Когда мы читаем Новый Завет, чтобы узнать о современной миссионерской работе, мы должны понимать разницу между описательными и предписывающими текстами. Невозможно и не ожидается, что мы скопируем все детали раннехристианских реалий, описанных в Писании.
Например, Иисус в основном держался подальше от городов, сосредоточившись на небольших поселках и деревнях, и Он редко обращался к язычникам — подход, которому не подражали более поздние миссионеры. Между тем, авторитет Петра в ранней церкви и в кругу Двенадцати вряд ли является образцом для последующей миссии церкви. А подход Павла, который регулярно проповедовал в синагогах, остается невозможным для большинства христиан.
Тем не менее, в служении Иисуса, Петра и Павла есть некоторые очевидные закономерности, которые остаются поучительными для наших миссионерских усилий. Вот 10 вещей, которым мы можем у них научиться.
1. Воля Божья и воля Иисуса являются основополагающими в миссионерской работе.
Действия Иисуса были мотивированы волей пославшего Его Бога-Отца (Матф. 10:40; Иоан. 4:34). Его «пищей» было исполнение воли Пославшего Его в мир (Иоан. 4:34). Петр был призван и направлен Иисусом, и эта миссия включала в себя предсказание мученической смерти (Марка 3:14; Матф. 10:1, 5; Иоан. 21:17-19). Миссионерская деятельность Павла также была основана на милостивом Божьем призыве и поручении Иисуса Мессии провозглашать Его среди иудеев и язычников (Гал. 1:15-16; Деян. 9:6, 15-16).
2. Миссия церкви сосредоточена на Иисусе, распятом и воскресшем Мессии и Спасителе.
В четырех Евангелиях повествование сосредоточено на последней неделе пребывания Иисуса в Иерусалиме, кульминацией которой стали Его смерть и воскресение. Иисус утверждает, что Его миссия состоит в том, чтобы быть «вознесенным» (т. е. умереть на кресте), чтобы каждый верующий в Него имел жизнь вечную (Иоанна 3:14-15). Петр утверждает, что Иисус понес наши грехи в Своем теле на кресте, «чтобы мы умерли для греха и жили для праведности» (1 Пет. 2:24). Павел не хвалится «ничем, кроме креста» нашего Господа Иисуса, через который мир распят для Павла, а он для мира (Гал. 6:14), поскольку именно через крест Иисуса Бог примиряет еврейских и языческих грешников (Еф. 2:16). Его провозглашение последовательно сосредоточено на «Христе распятом» (1 Кор. 1:23; 2:2).
3. Миссионерская работа также сосредоточена на прощении грехов.
В первом чуде Иисуса, о котором сообщает Марк, Иисус провозглашает прощение грехов парализованного человека, который впоследствии исцеляется (Марк 2). Его служение как Божественного Сына Человеческого сосредоточено на том, чтобы отдать Свою жизнь во искупление (Марка 10:45). Петр увещевает тысячи евреев диаспоры, посещавших Иерусалим, и местное население, что они должны покаяться и креститься «во имя Иисуса Христа для прощения грехов ваших» (Деян. 2:38). Павел объясняет иудеям в писидийской Антиохии, что «чрез Сего Человека возвещается [им] прощение грехов, и чрез Него всякий верующий освобождается от всего, от чего [они] не могли освободиться по закону Моисееву» (Деян. 13:38-39).
4. Устное провозглашение Евангелия является центральным действием миссионерской работы.
Устное провозглашение Евангелия является центральным действием миссионерской работы.
Устное объяснение Иисусом присутствия Царства Божьего имеет приоритет над чудесами, которые Он совершал. Когда Петр и Иоанн получают приказ Синедриона (высшего иудейского суда) воздержаться от речей во имя Иисуса, они настаивают на том, что должны слушать Бога, а не Синедрион, потому что не могут удержаться от того, чтобы не рассказать о том, что они видели и слышали (Деян. 4:20). Павел подчеркивает главенство «слова и дела», которые иногда сопровождаются силой знамений и чудес (Рим. 15:18-19).
5. Миссионеры зависят от силы Божьей, силы Духа и силы Иисуса Мессии.
Иисус изгоняет бесов перстом Божьим (Луки 11:20). Миссионерское провозглашение Петра и Двенадцати из Иерусалима в Иудею и Самарию и до края земли осуществляется силой Святого Духа, которого обещал Бог Отец и которого посылает Иисус (Деян. 1:8). Петр «исполнен Духа Святого», когда он обращается к высшему иудейскому суду и объясняет значение смерти и воскресения Иисуса (Деян. 4:8).
Павел знает, что язычники и иудеи, для которых провозглашение Иисуса, распятого Мессии, является бессмыслицей и камнем преткновения, приходят к вере в Иисуса не в результате ораторского мастерства, а только благодаря проявлению силы Божьей и Духа (1 Кор. 2:1-4). Когда Павел утверждает, что не осмелится говорить ни о чем, кроме того, что Мессия совершил через него, чтобы завоевать послушание язычников словом и делом (Рим. 15:18), он подтверждает действенность Иисуса в своем миссионерском провозглашении и пасторском увещевании.
6. Основная стратегия миссионерской работы заключается в провозглашении Божьего откровения в Иисусе всем людям без исключения.
Иисус говорил перед толпами и отдельными людьми; Он общался с мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми, благочестивыми фарисеями и беззаконными грешниками, учеными книжниками и бесноватыми (Марка 1:21-34; 2:13-17; 5:1-43). Петр объяснял значение Иисуса евреям диаспоры, приехавшим в Иерусалим, жителям Иерусалима, членам синедриона, иудеям, самарянам и военачальнику в Кесарии (Деяния 2:14-41; 4:1-12; 10:34-48). Павел провозглашал Евангелие иудеям и многобожникам, грекам и варварам, мужчинам и женщинам, образованным и необразованным (Рим. 1:14; 1 Кор. 9:19-23).
7. Тактические решения относительно географического положения или этнической направленности миссионерской работы часто следуют за существующими возможностями и внешним давлением.
Временами Иисус посещал языческие районы, чтобы побыть наедине со своими учениками, но при этом Он служил язычникам, когда этого требовал случай (Марка 7:24-30). Петр посетил Самарию, когда услышал, что новые верующие самаряне не приняли Святого Духа, вступил в бой с колдуном Симоном и стал проповедовать Евангелие во многих самарянских деревнях (Деяния 8:14-25). Он отправился в Кесарию, где сыграл важную роль в обращении римского офицера после того, как Господь побудил его не считать язычников нечистыми (Деян. 10:1-11:18).
После своего обращения в Дамаске Павел занимался миссионерской работой в Аравии, прилегающем регионе и в Киликии, где он вырос и где его тарсийское и римское гражданство обеспечивало ему политическую защиту после заговоров против его жизни в Дамаске и Иерусалиме (Гал. 1:17, 21-23). Павел неоднократно был вынужден покидать города из-за сильной местной оппозиции, открывая новые территории для провозглашения Евангелия.
8. Миссионеры путешествуют, стремясь провозглашать Евангелие в городах, поселках и деревнях.
Иисус не ждал, пока люди придут к Нему: Он сам проявлял инициативу и путешествовал по деревням, селам и городам Галилеи (Марка 6:56) и, иногда, в Иерусалим, главный городской центр Иудеи (Иоанна 2:13; 5:1; 10:22). Петр действовал в Иерусалиме, в городах Лидда и Иоппия, а также в самаритянских деревнях (Деяния 8:14-25; 9:32-43). Павел путешествовал по регионам и провинциям северного Средиземноморья, провозглашая Евангелие в таких городах, как писидийская Антиохия, Листра, Икония и Дервия, в крупных городских центрах, таких как Антиохия в Сирии и Ефес в провинции Азия, а также в небольших деревнях, которые принадлежали главному городу в округе (Деян. 13:48-49).
9. Миссионеры работают в командах.
Иисус призвал двенадцать человек, которых Он обучил быть ловцами человеков (Марка 1:17), посылая их по двое (Марка 6:7). Петр и Иоанн, похоже, сформировали команду в Иерусалиме и Самарии (Деяния 3:1; 4:1; 8:14-25). Павел окружил себя соратниками, особенно Тимофеем и Титом. (Из приблизительно 100 имен, связанных с Павлом в книгах Деяний и в Павловых посланиях, 38 признаны его соработниками в то или иное время).
10. Миссионеры никогда не прославляют себя; они всегда прославляют Бога.
Иисус призывает своих последователей: «Так да светит свет ваш пред другими, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф. 5:16). Иисус даже утверждает, что если Он прославляет Себя, то Его слава ничего не значит, так как Его прославляет Бог Отец (Иоанна 8:54). Петр заботится о том, чтобы верующие, говорящие Слово Божье и служащие общине, прославляли Бога во всем через Иисуса, потому что Ему «принадлежит слава и владычество во веки веков» (1 Пет. 4:11).
Когда иудейские верующие слышат, что Павел, бывший гонитель, теперь провозглашает Евангелие, они прославляют Бога (Гал. 1:24). Павел напоминает верующим в Малой Азии, что их усыновление как детей Божьих через Мессию вызывает в них «хвалу Его славной благодати» (Еф. 1:6). Расширение миссии Павла означает, что Слово Господа прославляется повсюду (2 Фес. 3:1), поскольку новые и старые верующие посвящены единому Богу и Отцу всех, «Который над всеми и через всех и во всех» (Еф. 4:6).
Автор — Экхард Шнабель / thegospelcoalition.org / hristiane.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!