнев.
Гнев по поводу того, что мы считаем несправедливым
Этот вид гнева отличается от раздражения или коротких вспышек ярости. Про эти вещи мы обычно знаем, что это неправильно, потому что обычно их неправильность явная. Но гнев, который мы хотим оправдать, обычно появляется когда мы утрачиваем веру, чувствуем разочарование, уныние или боль. Причиной его может быть:
- конфликт во взаимоотношениях, несмотря на бесчисленные попытки решить его;
- трудноизлечимый, изводящий недостаток, который преследует нас несмотря на бесчисленные попытки изменить ситуацию;
- предательство, которое заставило нас страдать, в то время как предавший нас благоденствует;
- мы ищем Божьего руководства в важном вопросе, но кажется что Он молчит;
- несмотря на все наши труды и молитвы, возрождающее, восстанавливающее движение Духа Святого в нашей семье, в церкви или общине так и не приходит.
Мы можем чувствовать, что гневаться по поводу этих вещей – наше право, потому что с нашей точки зрения они кажутся несправедливыми, и мы скорее чувствуем себя жертвами, а не грешниками.
Гнев по поводу неопределенности
Или, возможно, мы испытываем гнев по поводу неопределенности ситуации вокруг нас. У нас остаются вопросы. Где-то там, на высшем уровне мы знаем, что обетования Бога должны содействовать ко благу во всем (Римлянам 8:28), но ближе к земле, где мы живем, все выглядит неопределенно и мы смущены.
Может все так как есть, потому что мы не проявляем веру как должно (Филиппийцам 2:12-13)? Может мы, подобно ученикам Иисуса, не видим результата, потому что наша вера несовершенна (Матфея 17:19-20)? Может мы неправильно или недостаточно молимся (Луки 18:1-8)? Может, как двенадцать христиан из Ефеса, мы не знаем чего-то важного (Деяния 19:1-7)? Мы застряли, потому что бездействует Бог или мы сами?
Когда мы смотрим на свою ситуацию, мы не уверены. Мы можем найти в Библии примеры, которые указывают разные направления. Что Бог хочет от нас? Почему Он не сделал это более понятным?
Чувство неудовлетворенности возрастает. Ощущение несправедливости и неопределенности может быть искушением испытывать гнев. И гнев может ощущаться заманчиво оправданным.
Как мы можем распознать, что наш гнев не праведный
Однако, этот вид гнева – не праведный гнев. Дерево познается по плодам (Луки 6:43-45). Мы можем определить греховный гнев по его оскверняющему воздействию на нас.
Праведный гнев приносит плод освобождения. В праведном гневе, мы соединяемся с Божьим гневом против греха. Это гнев, который мы испытываем вместе с Богом, а не на Бога. Такой гнев заставляет нас действовать в вере и любви, и истинной справедливости. Праведный гнев скорбит (Марка 3:5), и поэтому он на самом деле выражает любовь, и глубокое недовольство тем, как зло клевещет на Бога и разрушает людей. Он не превозносится, не бесчинствует, не бывает упрямым или обиженным (1 Коринфянам 13:4-5). И так как мы соединяемся с Богом в этом побуждаемом любовью недовольстве, оно мотивирует нас к молитве.
Но греховный гнев не приносит плод освобождения/искупительный плод. Скорее, в результате, он наполняет нас серой, выгоревшей пустотой озлобленного разочарования. Он вызывает горькое чувство в глубине нашей сущности. Греховный гнев удаляет нас от Бога. Он не ведет нас к действиям в вере, любви и истинной справедливости, но скорее к действиям эгоистичным, таким как угрюмый уход в себя, раздражительность, грубость, упрямство и горечь. Греховный гнев характеризуется направленным на себя горем или самосожалением, а не Божьей скорбью о зле. И он приводит к раковой опухоли цинизма, которая пожирает нашу веру, разрушает наше желание молиться.
Мы все знаем, что с греховным гневом надо бороться, но его нелегко победить, потому что его возражения очень сильно апеллируют к нашим эмоциям: «Но у меня есть право гневаться!» Это то, что мы чувствуем; то, что мы хотим чувствовать. Он говорит льстивые слова, которые подпитывают нашу гордость, и, подобно сексуальному греху, есть эгоистичное удовольствие в потакании ему, и греховная часть нас не хочет это прекращать.
Отказаться от нашего права гневаться
Есть только один путь умертвить греховный гнев – смирить себя. Греховный гнев полон гордости, поэтому мы должны перекрыть источник, который его питает. И большая часть нашего гнева рассеивается двумя простыми, смиренными способами.
Мы должны молиться. Мы это знаем, но проблема в том, что там, где поднимается греховный гнев, у нас нет настроения молиться. И это то, что мы должны помнить – ожидай, что тебе не захочется молиться. Молитва сама по себе – акт смирения в вере. Не обращайте внимания на изначальное эмоциональное сопротивление, молитва от всего сердца действительно начинает рассеивать гнев. Бог хочет, чтобы мы были честными в наших молитвах. Несмотря на то, что мы чувствуем несправедливость неопределенности, у нас нет законной причины гневаться на Бога. Гнев на Бога – это неверие. Но нам совершенно точно нужно быть честными и откровенно исповедовать наш гнев перед Ним, покаяться как мы можем, и просить у Него помощи в понимании того, что мы можем, и доверить Ему то, что мы не можем. Он обещает ответить на наше смирение благодатью (Иакова 4:6).
Мы должны говорить об этом. Гордость ненавидит исповедовать грех перед другими людьми. Если мы чувствуем нежелание делать это, это указывает на то, что, скорее всего, гордость является корнем. Говоря с кем-нибудь об этом, вы ведете войну против греховного гнева. Через это наши мысли проясняются. А объективная информация помогает скорректировать нашу точку зрения и честно задать себе вопрос: «Почему я должен иметь право испытывать гнев?» Когда мы отвечаем на этот вопрос вслух, часто проявляется наша ошибочная самонадеянность и гордость.
Избавиться от греховного гнева, который ощущается как оправданный сложно. Это коварная ложь, одетая в одежду справедливости. Это зловредный дух. Когда он дает метастазы, кажется обманчиво животворным потакать ему, а смирять себя кажется подобным смерти. Но истина в том, что все наоборот.
«Гнев человека не творит правды Божьей» (Иакова 1:20). Наш греховный гнев никогда не приведёт к справедливости и не даст ответа на двусмысленную ситуацию. Но смирение перед Богом (1 Петра 5:6) гарантирует нам, что в конце истинная справедливость восторжествует (Псалом 36:6) и на всякую неопределенность в Божье время будет дано необходимое водительство (Притчи 3:5-6).
Автор — Джон Блум / By John Piper. © 2016 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Екатерина Виленская для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!