Недельная глава, которая называется «Ки таво».
Хочется сразу начать говорить о благословениях и проклятиях. Известно из разговоров со многими верующими из разных церквей, что некоторые если что и знают о Торе, так это истории книги Брейшит, конечно же, и, возможно, из всех остальных книг они знают о 28-й главе Второзакония, которая говорит о благословениях и проклятиях.
Читая, перечитывая то, что написано в конце 27 главы и в 28 главе, мы видим, что как благословения, так и проклятия — условны. Или же, можем сказать так, что развитие благословений в жизни отдельно взятого человека или народа в целом, точно так же как и приход проклятий — это все происходит при соблюдении или несоблюдении определенных условий, не автоматически.
На самом деле, если многие служители во многих общинах, во многих церквях Нового Завета утвердятся в этой мысли, возможно, поменяется ситуация там, где подход такой, поверхностно религиозный. Где люди, приходя к Господу, слышат только благословения. Многие привлекаются в церкви таким поверхностным путем. Им обещано, что если они придут, если они будут захаживать, если они будут какие-то деньги давать и если они произнесут некие формулы, то они просто обрекут Бога на необходимость благословлять их во что бы то ни стало. Вот этот подход привел к кризису христианско-евангельского движения, при чем не только харизматического. Прежде всего, мы говорим о христианском евангельском движении, но можем говорить не только о евангельском, а и о протестантском. Зачастую, когда говорят о крайностях в этом вопросе, говорят: «Вот харизматы, только они вот…»
Это понятие о «суперблагодати», которую, если ты раз принял, ты уже от неё отделаться даже не можешь, — это фантастическая теория о невозможности потерять спасение, как будто бы если человек правильно всё сделал в какой-то день, то теперь Бог обречен его спасать, несмотря на него. Просто «фантастическая» теория, но она — логическое завершение неправильных выводов, сделанных из отдельных мест Нового Завета, вырванных из контекста при игнорировании Торы, которая есть Слово Божье также, на все времена, хотя у нас Новый Завет и новый закон.
С этими главами, особенно с 28, связано столько непонимания, что этот принцип условности благословений и проклятий должен быть не просто так, автоматически, усвоен, но сознательно принят. На самом деле, только в тот день, когда народ услышал, какими проклятиями он будет поражен, если не будет слушать Бога, понимая то, что Бог говорит, не будет слушаться Его, исполняя Его заповеди, и какие благословения изольёт на него Господь, если он будет слушать голоса Божьего, понимать, вникать и исполнять то, что Бог говорит, — вот в этот день говорит Моше удивительные слова:
«…И сказал Моисей и священники левиты всему Израилю, говоря: внимай и слушай, Израиль…» (Втор.27:9)
Вы помните, даже в Евангелии говорится, когда Машиах спросил, «какие основные заповеди?», и прозвучало: «Шма Исраэль! Слушай Израиль, возлюби Господа, Бога твоего, и ближнего, как самого себя…»
«…Внимай и слушай, Израиль: в день сей ты сделался народом Господа Бога твоего; итак слушай гласа Господа Бога твоего и исполняй заповеди Его и постановления Его, которые заповедую тебе сегодня…» (Втор. 27:9-10)
Только когда народ услышал, при всей торжественной подготовке к этому, и все должны были, в первую очередь, ясно услышав, сказать: «Амен!» — на проклятье. Древнееврейские толкования обращают внимание на то, что в 27 главе перечислены только те проклятия, которые провозглашались с горы Эвал, и ничего не сказано о тех благословениях, которые провозглашались с горы Гризим. Народ должен был ясно понимать, на что он говорит «Амен!». И только когда это происходило — и древние толкователи Израиля утверждают, что были также произнесены благословения с горы Гризим, и они не записаны потому, что их форма была противоположностью проклятьям — народ слушал, народ понимал, внимал, принимал и подтверждал, что это принято. Вот так, окончательно, народ Божий, перед входом в обетованную навсегда ему землю, был утвержден Богом, как Его народ.
Об этом здесь и сказано. Он и был народом, не говорится, что «Я шутил с вами, вы не были Моим народом», но вот этот вот — «из веры в веру».
Почему, например, важно, чтобы при подготовке к твиле, утверждению в Божьем завете, в который вступили люди, сознательно и добровольно пришедшие к Господу, при этой подготовке люди понимали свою ответственность за «неслушанье» голоса Божьего, за непокорность Его слову и за «неслужение» Богу. И вы помните: «Я обещаю Богу служить доброй совестью» – должен говорить каждый, кто погружается в эту воду. На самом деле, очень важно, чтобы люди понимали, а не просто бездумно повторяли за кем-то, думая, что этого достаточно, как магическое действие, которое обеспечит им неизбежное благословение, потому что они все правильно повторили. Неправда! Нужно вникнуть, принять и покориться.
Это очень важно, но это также поднимает один очень интересный вопрос, о котором говорится в предыдущей главе — Ки Тецэ, в 23 главе книги Дварим, где Господь напоминает Израилю о разных народах, которые, мягко говоря, своеобразно отнеслись к Божьему народу, когда он вышел из Египта. И, в частности, Он говорит о народе Валака, нанявшем Валаама, который хотел проклясть Израиль:
«…но Господь, Бог твой, не восхотел слушать Валаама и обратил Господь, Бог твой проклятие его в благословение тебе, ибо Господь Бог твой любит тебя…» (Втор. 23:5)
Это нечто уникальное. Бог говорит о том, что Он может обратить проклятие в благословение, не просто, как многие из нас, слава Богу, уже верят, «нейтрализовать проклятие», но сделать нечто гораздо большее: взять проклятье и обратить в благословение. И это делает Бог. Причём, Израиль даже не знал, что происходит вокруг него и что надвигается на него.
И вот здесь мы видим два пути, как люди верующие могут войти под благословение и как человек может обратить проклятье в благословение. Любой человек, который находится под проклятьем, он может сделать шаги покаяния, если это проклятье связано с грехом, и шаги выхода из неправильного положения перед Богом в некоторых других направлениях; он может избавиться от причин, вызывающих проклятье, он может совершить тшуву – развернуться от своего неправильного пути к пути Божьему, и тогда из проклятья он войдёт в благословение. Это общий путь тшувы, путь покаяния для всех людей мира, потому что все согрешили.
Но есть еще один важный, чисто благодатный, если так можно выразиться, путь, который всегда должен быть в наших сердцах, в нашей памяти, в наших душах. Если мы идём за Богом, точно так же, как Израиль, - мы ещё недостаточно освятились, но мы уже вышли из наших «Египтов»; мы пошли за Всесильным, Всемогущим Царем, Творцом, Спасителем и Отцом; мы идём за Ним, при всех наших недостатках, при разных проблемах, которые ещё остаются в нас; мы стремимся слушать Его и слушаться Его, — и в этом случае, какие бы силы ни восставали против нас, какие бы колдуны ни действовали против нас, какие бы планы ни были у сатаны, Бог обратит планы дьявола, Бог обратит те проклятья, которые изрыгают против Его детей иногда находящиеся в детском неведенье, в благословение для них. Бог силён это сделать, и Бог это сделает, если мы не смотрим назад, на наш «Египет», но устремляем глаза к нашей Обетованной Земле, со всеми нашими недостатками стремимся, стараемся слушаться, как получается, и стараемся разобраться в том, что ещё не получается.
И только когда мы достигнем окончательной цели, мы, возможно, узнаем, сколько проклятий Бог обратил в благословение для нас по одной простой причине – из-за детского послушания Его святой, благой, угодной, совершенной воле для нас и по Своей любви к нам, которая неизменна со времен Авраама.
Михаил Самсонов и Борис Грисенко
777 секунд Торы. Ки таво (видео)
Последнее: 26.07. Спасибо!