Хью Хефнер, являвшийся основателем компании Playboy Enterprises и её идеологическим воплощением, умер в четверг, 28 сентября 2017 года в поместье Playboy Mansion, погружённый в фантазию, которую он создал. Он будет похоронен рядом с Мэрилин Монро, моделью с центрального разворота первого номера журнала «Плейбой».
В 1953 году Хефнер вытащил порнографию из сомнительных закоулков культуры, принарядил её в утончённый костюм, украсил словами и речами, придал ей стильный, изящный вид, заставил её выглядеть освобождающе и распутно, и протолкнул её в массовую культуру в форме журнала «Плейбой». Он был не революционером; скорее, он был человеком, понимавшим своё время. Он распознал «правильную сторону истории» в тот момент, когда он её увидел. Он увидел слабость на фланге, нанёс ловкий (и бесстыдный) удар, и одержал победу в культурной битве: старые моральные нормы в отношении секса отброшены, порнография является общераспространённой. Но какой ценой?
Видя в людях их роли, а не души
«Плейбой» (и поток всё более непристойных материалов, который последовал за ним через трещину, которую он пробил в культурной дамбе) — это предприятие, предназначенное не для того, чтобы праздновать красоту человеческого тела или чудо человеческой сексуальности. Это предприятие, направленное на извлечение финансовой прибыли из падшего человека, склонного видеть в других людях объекты для удовлетворения своих собственных эгоистических целей. Оно поощряет как мужчин, так и женщин созависимым образом рассматривать их воплощённые души как воплощённые роли в личном виртуальном реалити-шоу, которое мы называем фантазией.
Хефнер и многие другие очень разбогатели, сделав женщин объектом и превратив их в виртуальных проституток — просто в телесные образы, используемые миллионами мужчин, уничтожающих их в своём воображении ради эгоистичного удовольствия, и затем выбрасывающих их в мусор. Хефнер придумал этим женщинам весёлое название, playmates, которое дословно можно перевести как «подруги для игр»: нечестивое издевательство и над личностью, и над игрой, ухудшающее страшное оскорбление ужасным унижением.
Мы называем это нечестивым, потому что это именно так. Но называя это нечестивым, мы должны восставать против нашей собственной нечестивой склонности видеть в других людях объекты, и ещё решительнее вести борьбу против этого. У нас, людей, есть ужасная грешная тенденция рассматривать других лишь как роли. И слишком часто мы рассматриваем их как как расходный материал, «лишних людей» в эпической киноленте нашей собственной истории, а не как души в по-настоящему эпической Божьей истории.
Падшая человеческая природа, оторванная от Божьей реальности, стремится создавать свою собственную, предпочтительную реальность. И для этого она использует других людей. Позвольте мне в качестве примера использовать то, что, на первый взгляд, может показаться безобидной, весёлой песней, но, в действительности, она совершенно не безобидна.
Девушка фантазий из Ипанемы
В середине 60-х, когда «Плейбой» набирал скорость, превращаясь в медийную силу, бразильская песня в стиле джаз-босанова «Девушка из Ипанемы» набирала популярность и становилась международным хитом, второй наиболее записываемой поп-песней в истории.
Это песня о мужчине, который каждый день наблюдает за красивой девушкой, проходящей мимо него в сторону пляжа Ипанема в южной части Рио-ди-Жанейро. Она «высокая и загорелая, молодая и миловидная», и она «идёт красивой и лёгкой походкой», проходя мимо него словно песня на двух ногах. Он опьянён ею «и с радостью отдал бы своё сердце» ей, но «она не видит» его.
Песня лёгкая и беззаботная, и она звучит почти невинно. Но это не так. На самом деле эта песня — фантазия мужчины. О девушке, в которую, по его мнению, он влюблён, он не знает ничего. Если окажется, что её интеллект не настолько высок, как он себе представляет, или если у неё есть серьёзные проблемы со здоровьем, будет ли он по-прежнему любить её? Если она каждый день уходит на пляж, чтобы убежать от сексуальных домогательств какого-то родственника, или страдает от скрытой душевной болезни, отдаст ли он с радостью своё сердце ей при этом? Девушка для него не является живой душой: она — символ чего-то, чего он жаждет, и он в фантазии, которую он сам себе создал, проецирует на неё эту роль.
Это именно то, к чему мы, как люди, очень склонны: смотреть на других людей и на мир как на проекцию наших собственных фантазий. Даже мы, христиане, можем упускать из виду, что мир — поле страшного вселенского сражения, и что люди в нём находятся под перекрёстным огнём, нуждаясь в спасении. Мы начинаем смотреть на мир как на место, где мы хотим исполнения наших мечтаний — сосредоточенных на нас, служащих только нам, превозносящих нас самих и потакающих нашим желаниям. Чем больше мы предаёмся таким фантазиям, тем более привычными и бесчувственными мы становимся к окружающей реальности, и реальные нужды других душ кажутся нам всё менее насущными и срочными.
Реальная девушка из Ипанемы
Девушка из Ипанемы имеет непосредственное отношение к Хью Хефнеру, так как это была реальная девушка. Женатые авторы песни часто сидели в кафе возле пляжа, глядя, как она проходит мимо, и разговаривали о желаниях, которые она в них возбуждала. Она была 17-летней школьницей, иногда она была в школьной форме, иногда — в купальном костюме бикини.
После взрыва популярности песни её авторы рассказали девушке, что она — «та самая девушка». Она стала небольшой бразильской знаменитостью, национальным символом сексуальной привлекательности. Со временем она стала бразильской подружкой журнала «Плейбой», позируя для журнала как молодая женщина, а позже — снова позируя, но уже со своей взрослой дочерью. Так два поколения оказались в плену и подверглись эксплуатации фантазией Хефнера. Теперь ей 72 года, и она изо всех сил стремится выглядеть как можно моложе и миловидней, ведь она — девушка из Ипанемы.
И она является примером того, что превращение других людей в объекты не безобидно. Её идентичность была сформирована похотью двух мужчин к её юному телу. Потворствование фантазиям, их распространение и разрастание — не безобидны. В жерновах этих фантазий оказываются настоящие жизни: реальные души подвергаются формированию, черствеют и становятся невосприимчивыми к тому, что на самом деле реально, к тому, что на самом деле истинно. И они могут оказаться уничтоженными.
Люди — это души, а не роли
В том, что Хью Хефнер будет похоронен рядом с Мэрилин Монро, есть трагическая уместность. Монро была не просто первой моделью с разворота журнала «Плейбой», она стала и остаётся девушкой с плаката Американской сексуальной объективизации 20-го века. Спустя почти шестьдесят лет после её самоубийства, она остаётся в разумах большинства людей сексуальным символом, а не сломленной душой, испытывавшей приводящее в отчаяние одиночество от того, что она была образом, которого желали миллионы, но оставалась личностью, которую, на самом деле, любили очень немногие. Хефнер вдохновил миллионы и миллионы мужчин и женщин смотреть на людей именно таким образом, который уничтожил Мэрилин Монро.
Поэтому я призываю вас, мужчины (и, конечно же, не только мужчины), давайте по случаю смерти Хью Хефнера станем ещё более решительными в том, чтобы удерживаться от страстей фантазий плоти, которые ведут войну против наших душ, и не только наших, но также душ других людей (1-е Петра, 2:11). Когда мы смотрим на женщину — будь то Мэрилин Монро, девушка из Ипанемы, сотрудница, одноклассница, сестра из церкви, жена другого человека, наша собственная жена — давайте, когда возникает необходимость, говорить себе: «Она не твоя подруга для игр!» Она — не объект, который в её семнадцать лет вы, в своём эгоизме, хотите использовать для своих похотей и выбросить прочь, или в её семьдесят два года вы можете эгоистично совсем не замечать.
Она не является воплощением роли в вашем виртуальном реалити-шоу. Она — воплощённая душа, чьё достоинство в Божьих глазах превосходит всё богатство мира. Она — Божье творение, а не объект для вашего грешного развлечения.
Хью Хефнер называл себя «мальчиком, который мечтал». Да, у него была его мечта, он жил своей мечтой, и его мечта сделала его богатым. Он умер, продолжая мечтать. Только Бог знает, сколько душ были изранены и разрушены его мечтой. Да будет милостив Господь.
Автор — Джон Блум / © 2017 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Виталий Рогонский для ieshua.org
Джон Блум является автором, членом совета и соучредителем веб-сайта Desiring God. Он написал три книги , «Не видением», «Невидимые вещи» и «Не следуй за своим сердцем». Вместе со своей женой и пятью детьми он живёт в городах-близнецах (Миннеаполис и Сент-Пол).
Последнее: 26.07. Спасибо!
Спасибо большое за статью! Тема похоти достаточно актуальна для нашего времени. Люди не хотят рожать детей, но хотят получить максимум удовольствия...