Лэнс Уитт, прослуживший двадцать лет в качестве старшего пастора и шесть лет в качестве исполнительного/преподающего пастора в церкви Сэддлбэк, поделился мыслями о том, как пасторы могут предотвращать своё эмоциональное выгорание и не повторять некоторые из ошибок, которые, по его ощущениям, он совершил. После ухода из церкви Сэддлбэк, Лэнс начал служение, которое называется Replenish (английский глагол, означающий «пополнять, восполнять»), чтобы помочь пасторам заботиться о самих себе в то время, когда они служат. Сейчас он посвятил себя тому, чтобы помогать лидерам жить и осуществлять функции лидера на основании здоровой души.
Расскажите нам о вашей роли в церкви Сэддлбэк.
Я пришёл в Сэддлбэк в 2000-м году, а в 2002-м году Рик Уоррен написал книгу «Целеустремленная жизнь». Мы решили превратить выход этой книги в кампанию в нашей церкви и по всей стране. Моя работа пастора, занимавшегося ученичеством, заключалась в том, чтобы руководить этой кампанией в церкви Сэддлбэк. Я очень тесно сотрудничал с Риком в разработке учебного плана и принятии решений о том, какую структуру мы будем придавать этому вместе с малыми группами. В то время у нас было пятьсот или шестьсот малых групп. Когда мы провели 40 Дней Цели, обучение согласно руководству к изучению книги «Целеустремленная жизнь», у нас стало 2100 малых групп. Так что это было огромным ростом для нас. Это было очень восхитительное и безумно сумасшедшее время.
Как вы справлялись с тем стрессом, который приходил от вашей работы?
На самом деле, я не очень хорошо справлялся с ним, и это часть того пути, который в результате привёл меня к началу Replenish. Потому что, подобно многим пасторам, я вырос с мышлением «всегда будь доступен», не устанавливая многие границы или пределы.
Когда я попал в Сэддлбэк, темп был безумно быстрее и требований было намного больше, чем на предыдущем месте. Иногда я оглядываюсь на это время и рассказываю людям, что это была одновременно и самая опьяняющая и самая отравляющая пора в моей жизни. Частично это было из-за темпа и требований, но частично это также была из-за того, что я не очень хорошо руководил самим собой. Я определённо шёл по пути к эмоциональному выгоранию. Я обнаруживаю, что не имеет значения, находитесь вы в большой или маленькой церкви, в сельской или городской церкви, вы можете эмоционально выгореть, какой бы ни была ваша ситуация.
Как ваше эмоциональное выгорание повлияло на людей в вашей жизни?
Я всегда считал, что эмоциональное выгорание полностью связано лишь с внешними вещами. Если бы вы просто могли справляться лучше с вашим окружением, вы бы не выгорели. Но я получил урок, что при всей коварности внешних вещей, внутренние вещи ещё более коварны. Моё эмоциональное выгорание намного сильнее связано с тем, что сломано внутри меня, и с тем путём, по которому я иду, чем с чем-то ещё. Больше всего за эти годы в Сэддлбэк это отразилось не на моих сотрудниках в церкви, но на семье.
Моя жена и мои дети ощущали влияние моего неконтролируемого темпа. У меня было мало времени для семьи, и я помню, как мы иногда с женой обсуждали, что меня никогда нет дома. Даже когда я был дома, меня там не было на самом деле. Я всегда был чем-то поглощён.
Я всегда использовал отговорку, что это только на какое-то время. Затем, в один день, моя жена сказала: «Всегда существует какая-то причина или какая-то пора, из-за которых ты не можешь быть тем, кем ты должен быть». Я должен был прийти в то место, где я на самом деле владел моим духовным здоровьем. Никто другой не нёс за это ответственности. Я не был жертвой моих обстоятельств. Я нёс ответственность, и это была моя работа: хорошо руководить собой с помощью от Святого Духа.
Какие трудности существуют в сегодняшней церкви, которые могут способствовать эмоциональному выгоранию?
Служение сегодня может быть настолько же сложно, насколько оно было сложно в течение всей истории мира. Очевидно, что были поколения, в которых гонения были жарче и интенсивнее, но сегодня существует больше трудностей для пастора. Вещей, которые оказывают давление на пасторов и опустошают их, гораздо больше, чем раньше. Поколение тому назад пастор был единственным голосом в своей общине. Но теперь люди пастора слушают в интернете лучших учителей в стране, так что пастор находится под давлением от того, что он должен быть на уровне. Также на пасторе есть давление в том, чтобы быть сильным лидером-организатором, уметь хорошо обращаться с числами, быть эффективным в общении и консультировать людей с проблемами.
У пасторов также не всегда хорошо получалось руководить самими собой. Мы думали: «Я должен быть доступен 24/7. Я должен быть тем, у кого нет никаких собственных нужд». Я не думаю, что мы хорошо потрудились над тем, чтобы осознать наши собственные нужды, нашу собственную человечность, поэтому мы часто пытались жить за пределами наших ограничений. Всё это вместе — готовый рецепт для эмоционального выгорания многих лидеров и пасторов.
В чём разница между жертвенным служением и нездоровым подходом к служению?
Существует разница между правильной, здравой жертвенностью и неправильным подходом к служению, который часто движим «угождением людям» или нуждой в одобрении. Билл Хайбелз, старший пастор церкви Уиллоу Крик Комьюнити, сказал, что в служении вы должны быть способны отличать «хорошие трудности» от «разрушительных трудностей». Хорошие трудности — это здравая жертвенность. Хорошие трудности — это: «Служение тяжело и неприятно, но я здесь и я хочу быть доступен как пастор».
Разрушительные трудности ведут к эмоциональному выгоранию. Пасторы начинают жертвовать вещами, которыми Иисус никогда не просил их жертвовать. Они начинают вести себя так, словно у них нет ограничений. Я регулярно напоминаю пасторам, что перед тем, как Бог сделал их пасторами, Он сделал их людьми. И у вас есть те же самые нужды, что и у любого другого человека. Вы должны научиться, как говорить «нет», как устанавливать границы, как заботиться о самих себе. Если вы этого не делаете, в конце концов, вы не принесёте много хорошего вашей церкви или служению, если вы придёте к эмоциональному выгоранию.
Какие вопросы пастор может задавать самому себе, чтобы определить, движимо ли его самопожертвование нездоровыми мотивами?
Пасторы могут задавать себе такие вопросы, как: «В каком состоянии находится моя душа?», «Истощён ли я?», «Действительно ли я руковожу другими в то время, как сам двигаюсь на „пустом баке“?», «Стал ли я более раздражителен?». Эти признаки часто означают нездоровую мотивацию.
Я думаю, что самым главным вопросом, который пасторы должны задавать себе: «Почему я так целеустремлён? Что на самом деле движет мной?» Когда вы всегда говорите «да», когда вы всегда доступны, когда вы движетесь всё быстрее, когда ваш темп превосходит тот, который должен быть, научитесь задавать этот вопрос. Вы всегда можете прикрыться словами о Боге, чтобы это звучало духовно, но истина заключается в том, что, в действительности, вами движут личные амбиции или нездоровая нужда быть значимым. Я думаю, что когда пасторы задают вопрос «почему», это ставит их на более эмоционально здравый путь.
Какие существуют практические способы для пасторов восполнять самих себя после того, как они провели время в служении другим?
Пасторам нужно защищать своё собственное личное хождение с Богом. Служение является коробкой, упаковкой, системой доставки, но Иисус является подарком. Мы должны убедиться, что мы остаёмся соединёнными с подарком и не делать коробку самой важной. Я всё время напоминаю пасторам, что служение не является их жизнью. Иисус — их жизнь. Пасторам необходимо иметь жизнь за пределами служения. Одно упражнение, которое я делаю вместе с пасторами, называется Цикл Восполнения. Я прошу пасторов записать пять вещей, которые добавляют жизни в их бак, и как часто в идеале им нужны эти вещи. Затем я прошу их обвести одну из этих вещей, которая является абсолютно самой важной для того, чтобы поддерживать их бак полным.
Сила притяжения к занятости в служении очень велика, но пасторам необходимо начать встраивать соблюдение Шаббата в ритм своих жизней. Шаббат для меня отличается от выходного дня. Большинство из пасторов, которых я знаю, берут выходной, и в этот день они «подтягивают» всё то, что не смогли сделать в течение недели из-за того, что они занимались служением. Но главное в Шаббате — это остановка, покой, наслаждение и добавление в вашу жизнь тех вещей, которые «заправляют» вас. Речь идёт о более медленном времени поклонения и пребывания с Богом. Я думаю, что это часть признания наших пределов. Бог даёт нам разрешение остановиться, хотя остаётся ещё очень много того, что можно сделать.
Какие есть полезные стратегии для того, чтобы вдохновить обычных прихожан изменить своё мышление о том, что пастор является именно тем человеком, который исполняет работу служения?
Я думаю, что вам необходимо начинать с библейского учения. Нужно знать 4-ю главу Послания к Ефесянам. Работа пастора — снаряжать. Служение, независимо от того, каковы размеры церкви, это «командный вид спорта». У пастора нет всех даров. У него есть ограниченные дары. У него ограничено время, ограничена возможность сосредотачиваться на чём-то, у него есть пределы и границы. Если он является тем человеком, который всегда исполняет работу служения, он станет узким местом в церкви.
Я думаю, что ещё одна часть заключается в удалении разделения между теми, кто призван к служению, и теми, кто является обычными прихожанами. У нас всех есть призвание. И призвание пастора не является лучшим из-за того, что он стоит перед всеми на сцене. Работа с детьми, в миссионерском комитете и т.д., так же важна, как и призвание пастора. Пасторы должны смотреть людям в глаза и бросать вызов делать шаг вперёд и служить. Пасторы находят оправдания для людей: «Ну, я уверен, что они заняты». Возможно, это верно, но он всё равно может бросать вызов занятым людям, говоря: «Вам нужно делать что-то для Царства. Давайте поговорим о том, как это может выглядеть. Как вы можете принять участие? Каким будет для вас хороший первый шаг?»
Как пастор может привлекать волонтёров?
Во-первых, пастор должен соединять «что» и «почему». Люди должны быть вдохновлены. У людей есть только ограниченное количество времени, и если они говорят «да» волонтёрской возможности в вашей церкви, этим они говорят «нет» чему-то ещё. Им нужна побуждающая, вдохновляющая причина «почему».
Во-вторых, помогите людям ясно понимать, что вы просите их делать. Если вы собираете их, чтобы они были лидерами малых групп, тогда в чём заключается работа лидера малой группы? Можете ли вы чётко описать её? Предоставьте людям простую, лёгкую и недорогую возможность принять участие. Предоставьте людям простой шаг. Затем предоставьте им ресурсы и поддержку, в которых они нуждаются.
Каковы наиболее успешные тактики, которые вы использовали для набора волонтёров?
Пасторы должны задать себе вопрос: «Какие барьеры удерживают людей от того, чтобы броситься в служение?» В Сэддлбэк мы обнаружили, что слово «лидер» само по себе является барьером для некоторых людей, которые не считают себя лидерами. Мы действительно изменили часть нашей терминологии. «Вместо того, чтобы рассматривать себя как „лидера“ этой малой группы, не могли бы вы просто провести группу у себя дома и организовать проведение?» Такое простое изменение языка оказало влияние.
Также сделайте подготовку простой и лёгкой. Людям не нужно проводить вечера по вторникам, чтобы пройти обучение на волонтёра. В Сэддлбэк мы проводили «Своевременное Обучение», давая людям лишь достаточный объём для того, чтобы начать. Выложите некоторые из ваших обучающих материалов онлайн или раздайте материалы волонтёрам. Сделайте это простым для них.
Автор — Ланс Уитт / careleader.org
Перевод — Виталий Рогонский для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!