Много лет я ошибочно верила в то, что благодать — это концепция Нового Завета. В моём сознании это всегда было так, будто смерть и воскресение Иисуса высвободили Божью благодать для человечества впервые.
Как же я ошибалась!
Концепция благодати, незаслуженной милости, просматривается через всё Писание.
Я не знаю, как я упускала это все эти годы, но я знаю, я точно не единственный человек, живущий с этим заблуждением.
Почему мы ошибочно верим, что благодать является новозаветной концепцией?
Наиболее яркое место Писания об этом — это Иоанна 1:17, где говорится, что “закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.”
Логический вывод, возникающий после прочтения этого стиха: Ветхий Завет — это про закон, а Новый Завет — это о благодати.
И в какой-то мере это правильное предположение.
Ветхий Завет определённо сфокусирован на законе, а Новый абсолютно наполнен благодатью.
Но главный вопрос: был ли Бог всегда милостив? Или это смерть и воскресение Иисуса как-то изменили Его характер?
Стих 2 Тим. 1:9 проливает некоторый свет на эту проблему:
“[Бога] спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен.”
Божья благодать — это то, на чём основана Евангельская весть.
Без Божьей благодати спасение невозможно!
Как верующая Нового Завета я держу эту истину в своём сердце. Я обязана своей жизнью и всем, что я есть, благодати Божьей жертве Иисуса и работе Святого Духа.
Но мы не должны пропускать последние три слова в этом стихе — “прежде вековых времен”.
До того, как Бог создал мир, Он знал о нашей потребности во спасении от грехов.
Жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа не были запасным планом Божьим. Его последней надеждой. Его “бесплатным билетом из заточения на волю.”
Абсолютно всё, что произошло между первым дыханием Адама и смертью Иисуса, было частью Божьего благодатного плана по спасению человечества.
Включая Ветхий Завет
С начала года я читала Ветхий Завет согласно ежедневному плану чтения Библии.
Концепция Божьей благодати — незаслуженной доброты к недостойным людям — видна во всем Ветхом Завете.
7 примеров Божьей благодати в Ветхом Завете
1. История Ноя наполнена Божьей благодатью.
“Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога].” (Быт. 6:8)
Греховность и зло настолько завладели сердцами людей, что Бог на самом деле пожалел о том, что создал их. Ого! Он был готов смести их полностью с лица земли, но был ОДИН человек, который был праведным, верным и стремился ходить с Богом. Ной не был идеальным человеком, тем не менее, Бог выбрал для спасения именно его семью. Это благодать!
2. Божья благодать продолжается, несмотря на неверие Авраама и Сарры.
“...И благословятся в тебе все племена земные.” (Быт. 12:3)
Знаете ли вы, что страх и чувство самосохранения Авраама заставили его исказить истину и сказать, что Сарра — его сестра (чтобы спасти свою собственную шкуру)? Знаете ли вы, что Сарра смеялась над Богом, когда Он сказал, что она родит сына в старости? А затем, посмеявшись над Богом, побудила своего мужа переспать с другой женщиной, чтобы обетование исполнилось? В жизнях Авраама и Сарры было неверие и неповиновение, однако Бог оставался верным Своему обещанию. Это благодать!
3. Божья милость к Иосифу дала ему силы выдержать всё.
“Вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро.” (Быт. 50:20)
Пока разворачивается история Иосифа, трудно заметить в ней какую-либо Божью благодать — презираемый братьями, проданный в рабство, ложно обвинённый, оставленный гнить в тюрьме. Но Иосиф видел эти вещи совсем не так. Он открывает своё видение в Быт. 45:7: “Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением.” Бог использовал трудные обстоятельства, чтобы сделать Иосифа спасителем своего народа. Это благодать!
4. Моисей сомневался в Боге на каждом шагу, но Бог милостиво руководил им.
“[Моисей] сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать.” (Исх. 4:13)
Моисей был таким же неидеальным, как и другие люди, — надменным, упрямым, колеблющимся. Тем не менее, Бог верно шёл вместе с ним, и со временем Моисей научился верно подчиняться. Бог использовал этого неидеального пастуха, чтобы вывести своенравных овец из рабства. Бог слушал человека, который в молодости убил другого голыми руками, и ходил с ним. Это благодать!
5. Израильтяне неоднократно восставали против Бога, но Он по милости Своей спасал их.
“И не потерпела душа Его страдания Израилева.” (Суд. 10:16)
Я пыталась следить за тем, как часто израильтяне роптали на Бога, нарушали Его заповеди, поклонялись ложным богам и прочее, но я очень скоро сбилась со счёта. Снова и снова они отворачивались от Бога, делали, что хотели, теряли Божью защиту, переносили тяжёлые последствия, возвращались к Богу и умоляли Его спасти их. Снова и снова, и снова! Иногда были долговременные последствия их неправильных действий, но Бог показывал Свою милость больше, чем они заслуживали (снова и снова, и снова).
6. Раав смело попросила Бога спасти её (несмотря на её прошлые грехи), и Он это сделал!
“...Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу.” (Нав. 2:11)
Раав трижды упоминается в Писании как блудница. Она была проституткой — грешницей, недостойной Божьей благодати. Но где-то и как-то она услышала рассказы об этом Боге Израиля. И когда два шпиона искали укрытия в её доме, она смело попросила сохранить ей жизнь. Она исповедовала свою веру в их Бога и попросила о милости. И они охотно оказали её ей и её семье. На самом деле, она жила с израильтянами и служила Богу до конца своих дней. Это благодать!
7. Давид был искушаем похотью, воровал, прелюбодействовал, лгал и убивал — но Бог видел его сердце и любил его.
“Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня.” (Пс. 50:4)
Да, я оставила моё самое любимое напоследок. Давид является абсолютным примером Божьей незаслуженной любви. Но мне стоило начать с его заслуг. Потому что их много. Просто откройте книгу Псалмов, и вы будете поражены тем, как сильно он любил Бога. В глубине своего сердца я думаю, что Давид вряд ли когда-либо отходил от любви к Господу. Он просто принимал какие-то ужасные решения на своём пути (не то же ли самое и мы делаем?). Ключ же в том, что он всегда обращался от своих грехов и каялся. И Бог прощал. Это благодать!
Библия наполнена примерами людей, которые грешили, и которым Бог прощал.
Людьми, которые убегали, и Богом, который настигал их. Людьми, которые не заслуживали благодати, и Богом, который давал им её.
Если вы когда-либо чувствовали, что вы недостойны Божьей благодати, просто уделите время чтению Ветхого Завета.
Божью благодать в Ветхом Завете нельзя не заметить.
Вы вскоре откроете для себя, что никто не достоин Божьей благодати: ни Ной, ни Авраам, ни Иосиф, ни Моисей, ни израильтяне, ни Раав, ни Давид, ни я, ни вы.
И в этом, дорогие друзья, и есть суть благодати.
Знаете ли вы другие примеры Божьей благодати из Ветхого Завета?
Автор — Сара Кунц / sarahkoontz.com
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Ветхий Завет
Ной же обрел благодать пред очами Господа Бога. Быт.6:8
“...И благословятся в тебе все племена земные.” (Быт. 12:3)
/Гедеон/ сказал Ему: если я обрел благодать пред очима Твоими… Суд.6,17
…благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки. Пс.44,3
“Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня.” (Пс. 50:4)
Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ. Пс.83,12
Если над кощунниками Он посмеивается, то смиренным дает благодать. Прит.3,34
...потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа. Прит.8,35
Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа. Притч.18,23
Слова из уст мудрого – благодать, а уста глупого губят его же. Еккл.10,12
…при шумных восклицаниях: благодать, благодать на нем! Зах.4,7
На дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления… Зах.12,10
И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам ваш им будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. Иоил.2,28-29
…ибо не дана ему от Господа благодать, и он лишён всякой мудрости. Сир.37,23-24
Комментарий на фразу: «И в этом, дорогие друзья, и есть суть благодати».
Мы действительно не достойны благодати, но разве в этом суть благодати? Разве мы можем познать суть благодати, суть Бога? По учению Григория Паламы, благодать и есть Бог, только в действии. Как солнечный луч причастен солнцу, так благодать причастна Богу. Мы все не достойны ее. И хотя она всем, как дождь, как солнечные лучи ниспосылается, но воспринять благодать может далеко не каждый.