Недельная глава Торы Лех Леха.
Хотелось бы выделить из нее обетование, которое Бог дал Аврааму. На эту тему много проговорено, об этом много рассказывают в разных проповедях проповедники разных деноминаций и часто доводилось слышать, что «верующие из разных народов имеют права на обетования Авраама». Давайте, для начала, попробуем вспомнить, что это за обетования, в чем их суть?
Начнем непосредственно со второго стиха 12-й главы книги Бытие, в котором и есть обетование:
и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение (Быт.12:2)
Просто интересно, когда люди хотят претендовать на обетования Авраама, претендуют ли они на то, что от них произойдет «великий народ»?
Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. (Быт.12:3)
Кстати, тоже очень интересное обетование. Интересно, люди рассчитывают, что в них, именно, благословятся все племена земные, или нет? Итак, на этом, в общем-то, обетования и заканчиваются. Дальше мы видим обетование, которого не было в первоначальном перечне и которое появляется потом:
И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию... (Быт.12:7)
Далее мы видим обетование, собственно говоря, о земле. Кстати, мы не слышали, чтобы верующие Нового Завета претендовали именно на Землю Израиля. Это они оставили, как бы, евреям.
Получается, что люди, которые говорят, что имеют права на обетования Авраама, они уже сразу разделяют эти обетования на разные части.
Их больше интересует то, что касается «благословлю тебя», скорее всего. Это обетование весьма заманчиво по своему содержанию. Мы хотели бы быть благословенными, причем желательно в материальном выражении и как можно быстрее. Но, читая текст обетования, которое потом переходит из простых обещаний, приобретая форму Завета, как мы видим в 15 главе, когда Всевышний заключает безусловный завет с Авраамом о земле, очерчивая границы земли. И далее, в 17 главе, где говорится:
«...и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя...» (Быт.17:7)
Это выражение — «Я буду Богом твоим» — оно вбирает в себя все обетования, всю полноту обетований, на что может рассчитывать человек. Ведь за этим обещанием фактически пошел Авраам. «Я буду твоим Богом, Я буду тем, кто будет заботиться, оберегать, защищать, обеспечивать.» Это функции Бога, за которые может ухватиться человек и сказать: «я хочу, чтобы всемогущий Творец был моим Богом, был тем, Кто будет это все для меня делать.» Тогда понятно, за каким обетованием пошел Авраам, куда он двинулся, что его интересовало — чтобы Тот, кто сотворил все, небо и землю, Творец Вселенной был на моей стороне, был за меня, Тот, Кто бы оберегал, любил, заботился, защищал, Всемогущий Бог стал на сторону человека — это величайшее обетование! Думается, что мелочи, которые касаются материальных каких-то благословений, они тают и становятся абсолютно неважными в этом величайшем обетовании.
В этом повествовании об Аврааме, начиная с 12 главы мы читаем, и там много говорится, кроме всего прочего, что он пришел, воевал и, сначала он был чужаком, потом стал князем, как они его называли. И землю подарили, и много было у него всего весьма. И, в конце концов, его жизненный путь, все, что он не имел, но получил. На это указывается, что этим Бог благословил Авраама. Вот под этим и подразумевается благословение Авраама. Многие подразумевают под этим материальные благословения и именно на это и претендуют.
Мы поговорим о заветах и благословениях. «Я буду твоим Богом» — это вбирает в себя всю полноту благословений. Но есть еще часть из Брит Хадаша:
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф.6:33)
Люди иногда сосредотачиваются на поиске приложений. Но, не ища Бога, не вступая в заветные взаимоотношения с Богом, не к чему это приложить. Бог бы и хотел приложить, но не к чему приложить. Нет центра, нет сути того, о чем говорит Бог. «Ищите прежде меня».
Читая текст, мы можем заметить странные вещи:
«Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени.» (Быт.17:12)
Итак, мы видим, что завет распространялся только на прямых потомков Авраама и рабов, купленных за серебро. Можно сказать, что это — закрытый семейный завет, куда нельзя попасть тем, кто бы хотел туда попасть. В отличие от завета Синая и в отличие от Нового Завета.
Иными словами, многие, сегодня претендующие на унаследование обетования завета Авраама — их ожидания просто беспочвенны. Если они не являются прямыми потомками Авраама, Ицхака и Иакова.
Беседуя на все эти темы, можно часто услышать цитирование следующих мест Писания из Брит Хадаша, в частности из послания ребе Шауля Галатам:
«Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.» (Гал.3:29)
Тут хотелось бы обратить внимание вот на что –— что же наследуют наследники? Можем прочесть другое место из Писания, послание ребе Шауля к Ефесянам, 2 глава:
«...что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире». (Еф.2:12)
Это то состояние людей, в котором они находились до прихода Мессии. Когда же они пришли к Мессии, они стали наследниками неких обетований. И в тексте послания к Галатам говорится, каких именно обетований они стали причастниками:
«...дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.» (Гал.3:14)
Мы не видим, чтобы здесь речь шла о земле или о потомстве. Речь идет об обещанном Духе, Которого мы можем принять верою.
Причем, это благословение или обетование принадлежало непосредственно самому Аврааму, оно не принадлежало всем остальным народам, как мы читали ранее, они были чужды этого, им это не принадлежало. Все заветы и обетования не касались этих людей. Но здесь мы видим, что, исполняя обетования Авраама о том, что в нем благословятся все народы, Творец благословляет все народы и дает им принять обещанного Духа верою.
Возможно, и вам доводилось слышать такой вздох разочарования, когда люди говорили: «Я ожидаю, что Бог благословит меня, и где?» Им говорят: «Послушайте, Он дает вам спасение, Он дает вам вечную жизнь» — и после этого был вздох разочарования: «Да, и это все?» Многие люди относятся к словам об обещанном Духе, которого можно принять верой, как к чему-то более низкому, чем материальные обетования, на которые изначально претендовали.
Для этих людей мы можем сказать только одно:
«Ищите же прежде Царства Небесного и правды Его, и все остальное приложится.» (Матф.6:33)
Если будет главное — поиск Бога в Вашей жизни, то все будет прилагаться к этому.
Михаил Самсонов и Дмитрий Юдкевич
777 секунд Торы. Лех Леха (видео)
Последнее: 26.07. Спасибо!