Потрясающее место в Иерусалиме, которое практически никто не видит

Потрясающее место в Иерусалиме, которое практически никто не видит

Одно из самых удивительных мест в Иерусалиме также является одним из тех мест, которые упускают из виду более 99,9% туристов, и, к сожалению, даже образованные гиды не осознают его значения. Ежегодно через это место проходят миллионы туристов. И могу предположить, что менее одного процента от процента осознают, находясь в Горнице, что они по сути находятся в здании, которое могло быть первой мессианской синагогой.

Самые первые еврейские верующие не видели потребности в своей собственной синагоге. Они все продолжали ходить в традиционную синагогу — единственное место, где можно было услышать Писание, которое читалось еженедельно, — и затем они встречались в первый день недели (предположительно, в субботу вечером, не в воскресенье, потому что это рабочий день в Израиле). Эти собрания проводились по домам, и они также ежедневно встречались во дворах Храма (Деяния 2:46).

Однако в 60-х годах нашей эры преследования усилились. Считается, что Иаков, несмотря на то, что он был одним из самых уважаемых евреев в Иерусалиме, был замучен в результате заговора фарисеев в 62 году н.э. Послание к Евреям призывает еврейских верующих проявлять стойкость пред лицом гонений (Евреям 12:1-4).

Мессианские верующие бегут из Иерусалима

Затем, в конце 60-х восстали зелоты, еврейская секта, стремившаяся к независимости от Рима. Римские войска окружили Иерусалим и приготовились сравнять его с землёй. Согласно историку Евсевию Кесарийскому, мессианские евреи были предупреждены ангелом о необходимости бежать [1]. Они помнили слова Иешуа:

«Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него» (Луки 21:20-21).

Они полагали, что второе пришествие не за горами. Они бежали за реку Иордан. После того, как Иерусалим был разрушен, а зелоты потерпели поражение, мессианская община вернулась в Иерусалим.

photo — Chris06, Wikimedia, CC BY-SA 4.0

Удивительное открытие

И вот здесь наша история становится интересной. В 1948 году, во время войны за независимость Израиля, рядом с местом, которое традиционно считается могилой царя Давида (сейчас мы знаем, что это не его могила), и Горницей разорвался снаряд. В 1951 году израильскому археологу Иакову Пинкерфельду было поручено устранить повреждения. Во время этих работ он обнаружил оригинальный римский пол, менее чем на метр ниже нынешнего. Он также обнаружил альков или нишу. Баргил Пикснер, известный монах-бенедиктинец, пишет:

«Подобные ниши на той же высоте над уровнем пола были найдены в древних синагогах и предположительно использовались для размещения ковчега для свитков Торы» [2].

Другими словами, он утверждал, что эта комната, горница, по сути была древней синагогой. Вопрос в том, была ли она всегда синагогой и, если нет, когда она стала синагогой? Некоторые утверждают, что римской полководец Тит пощадил этот район во время своего завоевания в 70 году н.э. Однако более вероятно, поскольку мы знаем, что весь город был разрушен, что она была перестроена в синагогу после 70 года н.э. Мы знаем, что во времена Иешуа, сорок лет назад, это было не синагогой, а просто домом.

Пинкерфельд согласился, что это действительно была синагога. В отличие от церквей, обращённых на восток, это здание было ориентировано на Храм или на то место, где когда-то стоял Храм. Пинкерфельд был прав, это была синагога, но его вывод о том, что это не могла быть церковь, или, в нашем случае, собрание верующих в Иешуа, потому что она не направлена на восток, ошибочный. Церкви начали строить ориентированными на восток только во второй половине четвёртого века.

Не лицом к Храму, но...

Пикснер утверждает, что Пинкерфельд также ошибся в своём предположении, что это здание было обращено на Храм. Это было очевидное предположение, но более детальные измерения показывают, что обнаруженная ниша или альков находится немного в стороне. Вместо того, чтобы быть ориентированной на Храм, она обращена на северо-запад, в направлении самого интересного места.

Просто задумайтесь на минуту. Вы еврейский последователь Иешуа. Вы возвращаетесь в Иерусалим. Город в руинах. Год 74 нашей эры или около того. Храма больше нет! Пожалуйста, поймите значимость этого. Храм был центром еврейской жизни и религии. Даже в жизни мессианских евреев первого века Храм имел большое значение. Верующие встречались там для поклонения и учения, равно как и для евангелизации (Деяния 3-4,5:25). Должно быть, это был большой удар. Кроме того, Второй Храм был самым удивительным строением своего времени. Это было чудо из чудес. И вот он в руинах.

Автор Послания к Евреям предупреждал об этом, когда говорил, что «ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евреям 8:13). Богословы ошибочно предположили, что он говорил о всём Ветхом Завете, когда на самом деле он имел в виду систему жертвоприношений, поскольку через несколько лет Храм был сожжён дотла.

photo — אושרה דיין. Heritage Conservation Jerusalem via the PikiWiki — Israel free image collection project. Wikimedia, CC BY 2.5

Проклятие самих себя вынуждает их покинуть традиционную синагогу

Но теперь, когда еврейские последователи Иешуа вернулись, возник план выгнать их из поместной синагоги. Всего через несколько лет фарисеи под руководством Гамалиила II добавят к Амиде, которой молятся трижды в день, «благословение», которое называет всех мессианских евреев еретиками и проклинает их [3]. Мессианские евреи не могли молиться этой молитвой и, вероятно, с разбитым сердцем покинули синагогу. Пикснер полагал, что они превратили Горницу (или комнату под ней, если быть более точным) в первую мессианскую синагогу.

Самая потрясающая ориентация

Но когда дело дошло до расположения ниши, они решили ориентировать её не в том направлении, где когда-то стоял Храм, но скорее в направлении того, что заменило его.

По сути эта синагога ориентирована в направлении того места, которое сегодня известно как Храм Гроба Господня, который во времена построения синагоги считался местом могилы Иисуса и местом Его распятия на Голгофе [4].

Как это сильно! Без Храма, источника жертвы и прощения, они правильно поняли, что новым источником вечного прощения и искупления является голгофа. Но должна ли синагога указывать на место, где Он был распят и произнёс: «Свершилось!», или на место Его воскресения, где находится доказательство искупления? Как насчёт обоих мест? Он был похоронен там же, где был распят.

«На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором ещё никто не был положен» (Иоанна 19:41).

Горница указывает и на Храм Гроба Господня, и на Садовую могилу — два места, где, по мнению археологов, наиболее вероятно был распят и похоронен Иешуа.

Ещё одно доказательство!

Если нам нужно ещё какое-то доказательство того, что это было здание первой еврейской синагоги исключительно для использования мессианскими евреями, оно есть у нас в виде скрытых граффити, которые Пинкерфельд нашёл под более поздними полами (он удалил несколько полов, чтобы добраться до оригинального). Это граффити было опубликовано позже, и оно утверждает, что здание было возведено в первом веке:

«На одном из граффити есть первые буквы греческих слов, которые можно перевести как “Покори, Спаситель, милость”. На другом граффити есть запись, которую можно перевести как “О, Иисус, да живу я, О, Господь Самодержец”» [5].

Тот факт, что эти слова написаны на греческом, свидетельствует о том, что позже здание использовалось христианами из язычников после того, как всем евреям был запрещён вход в город в 135 году. Это было ответом на последнее еврейское восстание. Римский император Адриан изгнал всех евреев и обратил Иерусалим в город идолопоклонников. Он даже построил храм Венеры на том месте, где был распят Иешуа.

Но как эти язычники могли знать наверняка, что это место Горницы и первой мессианской синагоги? Поскольку Адриан запретил всем евреям вход в Иерусалим в 135 году н.э., христиане нееврейского происхождения могли жить и жили в Иерусалиме со времён Адриана. Евсевий даже сохранил список иерусалимских епископов-неевреев. Затем это передавалось устно из поколения в поколение.

Факты подтверждают мысль о том, что мессианские евреи, вернувшиеся из добровольного изгнания после римской оккупации Иерусалима, построили первую мессианскую синагогу в бывшей Горнице и ориентировали её в направлении Голгофы — места смерти и воскресения Иешуа.

Внесу ясность: это всего лишь теория — теория, в которую я верю, но это не доказано наверняка.

[1] Early Christian History, ECCLESIASTICAL HISTORY OF EUSEBIUS PAMPHILIUS (c. 265 – 339) BISHOP OF CESAREA, IN PALESTINE, Written In A.D. 325, Book III, 5:4
[2] http://www.centuryone.org/apostles.html
[3] Молитва Амида состоит из 18 благословений. Недавно реформированный Синедрион под руководством Гамалиила II, внука Гамалиила из Деяний 5, добавил 18-ое благословение, которое звучит следующим образом: «А еретикам да не будет надежды. И да погибнет высокомерное правительство вскоре в наши дни. Да будут назаряне (так называли еврейских верующих) и миним уничтожены мгновенно. И да будут они изглажены из Книги Жизни и не будут вписаны вместе с праведниками. Благословен Ты, Господь, смиряющий гордых». Мессианские евреи не могли молиться этой молитвой, и эта молитва имела ожидаемое последствие — мессианские евреи покинули традиционную синагогу.
[4] http://www.centuryone.org/apostles.html
[5] http://www.centuryone.org/davtomb.html

Автор — Рон Кантор / roncantor.com
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!