«Социальный гиюр» репатриантов в Израиле, не признанных евреями

Институт Гарри О. Тригубова в сотрудничестве с министерством алии и абсорбции Израиля и несколькими общественными организациями провел исследование, касающееся процесса интеграции в израильское общество почти 300 тысяч репатриантов, не являющихся евреями по религиозному закону (Галахе). В исследовании приняли участие 1.016 человек, которым в режиме очного интервью предлагалось ответить на 160 вопросов, касающихся данной темы. Целью исследования было изучение позиции по этому вопросу самих репатриантов – как тех, которых государство признает, так и тех, кого оно не признает евреями. За комментариями по поводу полученных результатов редакция NEWSru.co.il обратилась к автору социологического отчета об этом исследовании, главному ученому министерства абсорбции профессору Зеэву Ханину.

«На сегодняшний день число репатриантов, не являющихся евреями по Галахе, составляет, по нашим оценкам, примерно 280 тысяч человек, и ежегодно это число естественным образом вырастает на 2-3 тысячи человек», – говорит Зеэв Ханин. При этом, по словам нашего собеседника, в ходе исследования выяснилось, что эта (якобы) «нееврейская» группа репатриантского населения также неоднородна. «Ее основную массу (2/3 этой категории, или порядка 19% всей нашей выборки) составляют лица гомогенного еврейского или смешанного происхождения, обладающие устойчивой еврейской этнической идентичностью, и, несмотря на то, что они не признаны официально в качестве таковых госорганами Израиля, отождествляющие себя с еврейским коллективом», – говорит ученый. От трети, а по иным расчетам – возможно, до половины этой подгруппы составляют лица, на самом деле, отвечающие тем критериям еврейства, которые сформулированы в Галахе, но не сумевшие или не пожелавшие, по ряду причин, подтвердить этот факт документально.

Третья подгруппа (примерно треть «негалахических евреев») состоит из лиц которые, в отличие от предыдущей категории, не имеют сильной еврейской самоидентификации, а ее место у них занимает «ослабленная» еврейская, смешанная или русская (или иная нееврейская) идентификация.

По словам профессора Ханина, с точки зрения самих репатриантов, проблема на сегодняшний день значительно менее остра, чем в начале 90-х годов. «Абсолютное большинство этих репатриантов прошли процесс, который известен под названием „социальный гиюр“, иными словами стали членами израильского еврейского коллектива, не присоединившись к нему по религиозным канонам», – считает Ханин. По его словам, это проявляется, в первую очередь, в самоидентификации этих людей, «Они ощущают себя евреями, а у многих еврейская идентичность вытеснила русскую», – говорит он. По словам нашего собеседника, большинство желает, чтобы их дети и внуки были евреями. «Не только израильтянами, но именно евреями», – подчеркивает Ханин. Классическим примером является желание абсолютного большинства этих людей, чтобы их дети женились под хупой. При этом более 70% опрошенных выступают за введение в Израиле гражданских браков. «Иными словами, все рады жить в либеральном демократическом государстве, что совершенно не противоречит существованию сильной еврейской самоидентификации», – отмечает ученый.

Данные исследования показывают, что самих людей сложившаяся ситуация вполне устраивает. «До тех пор пока речь не заходит о браках или печальных ситуациях, люди вообще не сталкиваются с какими бы то ни было практическими неудобствами, связанными с их галахическим нееврейством, а существующие в Израиле услуги позволяют решить проблему браков и похорон», – говорит Зеэв Ханин. Вместе с тем, по его словам у большого числа респондентов остро чувствуется обида в связи с непризнанием их евреями.

Отношение к гиюру у тех, кто не являются евреями по Галахе, весьма скептическое. «Люди не видят в этом необходимости, так как практические проблемы, как я уже сказал, они могут решать и без гиюра, а их ощущение себя евреями более этническое, нежели религиозное», – говорит наш собеседник. По его словам, даже традиционные составляющие еврейской самоидентификации, такие как праздники или свадьба под хупой, являются для этих репатриантов своего рода культурным фоном их этнического еврейства.

Главным выводом исследования, помимо наличия у негалахических евреев значительной еврейской самоидентификации, является и то, что на сегодняшний день государство должно быть заинтересовано в решении этой проблемы, так как растущее число граждан, относящихся к еврейскому коллективу, однако формально непризнанных евреями, создает для общества большую проблему, чем для самих людей. «Это проблема целого поколения, это проблема еврейского коллектива в Израиле, которую необходимо решать», – уверен профессор Ханин.

Говоря о решении проблемы, Зеэв Ханин отмечает, что речь идет о двух составляющих: максимально дружелюбном процессе подтверждения еврейства, процессе который проходят не только неевреи по Галахе, но и все репатрианты, обращающиеся в раввинат, а также формирование общепринятой системы гиюров для желающих их пройти. При этом наш собеседник подчеркнул, что эта система не может быть приемлема лишь для одной части общества, поэтому далеко не все уверены, что проблему решают, например, реформистские гиюры.

«Лишь государство может убедить религиозный истеблишмент в том, что это наша общая проблема, и касается она ультраортодоксов не меньше, чем всех остальных», – подытожил наш собеседник.

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!