7 мест Писания, которые очень не нравятся сторонникам теологии замещения

7 мест Писания, которые очень не нравятся сторонникам теологии замещения

Заменила ли Церковь Израиль? Писание ясно даёт понять, что теология замещения в лучшем случае является заблуждением, а в худшем — проявлением антисемитизма.

Краткое введение

Для отцов ранней Церкви разорение Израиля в 70 и 135 годах нашей эры могло быть возможным только в том случае, если Бог, в окончательном проявлении Своего гнева, отверг еврейский народ.

Теология замещения была новой теорией, которая должна была придать смысл этому разорению и тому факту, что народ Израиля в целом не принял Иешуа. Эта новая теория толкования Писания разработала свой способ чтения Библии. Церковь понималась как Новый и Истинный Израиль. Стих за стихом в Танахе читались с таким уклоном: читайте «Церковь», когда вы читаете отрывки, говорящие о положительном и неизменном исполнении для Израиля.

Прежде, чем дать ответ на это, мы должны отметить, что «теология замещения» — это термин, который используется противниками этой теологии, а не её сторонниками. Сторонники используют термин «суперсессионизм» (англ. также «Fulfillment Theology» — буквально «теология исполнения»), который означает, что Церковь заменила национально-этнический Израиль.

После нацистского Холокоста большинство основных церквей официально отвергли теологию замещения. В действительности, эта теология замещения рассматривалась как открытая дверь для исторического антисемитизма. Однако по мере того, как влияние Холокоста ослабевает, а эти церкви поддаются влиянию пропаганды (в вопросах отношения Израиля к палестинцам), настроения теологии замещения снова нарастают.

Как читать Танах

Теология замещения поднимает главный вопрос об авторитете Библии и о том, как толковать библейские тексты. При толковании этих текстов нашими главными направляющими вопросами должны быть:

  • Что хотел сказать автор или что он имел в виду?
  • Как бы поняла это целевая аудитория?

Если читать тексты в соответствии с намерениями автора и критикой аудитории в отношении обетований Израилю, можно прийти к очень ясному выводу:

Эти тексты обещают, что у этнического Израиля, народа, который позже был назван евреями, есть избрание, которое никогда не может быть утеряно. Это связано с избранием Авраама, Исаака и Иакова и их потомков. Хотя могут иметь место наказания и рассеяние, этот народ/нация никогда не может утратить своё избрание, но всегда будет оставаться народом (Левит 26:44). Кроме того, есть множество обетований этому народу, которые будут исполнены и которые, если честно читать историю, ещё не были исполнены.

Как читать Новый Завет в отношении Израиля

А как насчёт некоторых текстов Нового Завета? Да, по аналогии Новый Завет применяет язык Ветхого Завета в отношении Израиля к Церкви. Однако это не замещение, а дополнение. По сути я называю это теологией дополнения. В дополнение к Израилю у Бога есть священство, которое Он собирает из всех народов и которое исполняет роль, аналогичную Израилю, и имеет аналогичные обетования.

Многим христианам говорят, что Новый Завет перетолковывает Ветхий. Однако такая интерпретация ограничена новыми пониманиями и их применениями, которые не изменяют первоначального замысла текста.

Более того, стоит отметить, что теология замещения не только ненужная, но и является нарушением самого ясного отрывка в Новом Завете, который говорит об Израиле. Это Римлянам 9-11. (Пожалуйста, уделите несколько минут чтению этих глав.)

Семь мест Писания, которые очень не нравятся сторонникам суперсессионизма

Есть очень много мест Писания, говорящих о восстановлении Израиля на его собственной земле и вхождении в немеркнущую славу. Вот семь из них.

1. Амос 9:15: «И водворю их на земле их, и они не будут более исторгаемы из земли своей, которую Я дал им, говорит Господь Бог твой».

Этот стих обращён к этническому Израилю или к метафорическому будущему народу из всех народов, который наследует вечное Царство, которое метафорически есть Землёй (Израиля)? Или же эти слова являлись утешением для верных древних израильтян?

2. Иоиль 3:20-21: «А Иуда будет жить вечно и Иерусалим — в роды родов. Я смою кровь их, которую не смыл ещё, и Господь будет обитать на Сионе».

Этот отрывок следует за описанием сурового глобального суда над народами, которые описываются как вторгающиеся в Израиль. Трудно понять, как это может быть Церковь. И да, этого ещё не произошло.

3. Исаия 49:6: «И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Моё простерлось до концов земли».

Нет разумного способа исказить значение этого текста. Это обетование дано Израилю, и оно включает в себя спасение народов. Нельзя истолковать это как установление Нового Израиля, состоящего из евреев и неевреев, и заменяющего Израиль.

4. Исаия 62:1-4: «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдёт, как свет, правда его и спасение его — как горящий светильник. И увидят народы правду твою и все цари — славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа. И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего. Не будут уже называть тебя “оставленным”, и землю твою не будут более называть “пустынею”, но будут называть тебя: “Мое благоволение к нему”, а землю твою — “замужнею”, ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается».

Эти слова утешают евреев в изгнании обетованием восстановления Иерусалима, а не духовным метафорическим Иерусалимом с Небес. Это не было бы таким утешением.

5. Иеремия 23:7-8: «Посему, вот наступают дни, говорит Господь, когда уже не будут говорить: “жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской”, но: “жив Господь, Который вывел и Который привел племя дома Израилева из земли северной и из всех земель, куда Я изгнал их”, и будут жить на земле своей».

Может ли это быть Церковь? Нет, Церковь не была изгнана. Может ли это быть возвращением из Вавилона? Нет, вернулся малый остаток, и 500 лет спустя это всё ещё было меньшинство еврейского народа, возможно, меньше трети. Никогда не было такого мощного и масштабного возвращения, как здесь описано, до сегодняшнего дня. Из этого стиха ещё многому предстоит исполниться. Это должно быть такое возвращение, по сравнению с которым померкнет Исход. Это должно быть пророческим словом о буквальной нации/народе.

6. Иеремия 31:35-37: «Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днём, уставы луне и звёздам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны его ревут; Господь Саваоф — имя Ему. Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда. Так говорит Господь: если небо может быть измерено вверху, и основания земли исследованы внизу, то и Я отвергну все племя Израилево за всё то, что они делали, говорит Господь».

Вот пища для размышлений. Новый завет заключён с национальным/этническим Израилем. Он включает в себя обетование прощения их грехов и то, что они познают Бога. Он включает в себя обетование их сохранения как нации/этноса. Когда христиане слышат слова «новый завет», едви ли им на ум приходит этот контекст. Так как же христиане являются частью нового завета? Это связано с тем, что спасение язычников является частью завета с Авраамом, и новый завет делает осуществление этого возможным. Однако этот завет был выполнен лишь частично. Он включает в себя восстановление еврейского народа. Заверение для физического семени в этом отрывке как нельзя более ясно. Никак невозможно истолковать субъект последней части этой цитаты как Церковь.

7. Захария 12-14 (выдержки): «И будет в тот день, сделаю Иерусалим тяжёлым камнем для всех племён; все, которые будут поднимать его, надорвут себя... Вот наступает день Господень, и разделят награбленное у тебя среди тебя. И соберу все народы на войну против Иерусалима... Тогда выступит Господь и ополчится против этих народов, как ополчился в день брани. И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною... И придёт Господь Бог мой и все святые с Ним... Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей».

Когда я делился этим отрывком со сторонниками теории замещения, они часто просто говорили, что не знают, как это вписать в их богословие. Всё потому, что в этом отрывке настолько откровенно говорится о реальном месте, которое на самом деле находится на земле. Он описывает Иерусалим, сначала окружённый армиями, а затем освобождённый. Захария пишет эти слова после того, как Иерусалим был заселен после первого изгнания в Вавилон. Это не может быть война первого века нашей эры, потому что тогда Иерусалим был разрушен. Это может быть только событие, связанное с еврейским народом в последние дни, когда Иерусалим снова будет заселён как еврейский город.

Есть намного больше отрывков по теме. Однако выбранные нами показывают основную нить слов пророков о восстановлении этнического/национального Израиля и славе, которая будет принадлежать ему. Сильные слова Павла о непреложном избрании и призвании Израиля полностью согласуются с этими отрывками. Он с абсолютной уверенностью ожидал исполнения Божьих обетований для израильского народа/нации. Это исполнение принесёт «жизнь из мёртвых» всему миру (Римлянам 11:15). То, что привитый христианский народ разделяет подобные обетования по аналогии, это несомненно, но также несомненно и то, что народ/нация Израиля войдёт в своё собственное обетованное наследие.

Трагедия теологии замещения

Теология замещения привела к тому, что к средине второго века язычники отвергли законность еврейской жизни в Иисусе. Результаты этого были трагическими. Например, живая еврейская община последователей Иешуа, если бы она был принята остальной Церковью, сделала бы невозможным христианский антисемитизм и даже нацистский Холокост.

Эта статья является выдержкой из статьи «The Tragic Error of Replacement Theology»

Автор — Даниэль Джастер / ritg.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!