“Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.” (1 Пет. 5:1-4)
Недавно наша команда прочитала мотивирующую и пророческую книгу “The Way of the Dragon or the Way of the Lamb” (Путь дракона и путь агнца). Её авторы Джеймин Годжин и Кайл Штробель говорят об опасной тенденции в церквях, подобных нашей, — о тенденции меньше фокусироваться на смирении, слабости и жертвенном служении людям, а вместо этого отдавать приоритет триумфу, власти и хвастовству успехом. В ней говорится:
“С уменьшением акцента на пасторе-пастухе, мы видим возвышение лидера... Часто мы ищем скорее дракона, нежели агнца. Эти пастыри скорее похожи на пастухов в 34 главе книги Иезекииля, которые больше заботились о том, чтобы накормить самих себя, и не переживали о том, что нужно кормить стадо.”
В отличие от корыстных пастырей из 34 главы Иезекииля, Годжин и Штробель указывают на послание Петра. Слово, которое Пётр использует для тех из нас, кто вовлечен в служение, — это соучастник (1 Пет. 5:1; κοινωνός на греч. — прим. пер.). Они пишут: “Мы приглашены принять участие в пути [Иисуса]. Мы становимся пастырями, которые служат потаенно и удивляются, когда к ним приходит признание. Мы становимся пастырями, взявшими на себя обязательство быть личностно-ориентированными и быть рядом со своими людьми.”
Опасность здесь, как нам напоминают авторы, заключается не в самой власти. Иисус говорил, исцелял и жил с невероятной властью, и Он приглашает нас жить такой же жизнью. Но способ, которым Он использовал власть, диаметрально противоположен тому, как мы привыкли её использовать. Подход Иисуса к власти, — “путь агнца”, — это использование власти для любви. Эта власть приходит не от талантов или заметности. Эта власть, как ни странно, обретается в слабости через веру.
Чем больше падает выдающихся христианских лидеров, тем более своевременными кажутся предупреждения Годжина и Штробеля. Я попытался сжать их идею в “8 предупреждающих признаков” того, что благонамеренные служители, вероятно, оставили путь агнца и пошли по пути дракона:
1. Ревность и зависть успеху других
Вот что пишут Годжин и Штробель: “Я вижу, как жажда власти руководит моим служением. Я рассматриваю других пастырей как своих соперников, а церковь — как средство самопрославления. Я веду себя так, что это ставит меня в один ряд с властителями, на критику которых я столь быстр.”
Я видел это в своей собственной жизни, и это никогда не выглядело привлекательно. В первые годы служения я молился за чудесное пробуждение в Дареме, где находится наша церковь. Святой Дух поразил меня такой мыслью: “А что, если Я принесу пробуждение, о котором ты просишь... но сделаю это через другую церковь?” Я знал правильный ответ. Я должен был сказать: “Да, Господи! Тебе должно расти, а мне умаляться!” Но тот импульсивный ответ, который вырвался из моего сердца, был менее лестным.
2. Недовольство тем, как мало вы достигли
“Успех, — как пишут Годжин и Штробель, — определяется не столько тем, чего я достиг, сколько моей верностью Тому, Кто призвал меня по Своей милости”. Я больше не тот человек, которым был в свои 30 лет, но я помню ту тревогу и то сравнение, которые заполняли моё сознание в то десятилетие. Казалось, что все остальные достигают большего, а мне нечего было продемонстрировать в качестве результата своих усилий.
Ну, или же у меня был соблазн так думать. Чем больше мы расстраиваемся из-за нехватки “достижений”, тем меньше мы сочувствия испытываем, фокусируясь на том служении, которое Бог поставил прямо перед нами. Плодотворность имеет значение, но единственный путь к ней лежит через последовательную верность.
3. Негодование от непризнания
Мы — соучастники Христа в Его служении, мы должны ожидать того, что большая часть нашего служения будет совершаться втайне, часто будет оставаться незамеченной и очень редко получать похвалу. Пастух, в конце концов, более сосредоточен на заботе о своих овцах, нежели на собственной репутации среди других пастухов. Если же кто-то хвалит вас за ваши достижения, принимайте это со смирением. Но вы не можете пребывать в служении по причине признания. Вы должны пребывать в нём, потому что желаете служить Богу и Его народу.
4. Невнимательность к “мелочам” (поскольку вы сфокусированы на “больших делах”)
Годжин и Штробель пишут:
“Слово, которое было к Иеремии: “А ты просишь себе великого: не проси.” ...Мы должны отказаться от поисков великого. Если мы это сделаем, мы станем более внимательными к мелочам... Мы начнём заботиться о людях вокруг нас. Они — те ближние, которых Бог сказал нам любить. Вы не можете делать это, если постоянно спешите [вершить великие дела].”
Это, вероятно, мой наибольший соблазн в служении. Я всегда стараюсь спешить вперёд, пытаясь перейти на “следующий уровень”. Это нетерпение может показаться впечатляющим для других (и я могу чувствовать себя чудесно, “достигая” завершения дела), но это оставляет на обочине раненых людей.
Итак, краткое предостережение. Конечно же, кто-то должен быть сфокусирован на более масштабной картине. Должны существовать ведущие пасторы, руководители организаций и президенты семинарий. И нам нужны эти люди. Но есть огромная разница между стремлением к этим позициям по причине их “значимости” и пребыванием на этих позициях с готовым к омовению ног духом.
5. Дистанцирование от паствы
Если вашим служением больше не движет любовь к людям, вы оставили агнца и приняли дракона. Это не значит, что каждая минута вашей рабочей недели должна проходить во встречах с людьми. Однако, мы имеем тенденцию постепенно удаляться от сложных ситуаций и сложных людей. Но пастух, не пахнущий немного неприятно, — как его овцы, — не выполняет своей работы.
Если у вас есть талант вести многих, делайте это хорошо ради славы Божьей. Ваше лидерство — это способ служения. Но никогда, никогда, никогда не теряйте связи с людьми. Если даже первые апостолы раздавали еду вдовам (см. Деян. 6), тем более вы не должны пренебрегать повседневными проблемами в жизни людей.
6. Раздражение людьми
Мы расстраиваемся, как пишут Годжин и Штробель, потому что:
“Бог не создал других такими, какими их создал бы я. [Но] Бог не давал их мне для того, чтобы я управлял ими и контролировал их, но для того, чтобы я нашёл Создателя с их помощью. Теперь другие люди, в той свободе, в которой они созданы, стали для меня поводом для радости, хотя раньше они доставляли мне только неудобства и неприятности. Бог не желает, чтобы я превращал их в тот единственный образ, который мне кажется хорошим, то есть, в моё собственное подобие.”
Ой!
Вместо того, чтобы смотреть на людей как на созданных Богом, чтобы любить их такими, какие они есть, — и помещёнными в мою жизнь для моего освящения! — мы стремимся рассматривать их только как инструменты, которые будут полезны для нашей миссии.
Это напоминает мне историю Семея (2 Цар. 16:5-13). Семей был врагом царя Давида, и когда Давид был в бегах, Семей воспользовался возможностью, чтобы публично опозорить и проклясть его. Слуга Давида Авесса хотел наказать Семея за длинный язык, обезглавив его. Но Давид остановил его. Возможно, говорил Давид, даже у этого проклинающего глупца есть для меня слово от Господа. Если в моей жизни есть Семеи, я желаю услышать исправление, которое Бог может дать мне даже через них.
7. Недостаток равных отношений
Власть дракона не может процветать в среде честности, открытости и уязвимости. Вот почему стремление к изоляции — это один из самых очевидных признаков того, что ваша жизнь вращается вокруг вас самих. Как сказано в Притчах: “Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум” (Притч. 18:2). Властные дураки могут иметь много людей в своей жизни, но у них нет равных отношений с теми, кто может оппонировать им, исправить их или поставить под вопрос их мнение.
Послушайте: люди в моей жизни, знающие меня лучше прочих, менее всего впечатлены моими достижениями. Они сильно любят меня, но они также знают мои проколы. Это невероятно здорово. Есть ли в вашей жизни люди, которые не так уж и восхищаются вашим “успехом”, и могут быть с вами полностью откровенными?
8. Незаинтересованность в поднятии других лидеров
“Токсичные лидеры, — пишут Годжин и Штробель, — не поднимают других лидеров, потому что они представляют угрозу для их собственной власти”. Когда в их организации поднимаются другие лидеры, токсичные лидеры саботируют их старания. Когда приходит время пойти в отставку, токсичные лидеры отказываются это делать, даже если так было бы лучше для организации.
Наше отношение ко власти всегда должно быть следующим: “Я буду служить на этой позиции, пока не придёт кто-нибудь получше.” Всегда.
Не бойтесь, мучаясь в страхе вопросом: “Что будет со мной, если я помогу подняться этому другому лидеру?” В конце концов, обычно люди не смотрят на тех, кто взращивает новых лидеров, думая: “Ну, этот человек уже не нужен.” Обучение новых лидеров — это не саботаж, это мудрость.
Но мы не должны вкладывать в других людей только потому, что это кого-то впечатляет. Мы должны помогать другим развиваться для их же блага. Есть ли в вашей жизни два-три человека, в которых вы вкладываете в надежде, что однажды они преуспеют, заменят или превзойдут вас?
Автор — Дж. Д. Гриар / churchleaders.com
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!