После того, как у Иова было всё отнято, его друзья сидят вместе с ним посреди его горя и задают вопрос, который все мы задаём в моменты трагедии: Почему? Они пытаются понять, почему Бог захотел так жестоко наказать Иова, и их ответы отражают наши собственные естественные реакции: они предполагают, что Иов, должно быть, что-то сделал такое, что оправдывает эти страдания. В конце концов, если в мире есть хоть какая-то справедливость, ужасные вещи просто не могут происходить с хорошими людьми, верно?
После 37 глав дискуссии между Иовом и его друзьями, наконец-то появляется Бог. “Наконец-то, — думает Иов, — я получу ответы.”
Не совсем.
Вместо этого, Бог задаёт Иову ряд вопросов — 64 вопроса, если быть точным, — включая такие, как: “Где был ты, когда Я полагал основания земли?” и “Можешь ли возвысить голос твой к облакам, чтобы вода в обилии покрыла тебя?” Есть и более случайные и странные вопросы, наподобие: “Знаешь ли ты время, когда рождаются дикие козы на скалах, и замечал ли роды ланей? можешь ли расчислить месяцы беременности их? и знаешь ли время родов их?” Все они даны для того, чтобы показать бесконечную Божью перспективу. Другими словами, если Иов не может даже постигнуть тайны природы естественных вещей, может ли он понять и критиковать вещи вечные?
Бог наконец возвращает всё Иову всемеро, но самый главный вопрос почему остаётся. Во всей книге Иова мы не находим никакого ответа (удовлетворившего бы большинство из нас) о цели всего произошедшего. Более того, его не находит и сам Иов.
Но хотя мы и не можем получить ответ на вопрос, который, по нашему мнению, имеет значение, мы получаем пять важных фактов касательно Божьих масштабов. И, как оказывается, это гораздо ценнее.
1. Божья власть суверенна.
В книге Иова мы видим Божью абсолютную власть над творением, ангелами и даже Сатаной, который ничего не делает без Божьего разрешения. И мы видим, что есть Божьи цели в творении, выходящие далеко за пределы нашего обозрения.
Например, Бог говорит о поливе земли, на которой никто не живёт (Иов 38:26), цветении цветов и буянии растений. Почему Бог поместил всю эту красоту в места, где никто её не видит? Потому что Бог делает какие-то вещи исключительно для Себя. Не всё в творении для человека.
Конечной целью страданий Иова было воздать Богу славу. Бог явил Свою славу Сатане и всем ангелам через страдания Иова.
Вы можете сказать: “Ну, с этим трудно жить — с тем, что Бог использует моё страдание для Своей славы.” Это может быть тяжело, но принятие истины — это секрет счастливой и наполненной жизни. Когда ты осознаёшь, что ты — и вся вселенная — существуют для Божьей славы, ты обретаешь радость и удовлетворение, которых никогда не знал, потому что ты был создан жить именно так.
2. Божья перспектива бесконечна.
Подумайте о том, что во Вселенной есть как минимум три миллиарда триллионов звёзд. Один взгляд на это число ошеломляет: 3,000,000,000,000,000,000,000,000. Мой калькулятор даже не позволяет вместить все эти цифры на экране. И каждая из этих звёзд каждую секунду выделяет количество энергии, примерно равное энергии триллиона атомных бомб. Эти звёзды разбросаны в таком огромном пространстве, которое мы просто не можем постичь, и все они были созданы в один единственный момент единственным Божьим словом. Если это не сила, то я тогда вообще не знаю, что такое сила.
Если же мудрость Божья настолько больше моей мудрости, как Его сила больше моей, наиболее рациональный вывод заключается в том, что должны быть вещи, выходящие за пределы моего понимания.
Одна из наших ключевых проблем состоит в том, что мы не думаем о Боге как о Ком-то намного большем, чем мы, а воспринимаем Его так, будто Он — всего лишь немного более умная версия нас самих. Но есть ли какой-то смысл в наших размышлениях о том, насколько Он велик, чтобы справиться с творением? Похоже, что мы думаем о Боге как о Ком-то с огромными и мощными мышцами, способными сотворить звёзды, но с крошечной головой.
Бог спросил: “Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея?” и Иов ответил: “Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал.” (Иов 42:3). Нам не мешало бы иметь хорошую порцию этого смирения.
Ваши вопросы замечательны — задавайте их. Но имейте определенное представление о величии и мудрости Бога, Которому вы их задаёте.
3. Достижение Божьих целей гарантировано.
Одна из самых ободряющих вещей в книге Иова — это видеть, что поскольку Божья власть суверенна, и Его знание бесконечно, даже попытки Сатаны атаковать Божий народ лишь помогают Божьим целям.
Только подумайте: все эти атаки Сатаны на Иова привели к появлению книги, которая стала ободрением для бесчисленного количества верующих на протяжении столетий. Думаете, это именно то, что планировал Сатана?
И разве мы не видим ту же картину во всём Писании? Стратегия Сатаны по поражению сыновей и дочерей Божьих служит только ко спасению сыновей и дочерей человеческих.
Бог делает то же самое с нашими страданиями и трудностями. И иногда то, что делает Бог, Он делает в вас: иногда Бог позволяет нам страдать, чтобы исправить и возвратить нас (посмотрите на Иону), или чтобы Он мог совершить спасение других (посмотрите на Иосифа), или просто чтобы мы больше Его любили (посмотрите на Иова).
Страдание — это средство, с помощью которого Бог формирует нас для Себя.
Если мы можем оглянуться назад и увидеть благое предназначение некоторых страданий в нашей жизни — что большинство из нас способны сделать — то, с учётом бесконечных времени и перспективы, разве мы не увидим причин каждого из них?
4. Божье обетование вечно.
Мой любимый стих в книге Иова:
“Но я знаю: Искупитель мой жив, и в конце Он встанет над землей.” (Иов 19:25; нов. рус. пер.)
“В конце” означает вечность. Последняя сцена в книге Иова — это семикратное восстановление Богом Иову всего, что тот потерял. Число семь — это образ вечности. В этой сцене нам даётся некоторое представление о том, какой будет вечность, когда Бог восстановит для нас то, что мы потеряли, и даст нам совершенную радость.
Подумайте о вечности. Рядом с вечностью 3 миллиарда триллионов звёзд выглядят всего лишь как несколько секунд из бесконечного дня. Ваша жизнь — это всего лишь короткое мгновение в сравнении с масштабами вечности. Это значит, что, в сравнении с вечностью, то, что мы переживаем здесь на земле, — это ничто. Не удивительно, что Апостол Павел сказал, что “кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу” (2 Кор. 4:17).
5. Божье присутствие обещано.
Зачем наш Искупитель “в конце встанет над землёй” (Иов 19:25, НРП)? Он пришёл для того, чтобы принять наше наказание вместо нас, чтобы мы больше никогда не были отделены от Бога.
Да, иногда мы бываем ранены; но Он был изъязвлен за нас, чтобы мы были исцелены навечно. Да, иногда мы чувствуем себя оставленными, но Он был оставлен за нас, чтобы мы могли быть приняты навечно. Это значит, что Его милость всегда с нами, и мы никогда не должны беспокоиться о том, что Он делает в нашей жизни.
Мне нравятся эти слова Э.У. Тозера: “Учитывая Божью благость и Его желание нашего наивысшего благоденствия, Божью мудрость в планировании его и Божью силу для его достижения, чего нам ещё не хватает?”
Возможно, мы не знаем, что именно Бог делает в нашей боли, но крест показываем нам то, чего наше страдание не может означать: оно не может означать, что Бог оставил нас или что Он утратил контроль. Крест — это то место, где Бог совершил Свою самую великую работу.
Вот что Он делает прямо сейчас через вашу боль. Вам может казаться это тёмной ночью души, но Бог работает в ней с силою воскрешения — когда Он входит в вашу боль за вас, берёт на Себя вашу смерть вместо вас, и сейчас победоносно стоит рядом с вами, обещая вам, что однажды вы будете стоять вместе с Ним в вечности.
Иов хотел ответов; вместо этого Бог дал ему Своё присутствие. Как только Иов увидел, кто такой Бог, он был удовлетворён — даже ещё до того, как был восстановлен.
Откровение о Себе, а не объяснение страданий, — вот что Бог даёт нам. И этого достаточно.
Автор — Дж. Д. Гриар / jdgreear.com
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!