Недавно за своим рабочим столом я писала письмо Томми, 17-летнему парню, который совсем недавно сломал себе шею, занимаясь виндсерфингом у берегов Джерси. Теперь у него квадриплегия (полный или частичный паралич верхних и нижних конечностей, чаще всего вызванный травмой спинного мозга с 1 по 8 уровень шейных позвонков, также называется тетраплегия– прим.пер.). Он проведет остаток своей жизни на инвалидной коляске, не будучи способен использовать свои руки или ноги. Когда речь заходит о травмах, изменяющих курс жизни, то квадриплегия, несомненно, несет катастрофические последствия.
Примерно на середине моего письма, где я описывала различные трудности, с которыми Томми придется столкнуться во время реабилитации, я остановилась. Переполненная чувствами, я размышляла обо всем, что ему предстоит пережить. Я прошла это все. И хотя с тех пор пролетело уже полвека, я все равно ощущаю боль и тоску. Горячие, тихие слезы начали катиться из моих глаз, и из самой глубины сердца вырвалась молитва: «О, Господь, как Томми сможет с этим справиться? Как он сможет это пережить? Будь милостив: помоги ему найти Тебя!»
Перед Томми стоит непосильная задача. Я уверена, что он чувствует себя подобно человеку на этом эскизе. Это копия рисунка, который я сделала во время реабилитации, держа угольные карандаши в зубах. Хотя я и разорвала оригинальный рисунок много лет назад в момент особо сильной депрессии, даже черновой набросок говорит всё сам за себя: «О, Боже, неужели это теперь моя жизнь? Ты действительно ожидаешь, что я это сделаю? »
Каким-то образом, я сделала это. Или, точнее, Дух Святой совершил это во мне. На сегодняшний момент, я делаю это уже в течение 50 лет.
Как и Томми, мне когда-то было 17, и меня тошнило от перспективы жить с неработающим телом. Я ненавидела свой паралич так сильно, что могла на всей скорости врезаться в стены на своей электрической инвалидной коляске, разбивая их до трещин. В ранние годы моей инвалидности я находила компаньонов среди темных личностей, которые помогали мне заглушить депрессию коктейлем из виски и колы. Я хотела исчезнуть. Я хотела умереть.
Все меняет время – а также молитва, благочестивые друзья и глубокое изучение Слова Божьего. Благодаря всему этому вместе я начала видеть, что в жизни есть более важные вещи, чем способность ходить и пользоваться своими руками. Это может прозвучать странно, но я действительно предпочла бы находиться в инвалидной коляске, зная Иисуса, чем ходить на обеих ногах без Него. Но когда бы я ни пыталась объяснить это, мне всегда было трудно понять, с чего же начинать.
И все же я знаю: я в зоне Божьей воли всякий раз, когда вдыхаю Христово ободрение в сердца людей, подобных Томми. Кажется настолько правильным мучиться в агонии рядом с ними. И всё же, куда лучше соучаствовать в их страданиях, как это описано во 2-м Коринфянам 1:6: «Скорбим ли мы, [скорбим] для вашего утешения и спасения». Могу ли я сделать что-то для утешения и спасения Томми? Конечно.
Разделяя испытания с друзьями
Я делаю то, что мудрые друзья-христиане когда-то делали для меня. Где-то в начале 70-х, когда я начала всерьез воспринимать господство Христа в моей жизни, мои друзья не просто говорили мне библейскую истину: «Вот, верь в это. Радуйся в своих испытаниях. Это принесет тебе огромное благо». Вместо этого они словно «подсоединяли» свои духовные вены к моим, закачивая сострадание в мою израненную душу. В слове «сострадание» частица «со» означала для меня «быть рядом», а «страдание» означало «Христово страдание». Они буквально были «Христом-со мной-в-страданиях». Я не была для них духовным проектом; я была их другом.
Однажды вечером несколько друзей из группы Young Life, которым нравилось петь, взяли меня с собой в позднюю вечернюю поездку на машине в Балтимор. В конце концов мы оказались в центре города на вокзале. Это было огромное здание с травертиновыми полами, мраморными колоннами и сводчатыми потолками. Мы нашли там уголок и начали петь хором в гармонии друг с другом, так что наши голоса эхом разлетались по станции. Очень официозный охранник с серьёзным лицом подошел к нам и приказал покинуть здание. «Вы что, не видите? Тут стоит знак «Запрещено слоняться без дела»! Уже 23 часа, и вам, детки, тут не место!» — проревел он. Потом он указал на меня: «А ты поставь инвалидную коляску на место, где нашла ее. Прямо сейчас!»
«Но, сэр, это моя коляска», настаивала я. Он сказал мне не трепаться попусту и вернуть её. Когда наша маленькая группа начала хохотать, он понял свою ошибку. Той ночью, когда мои друзья отвозили меня домой, один из них склонился к мне: «Джони, я в первый раз услышал, как ты называешь эту штуку «моя инвалидная коляска». Спасибо, что сделала это. Ты помогаешь и мне принять собственные проблемы».
Я приняла свои испытания и послужила этим своему другу. И это было так приятно!
Страдания — это зеркало
В период с 20 до 30 лет я глубоко погрузилась в изучение Библии вместе с теми же друзьями – в основном, это было изучение характера Бога, особенно Его суверенности и всевластия. Когда дело касалось моего судьбоносного прыжка в воду, мне нужно было знать, была ли эта ситуация в Его зоне контроля, и если да, то почему Он не предотвратил эту травму? В моем сельском доме возле Мериленда мы собирались вокруг большого стола и разбирали книги типа «Реформатская доктрина предопределения» Лорэйн Боттнер (а также другие книги Мартина Ллойд-Джонса, Грешема Мачена и Джеймса Пакера).
Теперь мне становится смешно, когда я представляю себя, перелистывающую страницы этих книг туда и назад палочкой в рту. Но десятилетия исследований, паралича, боли и рака научили меня говорить вслед за псалмопевцем: «Благо мне, что пострадал, чтобы научиться Твоим установлениям...» (Пс.118:71). Я не буду здесь заново перечислять все те благословения, которые приходят в нашу жизнь благодаря страданиям. Многие из вас знают это своим сердцем. Например то, как Бог использует их, чтобы сформировать в нас характер Христов (Рим.8:28-29). Или как страдания производят терпение (Рим.5:4). Или как они очищают нашу веру, делая её подобной золоту (1Пет.1:7). Или дают нам животворящее ожидание небес (Иак.1:12). И так далее.
Так или иначе, если бы мне нужно было выделить одну ключевую цель страданий, я бы сказала, что это учебник, показывающий, кто я на самом деле. Ведь хотя я и считаю себя вместилищем добродетелей, я не такова. Страдания сбивают меня с пьедестала гордыни. Порой, когда боли сколиоза особенно усиливались, я роптала в адрес Бога, пытаясь намекнуть, что Он взвалил на меня слишком много. Позже, когда боль утихала, я просила прощения: «Господь, это была не я. Я совсем не такая, как говорила Тебе».
Но я именно такая. Это точно была я.
Филлипийцам 2:14 обращается к людям, подобным мне: «Все делайте без ропота и сомнения» (Фил.2:14). Всё? Библия говорит, что это возможно, даже для пожилой женщины с парализованными конечностями, которая сражается со смертельными заболеваниями и хронической болью. Но «меньше греха» означает «больше Иисуса», и Иисус того стоит.
Невыразимая радость Евангелия
Суть Божьего плана в том, чтобы спасти меня от греха и от себя самой, и продолжать спасать меня. Апостол Павел назвал это «Евангелие... которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам...» (1Кор.15:1,2). Я постоянно нуждаюсь в спасении. Моё смещенное бедро и сколиоз – это пастушьи собаки, которые постоянно покусывают меня за ноги, направляя на путь к Голгофе, где я умираю для тех грехов, за которые умер Иисус. Конечно, мне ещё очень далеко до той, кем Бог предназначил мне быть в своей славе. Но я благодарна моему параличу за то, что он продолжает подталкивать меня, в стремлении «к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил.3:14).
Этот процесс весьма трудный, но травма не убивает мою радость. Я не думаю, что вы найдете более счастливого последователя Иисуса, чем я. Чем больше мой паралич помогает мне не запутаться в грехе, тем больше радости исходит изнутри меня. Я не могу даже сосчитать сколько ночей я лежала в кровати, неспособная пошевелиться, и, испытывая дикую боль, шептала сквозь слезы: «О Иисус, я так счастлива. Я так счастлива в Тебе!» Бог дает вам Его радость только на Своих условиях. И согласно этим условиям, нам в той или иной степени предстоят страдания, как и Его Сыну. Я с радостью принимаю это.
Полвека, проведенные в парализованном состоянии также показали мне, насколько высоки ставки в небесном споре. Когда бы я ни сражалась со своей немощью и неподвижностью, я почти слышала, как сатана язвительно указывает Богу (как он это делал с Иовом) – «Посмотри на неё, видишь? Она ведь на самом деле не доверяет Тебе. Испытай её ещё более сильной болью, и увидишь, какая она на самом деле!» Когда дьявол начинает настаивать, что Божьи люди служат Ему только в хорошие времена, у меня есть почетная возможность доказать его неправоту. Каково это – участвовать в битве, где самые могущественные силы вселенной схватились насмерть? По Божьей милости, я полноправная участница этого сражения.
Десять слов, изменивших мою жизнь
Ещё в 70-х Стив Эст, мой приятель по группе изучения Библии, поделился десятью словами, которые задали направление моей жизни: «Бог допускает то, что ненавидит, чтобы достичь того, что любит». Стив объяснил это таким образом: «Джони, Бог допускает огромное количество вещей, которые Он не одобряет. Бог ненавидит пытки, несправедливость и предательство, которые привели к распятию Иисуса. И всё же Он допустил всё это, чтобы наихудшее в истории мира убийство стало единственным спасением для мира. Тем же самым образом Бог ненавидит твое повреждение спинного мозга, и все же Он позволил ему случиться, ради того, чтобы Христос воссиял в тебе – так же, как и в других. Это похоже на то, как Иосиф сказал своим братьям: «вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей...» (Быт.50:20)
Сохранить жизнь великому числу людей? Да, и потому я осмелилась не держать моё свидетельство в тайне. Слишком много людей с инвалидностью задыхаются от ощущения безнадёжности – людей, подобных 17-летнему Томми. Именно поэтому я написала книгу «Джони» («Joni») и сняла одноименный фильм. Я начала служение «Джони и друзья» («Joni and Friends»), когда семьи с людьми-инвалидами начали спрашивать меня: «Как я могу помочь своему сыну, у которого церебральный паралич, выбраться из депрессии? Почему Бог не исцелит всех? Как мне вовлечь церковь в эту проблему?» и т.д. Я хотела показать этим людям Евангелие в действии, подобно тому, как мои друзья когда-то показывали мне «Христа-со-мной-в-страданиях.»
Теперь каждый день, когда я въезжаю на своей коляске в Международный центр для людей с ограниченными возможностями «Джони и друзья», я пытаюсь выжать для служения все возможные усилия из своего тела без рабочих конечностей. Этим летом «Джони и друзья» проведут 27 семейных ретритов в Соединенных Штатах и 23 ретрита в менее обеспеченных странах. Мы планируем достичь тысячи семей с особыми потребностями для Христа. Христианские физиотерапевты будут служить в наших командах «Колеса для мира» («Wheels for the World») в более чем 40 странах. Они будут раздавать Библии, доносить послание о спасении, а также вручную монтировать и подгонять инвалидные коляски для всех нуждающихся. Сотни интернов нашего служения «Причина жить» (Cause4Life) будут трудиться в детских домах за пределами США, наглядно показывая, что расщепление позвоночника – это не проклятие вуду, и что это неправда, будто лучше быть мертвым, чем инвалидом. Поскольку Иисус приносит несравнимый восторг, то быть Его другом бесценно.
Пятьдесят лет Божьей верности
На прошлой неделе мой муж, Кен, и я были на нашем семейном ретрите «Джони и друзья» в Алабаме. Когда мы обедали в большом шумном обеденном зале, волонтер студенческого возраста приблизилась ко мне, держа на коленях ребенка с синдромом Дауна. Она сделал жестом знак толпе, и спросила: «Мисс Джони, думаете ли вы когда-либо о том, что ничего из происходящего сейчас не случилось бы, если бы не то неудачное ныряние?»
Улыбка вспыхнула на моем лице, и я ответила: «Вот почему я каждый день благодарю Бога за мою инвалидную коляску». После ее ухода, я несколько секунд задержалась на сцене обеденного зала. Неожиданно я посмотрела на это мгновение как бы с высоты 10 тысяч метров: «Она права... как я вообще здесь оказалась?»
Все дело в Боге и Его благодати. Не только благодати на длинном отрезке пути, но Его благодати в краткие мгновения жизни, которые подобно вдоху и выдоху, как ступеньки, ведут нас от одного опыта к другому. Красота этой благодати в том, что она затмевает страдания до тех пор, пока одним июльским утром вы не оглянетесь назад и не увидите, как Бог могущественным образом трудился на протяжении целых 50 лет.
Благодать заглаживает прошлую боль, помогая подчеркнуть вечное. Но подлинный глубокий мир, непоколебимая радость и крепкая, как железо, вера – все это в итоге останется с вами.
Этот жестковатый, но прекрасный материал, из которого Бог создал 50 лет вашей жизни. И, оглядываясь назад, мы задаёмся вопросом: когда это произошло? Я не могу сказать, но очень люблю Иисуса за это.
Автор — Джони Эриксон Тада / thegospelcoalition.org
Перевод — Андрей Касмович для ieshua.org
Джони Эриксон Тада – автор, спикер и заступница за людей с ограниченными возможностями во всем мире. Ее конечности отказали в 1967 году вследствие неудачного прыжка в воду. После долгих лет реабилитации, она воспрянула духом с новыми навыками и новоприобретенной решимостью помогать другим. Ее служение «Джони и друзья» обеспечивает помощь семьям с особыми потребностями, а также подготовку для лидеров церкви по всему миру. Джони написала 45 книг, включая «Когда Бог плачет» («When God Weeps»), «Славный самозванец» («Glorious Intruder») и «Место исцеления» («A Place of Healing»).
Последнее: 26.07. Спасибо!