8 библейских качеств хорошего сотрудника

8 библейских качеств хорошего сотрудника

Когда мы ищем в Библии эталон хорошего сотрудника, то обычно рассматриваем жизнь Даниила и его друзей, или Моисея, или Иосифа, Луки, Соломона, Неемии и так далее. Это достойные герои, спору нет. Я сам не раз ссылался на них, когда речь шла о миссии в профессии. Они достойные специалисты в своем деле! Но недавно, переслушивая книгу Бытие, я взглянул под другим углом на довольно незаурядную историю о том, как некий слуга выбирал по поручению своего господина, Авраама, жену для его сына — Исаака. Мы даже не знаем имени этого слуги, и его легко не заметить. Но это довольно любопытный персонаж, если посмотреть на него как на сотрудника, выполняющего четкие поручения начальства. Эта история описана в Бытие 24 главе.

Немного предыстории для тех, кто не знал или забыл: Авраам — это патриарх евреев. Он жил в Древнем мире. Жил в шатрах, в лучших традициях бедуинов. Всю жизнь он кочевал из-за различных событий. Он был очень богатым. Но у него был только один сын, которому он все должен был передать. Еще нам важно понимать, что Авраам был человеком с миссией, которую ему доверил Бог. Бог пообещал, что его потомки буду жить в Ханаане. В общем, у Авраама были какие-то свои отношения с Богом. Если вы не знаете эту историю, то рекомендую изучить, там много всего интересного.

Итак, жена Авраама умерла и все, что осталось ему делать — достойно передать дела и отойти самому. Предлагаю посмотреть на Авраама как на президента большой компании с хорошей репутацией и достойным доходом. У него есть слуга, который заведует всеми делами. Мы точно знаем, что этот слуга имеет в подчинении целую команду сотрудников. Он — исполнительный директор, если хотите. А может и менеджер попроще. Неважно! Нам интересно знать, что он сделал хорошо как исполнитель одного поручения — найти жену для Исаака.

Первое — думает и о себе, и об успехе дела. Авраам дает поручение, и как начальник, ожидает, чтобы подчиненный поставил наивысший приоритет у этой задачи и точно понял, что необходимо сделать. У Авраама безумные планы, с довольно низкой вероятностью на успех, и что делает в этой ситуации слуга? Он понял задание и не слепо подчиняется господину, а уточняет детали задания. Тут он не забывает и про себя — не стоит клясться, если ты не уверен в успешном исходе дела. Поэтому он показывает Аврааму, что что-то может пойти не так — что в этом случае он обязан сделать? И это потрясающий пример, как надо общаться с начальством.

8bibleservant2

Бывают сотрудники, которые либо открыто не подчиняются начальству, либо подчиняются, не думая. Не подчиняются часто, потому что даже не хотят рисковать, не хотят «клясться». А подчиняются слепо, чтобы угодить сиюминутно, но не думают о последствиях — начальник сказал, надо делать. Это мышление раба. Потом они перекладывают вину на других, на обстоятельства и прочее. А у управляющего таких людей с десяток и у всех своя версия. В этой каше ему приходится разбираться и принимать решения. Очень много глупых решений исходит от топ-менеджмента из-за менеджеров среднего звена, которые честно не хотели оценивать ситуацию, не предупредили о рисках, а думали лишь о себе. Обычно в таких ситуациях оказывается виноват сотрудник в конце цепочки. Он мало покрасил полов. А то, что он перекрашивал их три раза — никого не интересует.

Второе — доверие. После того, как контракт был подписан, слуга все хорошо спланировал и набрал с собой кипу сокровищ. Он, конечно, раб, но, при желании, он бы с этими подарками легко нашел себе место даже в Древнем мире. А если даже не так, то тут идеальная ситуация, чтобы списать что-то на расходы. Даже добраться до Нахора и там невнятно что-то попытаться презентовать, отдать пару кувшинчиков, парочку себе оставить и еще четыре Аврааму вернуть. Ну, не сложилось, что поделать? От клятвы же свободен — грех не воспользоваться! Авраам все это знал, но слуге доверял. Он ему доверил не только свое имущество, но и судьбу сына. Он верил, что тот сделает все, чтобы дело было успешным. Он знал, что слуга не будет просто выполнять долг.

Третье — вовлечение в миссию и ценности. Тут мы видим как слуга переживает за Авраама. Он молится тому же Богу. Он не думает о своей шкуре и одной лишь наживе. Он думает о том, что важно для компании. Да, мало компаний имеет миссию и ценности. Еще меньше следует им. Насколько же важно для успеха компании, чтобы ее сотрудники разделяли ценности руководства! Это роскошь работать в такой компании, но к ней надо стремиться. Компании, где главное для руководства — это нажива любыми средствами, сильно не растут, они доходят до этапа стагнации и там и остаются.

Четвертое — качество. Да, да, я нашел здесь четкие критерии стремления сделать свою работу качественно. Смотрите, слуга мог просто найти первую встречную, которая формально подошла бы по критериям. Пусть она даже выглядит не очень, и характер у неё скверный, язык излишне развязанный, главное, чтобы она была родственницей. И работа считалась бы выполненной. В итоге, правда, клиент (Исаак) очень бы страдал, но слуге какое дело, верно? Он-то рядовой, и его дело маленькое... Нет, он отнесся к затее со всей серьезностью и решил, что найдет лучшую, а не абы какую! Она должна быть сильной, инициативной, коммуникабельной, трудолюбивой. Он наблюдал за ней, анализировал и не спешил с выводами. Качество — это быть прилежным в деталях.

8bibleservant3

Пятое — радоваться успеху. Он благодарил Бога, что Тот привел его к нужной девушке. На этом этапе можно было бы сказать: «Отлично, полдела сделано, скоро у меня будет отпуск» или «Я тут вкалывать должен, а этот сынишка получит такую красотку благодаря мне». Нет, он радуется, потому что переживает за господина.

Шестое — преданность. «Я не буду есть, пока не расскажу...». Он понимал зачем приехал и не расслаблялся, пока не сделал со своей стороны всё. Он в командировке и мог бы с коллегами расслабиться, покушать — предлагают ведь. Тем более, они точно устали. Но слуга был не такой. Он был предан цели и уверенно шел к ней. Он не разбазаривался. Важное качество на любом рабочем собрании — быть собранным и преданным цели.

Седьмое — честность. Меня просто поражает, как он все открыто выкладывает. Он рассказал о мотивах своего господина. Показал свои мотивы. Он раскрыл методы достижения цели. Все честно рассказал. С такими партнерами хочется работать. А там, где начинается тайна, есть недоверие и начинаются сложности. На работе намного легче решать конфликты, если ты поступаешь честно.

Между делом хочу обратить внимание и на антипример — Лавана. Тот, в отличие от своей сестры, стал очень обходительным, только почуяв наживу. Вот он был нечестным в своих мотивах. Такое партнерство далеко не заведет. Кстати, чуть дальше можно почитать о его партнерстве с Иаковом — куда его завела нечестная игра...

Восьмое — вовлеченность. Жизненные ценности и мировоззрение этого слуги просто не позволяли ему не думать о важности успеха компании. Он был настолько вовлечен, что не хотел даже бесплатно отдохнуть у партнеров десять дней. Для него был важен его господин и успех. Он спешил сообщить об этом. Он просто не мог еще десять дней сидеть на месте, когда его господин ждет судьбоносную посылку. А с какой страстью он рассказывал им об Аврааме? Это не просто что-то вроде «для нашего клиента важно...».

Возможно, этот слуга занял место в Библии «роль второго плана», но хочу сказать точно — я бы хотел быть таким сотрудником, я бы хотел работать с такими сотрудниками. Не зря, все таки, его Авраам поставил над всем!

У Авраама был старший слуга, управлявший всем, что было у Авраама. И вот Авраам призвал к себе этого слугу и сказал:
— «Положи руку мне под ногу и поклянись мне перед Господом, Богом неба и земли, что не допустишь, чтобы мой сын женился на девушке из Ханаана. Мы живём среди этого народа, но не допусти, чтобы он женился на ханаанеянке. Отправляйся в мою страну, к моему народу, найди там жену моему сыну Исааку и приведи её к нему сюда».
Слуга ответил:
— «Может быть, эта женщина не захочет прийти со мной в эту землю; в таком случае, должен ли я возвратиться вместе с твоим сыном в твою родную землю?»
— «Нет!» — сказал Авраам. — «Не веди туда моего сына. Господь, Бог неба, привел меня в эту землю из моей родной земли. Та земля была родиной моего отца и моей семьи. Господь, Который обещал, что эта новая земля будет принадлежать моей семье, да пошлёт Своего Ангела перед тобой, чтобы ты мог выбрать жену моему сыну. Если девушка откажется следовать за тобой, ты свободен от своей клятвы, только ни в коем случае не веди моего сына обратно туда».

И слуга, положив свою руку под ногу хозяину, поклялся ему в этом. Взяв у Авраама десять верблюдов и захватив с собой множество разных дорогих подарков, он ушёл оттуда и отправился в город Нахор, в Мессопотамию.

Перед наступлением вечера, в то время, когда женщины выходят за водой, он остановил верблюдов перед городской стеной у колодца.
«Господи, — сказал слуга, — Ты — Бог моего господина Авраама, так позволь же мне найти сегодня жену для его сына, будь милостив к моему господину Аврааму. Вот я стою здесь у колодца с водой, и молодые женщины из города приходят сюда за водой. Я жду знака, который укажет мне, какая из этих молодых женщин предназначена Исааку. Я скажу девушке: „Прошу тебя, поставь на землю свой кувшин, чтобы я мог напиться“, и если она ответит: „Пей, я и верблюдам твоим дам воды“, то я буду знать, что она и есть та, которая предназначена ему, и что Ты милостив к моему господину».
Слуга ещё не закончил молиться, как молодая женщина по имени Ревекка, дочь Вафуила, сына Милки и Нахора, брата Авраама, пришла к колодцу, неся на плече кувшин для воды. Она была очень хороша собой, девственница, которую не познал мужчина. Подойдя к колодцу, она наполнила свой кувшин. Слуга тотчас же подбежал к ней и сказал:
— «Прошу тебя, дай мне напиться воды из твоего кувшина».
Ревекка тотчас сняла кувшин с плеча и дала ему пить, сказав:
— «Пей, господин».
Напоив его, она сказала: «Я налью воды и твоим верблюдам», и тотчас вылила всю воду из своего кувшина в верблюжье пойло, а потом побежала, набрала из колодца ещё воды и напоила всех верблюдов. Слуга же молча наблюдал за ней, желая удостовериться, что Господь дал ему ответ и сделал его путешествие успешным. Когда верблюды напились, он дал Ревекке золотое кольцо, весившее восемь граммов, и два золотых браслета, каждый из которых весил по 165 граммов, и спросил у неё:
— «Кто твой отец? Не найдётся ли у него в доме места нам всем переночевать?»
— «Мой отец Вафуил, — ответила Ревекка, — сын Милки и Нахора», и добавила: «Конечно, у нас есть солома для твоих верблюдов и место для тебя, чтобы переночевать».
Слуга склонился и поклонился Господу и сказал: «Благословен Господь, Бог моего господина Авраама, милостивый к моему господину и верный ему, приведший меня к девушке из семьи моего господина».
Ревекка побежала и рассказала обо всём этом своей семье. У неё был брат по имени Лаван. Услышав слова Ревекки и увидев кольцо и браслеты у неё на руках, Лаван выбежал и побежал к колодцу. Тот человек был там — стоял у колодца около своих верблюдов.
Лаван сказал:
— «Добро пожаловать к нам, господин! Зачем ты стоишь здесь, снаружи? Я приготовил для тебя комнату и место для твоих верблюдов».
Слуга Авраама вошёл в дом, Лаван помог ему с верблюдами, дал соломы накормить их и воды, чтобы он и его люди могли омыть ноги. Потом Лаван дал им поесть, но слуга отказался, сказав:
— «Я не буду есть, пока не расскажу зачем пришёл».
— «Говори», — сказал Лаван.
— «Я слуга Авраама», — сказал слуга. «Господь щедро благословил во всём моего господина, и стал мой господин великим человеком. Господь дал Аврааму многочисленные стада овец и крупного скота, у него много серебра и золота, слуг, верблюдов и ослов. Сарра, жена моего господина, в глубокой старости родила сына, и мой господин отдал этому сыну всё, чем владеет. Мой господин заставил меня поклясться ему, сказав: „Не допусти, чтобы мой сын женился на ханаанеянке. Я не хочу, чтобы он женился на одной из дочерей ханаанеев, хотя мы и живём среди этого народа. Поклянись, что отправишься в землю моего отца, к моей семье, и выберешь жену моему сыну“. Я сказал господину: „Может быть, та женщина не захочет пойти со мной“. Но господин ответил мне: „Я служу Господу, Господь пошлёт тебе в помощь Своего Ангела, и ты найдёшь жену моему сыну среди моего народа. Но если тебе откажутся дать жену для моего сына, когда ты придёшь в землю моего отца, то ты будешь свободен от своей клятвы“. Сегодня я пришёл к тому колодцу и сказал: „Господи, Боже господина моего Авраама, сделай так, чтобы путешествие моё оказалось успешным. Я буду стоять у колодца и дожидаться; когда за водой придёт девица, скажу: Прошу тебя, дай мне напиться воды из твоего кувшина. Девица, которая ответит мне: „Попей, а я дам воды твоим верблюдам“, и будет той, что избрана Господом в жены сыну моего господина». Едва я закончил молиться, как пришла к колодцу за водой Ревекка. На плече у неё был кувшин, и она шла набирать воду из колодца. Я попросил у неё воды, и она тотчас сняла кувшин с плеча и налила мне воды, а потом сказала: «Пей, а я дам воды твоим верблюдам». И вот я попил, а она напоила моих верблюдов. Я спросил у неё: «Кто твой отец?», и она ответила: «Мой отец — Вафуил, сын Милки и Нахора». Тогда я дал ей кольцо и браслеты на руки и, преклонив голову, возблагодарил Господа и благословил Его, Бога господина моего Авраама, возблагодарил Его за то, что Он привёл меня прямо к внучке брата моего господина. А теперь скажите мне, будете ли вы милостивы и верны моему господину и отдадите ли ему свою дочь? Скажите, чтобы я знал, что мне делать".
Тогда Лаван с Вафуилом сказали:
— «Мы видим, что это — от Господа, так что же мы можем сказать против этого? Вот тебе Ревекка, забирай её и иди, и пусть она выходит замуж за сына твоего господина, раз это угодно Богу».
Услышав такие слова, слуга Авраама поклонился Господу до земли и отдал Ревекке дары, которые принёс с собой: красивые одежды, золотые и серебряные украшения, а также дал дорогие подарки её матери и брату. После этого он и его люди ели и пили и остались там ночевать. Рано утром следующего дня они встали и сказали:
— «Теперь мы должны возвратиться к господину».
Мать и брат Ревекки сказали:
— «Пусть Ревекка побудет с нами ещё немного, дней десять, а потом она может идти».
Но слуга ответил:
— «Не заставляйте меня ждать. Господь сделал так, что моё путешествие оказалось успешным, так дайте же мне возвратиться к господину».
Мать и брат Ревекки сказали:
— «Позовём Ревекку и спросим, что она хочет».
Они позвали Ревекку и спросили у неё:
— «Хочешь пойти с этим человеком прямо сейчас?»
— «Да, хочу,» — ответила она.

И они разрешили Ревекке пойти со слугой Авраама и его людьми; с ними пошла также и кормилица Ревекки. Когда Ревекка уходила, ей сказали: «Сестра наша, да родятся от тебя миллионы, и да победят твои потомки своих врагов и захватят их города».
Ревекка с кормилицей сели на верблюдов и последовали за слугой и его людьми; и слуга, взяв Ревекку, отправился в обратный путь.

К тому времени Исаак ушёл из Беэр-лахай-рои и жил в Негеве. Однажды вечером Исаак вышел в поле поразмыслить, поднял глаза и увидел, что издалека приближаются верблюды. Ревекка посмотрела и, увидев Исаака, спрыгнула с верблюда и спросила у слуги:
— «Что это за юноша идёт по полю навстречу нам?»
— «Сын моего хозяина,» — ответил слуга. Ревекка взяла покрывало и покрыла им лицо.
Слуга рассказал Исааку обо всём случившемся. Исаак отвёл Ревекку в шатёр матери, и в тот день Ревекка стала женой Исаака. Он очень полюбил её и утешился в своей печали по матери.

Автор — Павел Храмов,
Senior Software Engineer, Namechep, Inc

Пожертвовать

Последнее: 18.02. Спасибо!