Различают два вида слушания: активное и пассивное.
Под пассивным слушанием я подразумеваю внезапное, неожиданное слышание голоса Божьего, когда вы не планировали и не искали этого. В сочетании с хорошим знанием Слова Божьего и послушанием, прорыв может прийти совершенно неожиданно.
Большинство из нас хотят только пассивного слушания. Мы хотим, чтобы Бог искал нас. Поэтому не трудимся усердно над тем, чтобы услышать Его, а когда Он похлопывает нас по плечу, говорим: «Хвала Господу! Он все еще говорит ко мне».
Но Бог призывает нас к активному слушанию: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит…» (см. Отк. 2:7, 11, 17, 29, 3:6, 13, 22). Автор послания к Евреям пишет: «Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14). Развитые чувства обретаются через активное слушание.
Первое качество, необходимое для активного слушания, – здравый смысл. Это означает, что разум закрыт для всего того, что не является святостью. Павел говорит об этом:
«Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп. 4:8).
Второе условие для активного слушания – готовность отказаться от своей гордости, готовность быть уязвимым. Иисус сказал Лаодикийской церкви: «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Отк. 3:17). Иногда я думаю, что пробуждение начнется тогда, когда христиане будут готовы потерять свое лицо. Иисус сказал: «… потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Матф. 10:39).
Третья особенность заключается в том, что мы всегда прислушиваемся к Божьему голосу, даже если это выговор. Иисус сказал: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Отк. 3:19). Бог может обращаться к нам через друга или незнакомца, через неотвеченную молитву или удерживание оправдания. Это может случиться через болезнь. Через псалом. Через разочарование. Это может произойти просто потому, что вы видите нужду. Если мы действительно ходим во свете, то будем везде замечать, как Бог говорит к нам.
Четвертое условие слушания Бога состоит в том, что мы разбираемся с любым препятствием, которое мешает Духу, например: любые личные предрассудки, которые мы накладываем на Бога, называя это Его волей, когда на самом деле это наше предубеждение, и любая обида или непрощение. Мы можем оправдать свою боль и сказать, что Бог тоже зол. Мы можем так думать, потому что это то, как нам хочется, чтобы Он чувствовал, но Он не собирается нарушать для нас правила, даже если мы правы. Полное прощение – наш единственный выход. Если мы ходим во свете, нам придется простить. Если мы не прощаем, на нас будет грех.
Еще одно препятствие, которое мешает слышать Бога – когда мы накладываем свои традиции на Слово Божье. Это то, как поступали фарисеи, когда Слово Божье оставалось бессильным из-за их традиций (Матф. 16:6).
Опять же, мы должны остерегаться любого плотского аппетита, который притупляет наше духовное мировоззрение: это может быть телевизионная программа, наш выбор книги, выбор друзей. Некоторые вещи могут быть неплохими сами по себе, но мы знаем, что они заглушают наше желание по Богу. И хоть другие могут считать нас глупыми, мы понимаем, что, если хотим регулярно и четко слышать Божий голос, то должны быть готовыми оставить что-то.
Наконец, как мы уже увидели, мы должны повиноваться тому импульсу Духа, который ведет к святости и приносит честь и славу Богу. Если не подчиняемся, у нас возникают проблемы с духовным слухом, и постепенно мы перестаем слышать Бога, говорящего: «Вот путь, идите по нему» (Ис. 30:21).
Активное слушание – это чтение Библии, даже если нет вдохновения. Есть времена, когда не хочется читать Библию. Мы думаем: «О, Господь, я не хочу читать Твое Слово сегодня». Но мы продолжаем это делать, независимо от чувств, потому что Павел сказал: «… настой во время и не во время» (2 Тим. 4:2). Когда мы развиваем активное слушание, мы начинаем слышать Божий голос намного чаще, потому что можем распознавать его.
Автор — Р.Т. Кендалл / charismamag.com
Перевод — Алина Рябошапка для ieshua.org
Р.Т. Кендалл служил 25 лет пастором церкви Westminster Chapel в Лондоне, Англии. Выпускник теологической «Семинарии южных баптистов» и Оксфордского университета, написал более 60 книг, включая такие как: «Полное прощение», «Чувствительность Духа», «Благодать» и «Помазание: вчера, сегодня и завтра». В статье представлен отрывок из его новой книги «Поклонение Богу».
Последнее: 26.07. Спасибо!