Решение Верховного Суда Израиля об открытии продуктовых магазинов Тель-Авива в Шаббат не так касается самого Шаббата, сколько ценностей, которые он воплощает в атмосфере города, общественного пространства еврейского демократического государства. Суд, в целом, касался обязательства местных властей всегда следовать закону, а не выполнять его избирательно.
Тем не менее, стоит воспользоваться этой возможностью, чтобы поговорить о роли Шаббата в современном израильском обществе.
Шаббат — один из наибольших вкладов иудаизма в развитие человечества, это освящение седьмого дня недели для отдыха. Это день, в который мы не занимаемся работой, заработком, бизнесом и накапливанием средств. Это день, посвященный семье, общине, отдыху, культуре, развитию и духовности.
Шаббат — не только для религиозных евреев, но для всех нас. В интересах каждого, чтобы Шаббат был не просто одним из дней недели.
Но что отличает его от других дней? Разные евреи могут ответить на этот вопрос сообразно со своими верованиями и стилем жизни. Наше общественное пространство должно выражать это многообразие мыслей, находящихся так близко друг к другу.
Каждые два месяца в Иерусалиме проводится встреча, называемая Oneg Shel Shabbat (Радость Шаббата). Множество религиозных и светских организаций собираются вместе, чтобы создать многогранное проведение Шаббата в разных местах города, открытых и доступных каждому.
В десятках, если не сотнях, светских общин проводится Kabbalat Shabbat (Встреча Шаббата) — еженедельные собрания, цель которых — возвысить души пришедших людей, соединить участников встречи с еврейскими Писаниями и наполнить Шаббат, а также жизни людей, смыслом. Именно так мой киббуц, Киббуц Ортал, поступает последние пять лет, встречая каждый Шаббат краткой церемонией зажигания свечей, киддушем, пением шаббатних песен и рассуждением над недельной главой Торы.
Я бы искренне хотел, чтобы Шаббат в еврейском государстве носил особый характер — чтобы это был день не торговли или работы, но культурной и общинной жизни.
В моем представлении, в Шаббат по всей стране работают кинотеатры и театры, даже национальный театр. Я вижу Шаббат, наполненный музыкальными и танцевальными исполнениями, открытыми музеями и спортивными соревнованиями. Мне видится Шаббат, как день путешествий и туризма.
Да, может это и не совсем галахический Шаббат, но это Шаббат, каким он должен быть. Это перерыв в торговле и погоне за деньгами, день радости для отдельного человека и всей общины. Сложно представить себе что-то настолько от этого далекое, чем Шаббат, заполненный шоппингом, потребительством, расходами и обогащением за счет порабощения рабочих, которым в этот день не до Шаббата.
Ахад Гаам, один из величайших еврейских мыслителей прошлого века, отец культурной и духовной школы Сионизма, обозначал себя атеистом, и не следовал ортодоксальным еврейским законам. Но Шаббат был ему очень дорог.
«Не обязательно очень уж разбираться в постановлениях и заповедях,» писал он, «чтобы понимать ценность Шаббата. Те, к сердцах которых ощущается неподдельная связь с жизнью народа, через поколения, не могут себе представить жизни народа Израиля без Царицы Субботы. Можно утверждать без преувеличения, что больше, чем Израиль хранил Шаббат, Шаббат хранил Израиль. Без него, без возможности восстанавливать свои души и бодрить дух каждую неделю, тяготы дней творения тянули бы их вниз все дальше и дальше, до самого низменного уровня материализма, морального и психического разрушения.»
Другими словами, что возвышает человека над животными? Шаббат.
Автор — Uri Heitner
Перевод — Алекс Фишман
Источник — charismamag.com
Последнее: 01.01. Спасибо!