Недельная глава Торы, которая называется Шлах. И, конечно же, эти двенадцать соглядатаев, эта огромная виноградная гроздь и все события, которые случились с нашим народом после похода «посмотреть, что ж это за земля…» — вот об этом сегодня мы с вами будем рассуждать. Очень много проповедей сказано на эту тему.
Вот, наступает момент, момент истины — кисельные, молочные берега, мёд… есть ли они в действительности? В детстве мы могли верить, что там действительно кисельные берега, и нам представлялась такая, сказочная страна. На самом деле, земля Израиля была очень благословенна и до сих пор мы видим множество благословений.
Тем не менее, не так просто прийти к пределу земли и сказать, «Вот, теперь она моя!». Мы понимаем, что там жили люди, которые, в общем-то, не собирались ничего этого отдавать просто так. Они любили молоко, любили мёд и кисель, который на берегах. Поэтому, это было не так просто. Люди там жили давно и крепко, судя по всему.
И, соответственно, возникает разумная идея — пойти посмотреть.
Можно видеть это, как благословение от Бога для народа Израиля — Он предлагает посмотреть за горизонт. Глазами двенадцати человек Он предлагает всему Израилю увидеть их будущее. Они находятся в пустыне. Вокруг всё красное, черное, серое, безжизненное, без листвы, без воды очень часто — но вот они смотрят глазами веры. Это, своего рода, как увидеть пророческое что-то, то, чего нет сейчас физически, но оно есть в будущем.
Можно представить эту картину. Из всего общества выбираются двенадцать человек, и все общество ждет. Потому что они понимают, что чудеса, которые были раньше, когда переходили через море, видели казни Египетские — это не было так давно. Это, вообще, начало исхода, первые месяцы, год-два. И они ожидают, что же будет. Собирается команда. Нет их неделю, нет их три недели... и все думают, как же там они? Если Бог настолько велик, то какая великая там земля! Какая она благословенная!
Кстати, людей-то отправили не простых. Написано:
все они мужи главные у сынов Израилевых. (Чис.13:4)
Они также понимали, что если послать лишь бы кого, то потом и не верить слову этих людей. Это неслучайные люди, важно было послать людей проверенных. От каждого колена был человек. «Может, все и неправду говорят, но наш скажет правду. Мы своему будет верить или как-то поддерживать его...»
Можем представить, как они приходят с этими плодами Земли. Всё это общество, все эти примерно два миллиона человек сгруживаются вокруг них: «Вы видели? Вы слышали, какую гроздь они принесли? Вот такую!» Представьте. Они шествуют с этой гроздью среди стана. Еще ничего не сказано, но люди понимают — вот оно, чудо.
Здесь не описан этот момент непосредственно их прихода, но это наверняка было великое шествие. И они начинают говорить. Как тот восторг, который был вначале, когда их увидели и каждый хотел узнать, каждый хотел попробовать эту виноградинку, как-то вкусить ее... И они начинают говорить, «Да, послушайте, всё так, как говорили, всё прекрасно!» И тут есть одно волшебное слово — но...
но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых мы видели там; (Чис.13:29)
И словно сбросили бомбу разочарования. И это чувство было очень знакомо Израилю. Оно знакомо всем нам. Это ядовитое, внезапно на тебя нападающее, убивающее все, еще несколько секунд назад, бушующие в тебе положительные эмоции. Видится, что Халев, единственный, кто из этого коллектива думал иначе — и мы позже читаем, что на нём был иной дух, он верил Богу — он, видя, что происходит что-то совсем неправильное, пробует бороться. Он успокаивает народ:
Но Халев успокаивал народ пред Моисеем, говоря: пойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее. (Чис.13:31)
Вспомните, когда Израиль вышел только из моря и был великий праздник: Мириам взяла тамбурин, они начали петь и танцевать, всячески восхвалять Господа. И прошло буквально три дня: нет воды, давайте вернёмся... Очень интересно, что эта идея, «давайте вернёмся» — она не покидала их всю дорогу.
Вот это противостояние большинства посланных и Халева, где, возможно, Халев как-то и одолевает — потому что, всё таки, вера одного зачастую бывает, по жизни известно, сильнее неверия десятерых — и вот здесь он говорит, «Нет, пойдёмте. Нет, завладеем. Не зря ходили. Всё подтверждается, не бойтесь!» И что они делают? Они начинают инфицировать своим неверием весь народ. Что не было сложным, потому что изначально они были «мужы главные в своих коленах», были в авторитете и распускали худую молву.
Мало того, что они испугались сами, они начали добавлять, начали умножать свой страх. А это были знакомые страхи — страхи, с которыми они росли и шли всю дорогу. Вышли к фараону — вроде победа, снова такое же мышление... Это вопрос мышления. Вопрос того, что Египет остался в их жизни.
Заразить здорового человека — у него может быть иммунитет. Но человека, который уже, например, простужен — заразить еще легче, потому что его организм слаб, он с трудом сопротивляется. И если говорить о духовном организме — там были вопросы. Мы видим, как снова и снова эта брешь неверия, вирус неверия давал о себе знать.
В 14-й главе сказано:
И сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет. (Чис.14:4)
Ужас. А перед этим написано, что они плакали всю ночь от ужаса. И придумывали картины о том, что произойдет с их детьми. И картины начали придумываться еще в конце 13-й главы. Мы читаем, что земля, которую перед этим похвалили, которая действительно течет молоком и медом, эта же земля:
земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней (Чис.13:33)
И о сынах Енаковых они говорят уже больше, чем говорили до этого:
мы были в глазах наших [пред ними], как саранча (Чис.13:34)
Хотя, никого из них земля не съела. Ни один человек не умер. Накручивание ситуации... Для того, чтобы убедить других, чтобы путём демократического голосования, решением большинства таки придать своему страху статус закона. Когда они сказали, «поставим себе начальника и возвратимся в Египет» — можно догадаться, что на роль этого возможного начальника уже были кандидатуры.
И если мы посмотрим в следующую недельную главу Торы — мы увидим, что есть интересные кандидаты. На следующей неделе читайте продолжение :)
Здесь, опять же, по поводу этого возможного начальника... Понятно, что начальником мог быть кто? Это не был негодяй. Это был, наверное, хороший человек, авторитетный человек, желающий и много сделавший добра обществу, за которым была история уважения. Представьте, что в итоге он мог увести народ опять в Египет, в Мицраим, в тьму из света. Хотя мог быть хорошим для людей человеком, ему слагали бы песни... Ну, всё то, что есть в нашей современной жизни.
Друзья, желаем ободрить вас — когда вы будете сталкиваться с такими периодами, когда нужно переступить какую-то черту — вспоминайте эту ситуацию. Вспоминайте то, к чему вас Господь призывает, к чему Он влечет вас. Всегда в нашей жизни будут встречаться «сыновья Енаковы» и всегда будут «укрепленные города», но это не значит, что они выживут. И мы знаем из истории Исхода и вхождения в Землю, что так и произошло. Во многих местах сынов Енаковых просто не стало, они были уничтожены и города были захвачены. И это, друзья, вопросы веры. Но мы можем потерять время.
Вопросы веры. Вообще вся Тора показывает нам, что Бог собирает Израиль на основании веры. Через это сито веры Он высеивает Себе народ — те, кто дают слабину, они отсеиваются, проваливаются, а те кто верят — они остаются. И что же произошло в итоге? В итоге, Бог говорит, «Эти сорок дней решили вашу судьбу на сорок лет.» Он знал, что они слабы, но они не знали этого. Они могли думать о себе что угодно, но это показало, что они, в целом, боятся и сорок лет хождения по пустыне должны сделать из неверующих — верующих. Определенно.
В конце пару слов о том, что мы читаем в 15-й главе. Бог говорит, чтобы сделали себе кисти, которые мы до сих пор наблюдаем на талите:
объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их (Чис.15:38)
Для чего эти детали одежды? Чтобы помнили то, что произошло с Израилем во время его хождения за Богом. Все эти великие чудеса — для спасения народа, для того, чтобы остаться в живых. Русская поговорка: «Завяжи себе узелок на память, чтобы не забыл». Кисти не ради красоты, не ради того, чтобы показать, что я — еврей. Кисти ради того, чтобы верить. Если есть кисти и нет веры — кисти не нужны. Если есть длинные волосы, но нет посвящения Богу — это не назорей. Внешнее ничего не значит, если не подтверждено внутренним. Помните об этом.
Михаил Самсонов и Александр Шайнога
777 секунд Торы. Шлах (видео)
Последнее: 01.01. Спасибо!