Недельная глава с таким интересным названием — «Пинхас». Некоторым, наверное, знакомо это слово, потому что это — имя.
Что же связано у нас с Пинхасом в этой недельной главе, какая история? В синодальном переводе написано «Финеес»:
«…Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из среды общества и взял в руку свою копье, и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их…» (Чис.25:7,8)
Кого «обоих»? Это значит, что израильтянин вступил, как говорится, в связь с мадианитянкой, тем самым дал плохой пример. Тем более, если мы читаем дальше, то видим, что израильтянин-то был непростой… человек, похоже, был начальником колена Шимона, целого колена! Понятно, что у него была и родня большая, и гвардия своя, и война своя, и дела свои. Священник убил их обоих, и дальше мы читаем:
«…И сказал Господь Моисею, говоря: Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, отвратил ярость Мою от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их, и Я не истребил сынов Израилевых в ревности Моей; посему скажи: вот, Я даю ему Мой завет мира, и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного, за то, что он показал ревность по Боге своем и заступил сынов Израилевых…» (Чис.25:10-13)
Что здесь может привлечь внимание? Богу зачем-то понадобилось это всё, хорошее, говорить о Пинхасе. Почему? Если он совершил хороший поступок - мы сейчас не беремся его судить в контексте современных уголовных законов - зачем Богу вот такие давать уточнения? В мидраше утверждается, что Пинхас, зная законы, по крайней мере ту их часть, которая на то время уже была известна - Тора дописывалась еще в то время — он несколько нарушил эти законы. Убив израильтянина, он не предоставил свидетелей, не исследовал дело так, как уже знали все, что нужно было делать это именно так. И в этом отношении он был виновен. Мидраш даже утверждает, что его хотели отлучить от общества Израилева навсегда, насовсем. И вот здесь Бог вмешивается и говорит, «Стоп!».
С точки зрения Торы, которая уже была записана на тот момент, и продолжала записываться, Пинхас поступил противозаконно. Он совершил нечто, на что фактически не имел права, потому что как человек, который знал правила и имел право их толковать, он должен был сам в первую очередь их соблюдать. Он должен был найти двух свидетелей и представить грех Израильтянина, начальника колена Шимона, и мадианитянки на суд всего общества. По крайней мере, он должен был найти двух свидетелей, как минимум.
Здесь мы видим ревность в сердце Пинхаса. Возревновал он о святости своего народа, о святости, которая угодна Богу, и поэтому, может быть, имело место такое скоротечное решение… Может быть у него не было времени, может быть он был горяч по своему характеру, мы не очень знаем все эти детали и, наверное, никогда их не узнаем… Но, однозначно видно, что Бог решил его оправдать за это. Почему? Потому что Пинхас поступил, так сказать, по Духу Божьему.
«…Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит…» (2 Кор.3:6)
Конечно же, друзья, мы не хотим сказать, что всякая буква убивает, и вообще дело не в этом. В данном случае мы видим, даже в рамках этого новозаветнего стиха, пример из Торы — как поступил человек, поступивший по Божьему Духу. Он сделал то, что было угодно Богу, и это непосредственно Господь обьявил и назвал Пинхаса «сын Мой», и обещал ему завет мира. Мы можем видеть, что Богу на самом деле это было угодно. Тем самым, мы можем понимать, что жизнь по Духу — она выше по уровню, чем жизнь только по букве.
Для баланса, для более глубокого разъяснения — важно знать что пишет буква, потому что то, что пишет буква – это правильно, верно и навсегда. Это хорошо. Но надо при этом знать, что буква не описывает все ситуации, которые ставит перед нами жизнь. И вот когда происходит что-то, что не позволяет нам иметь время для исследования, не позволяет нам иметь время для правильного реагирования так, как это четко написано в букве… Если есть время правильно сделать, так как написано в Слове Божьем, тогда нужно сделать правильно. Иногда это нужно сделать быстрее, как в данном случае.
И мы знаем много случаев, когда буква говорит в общем, и не уходит в частности. Нам нужна мудрость от Бога, нужна связь с Богом. Мы видим, что у Моше была связь с Богом. Нужно правильно читать фрагмент, что Моисей не просто хотел сразу же наказывать, если верить мидрашу, Пинхаса. Моисей был человеком, связанным с Богом. И здесь не написано о том, что он уже бежал рубить голову Пинхасу, или выгонять его из Израиля, а Бог его прихватывал за ремень, притормаживал. Нет. Понятно, что Моисей вопросил, ухо его открыто было на слышанье Бога, и это было для него важнее, чем любой голос в этом мире. И Бог знал это, знал что ему стоит говорить – он исполнит, он послушается. И в этом случае Моше действительно послушался и поступил так, как ему сказал Господь. Жизнь по Духу действительно позволяет нам лучше и глубже разобраться в ситуации, и действительно поступить настолько правильно, насколько этого желает сам Господь.
Есть еще много интересных моментов в недельной главе «Пинхас», впрочем как и в любой недельной главе, и если вы постоянно смотрите наши передачи «777 секунд Торы» вы можете все более и более открывать для себя такие глубины Торы.
Есть еще один важны момент – про дочерей Салпаадовых, которые потеряли своего отца, умершего в пустыне, и у которых не было братьев, и они обратились к десятиначальникам, к пятидесятиначальникам, стоначальникам, тысяченачальникам с вопросом о том, чтобы им, как женщинам, предоставить удел в земле Израиля. Они показывали этим, что для них это важно, и они понимают, что, с одной стороны, у них нет отца и нет брата, который по закону должен был получить этот удел, но они, так сказать, набрались наглости и пошли спрашивать, могут ли они получить удел в земле своего народа. Интересно то, что они дошли до самого Моше.
В мидраше мы читаем, что они обращались сначала к десятиначальникам и далее по уже заведенному порядку, ведь просто так люди, с улицы, не могли бежать сразу к Моше. Интересно, что в этой ситуации Моше обращается к Богу с вопросом об этих дочерях. И Господь дает свое решение, Он говорит, что «Я позволяю дочерям Салпаадовым получить удел в земле Израиля.» В то время, из Египта было вынесено, что мужчина — это «в любом случае — да!», а женщины — ну, как-то так, гораздо ниже... И вот Бог – Он, если можно сказать, великий социалист, не такой социалист как нынешние, которые заявляют что они — социалисты, в каких-то узких политических целях... Он по-настоящему заботится о тех, кто не может о себе позаботиться, помня что это — человек, что это Его сын или это Его дочь.
Эту тему мы продолжим в нашей следующей главе через неделю, поэтому оставайтесь с нами.
Михаил Самсонов и Алекс Фишман
777 секунд Торы. Пинхас (видео)
Последнее: 26.07. Спасибо!