Ленни известен тем, что ему недостаёт бережности.
Ленни — один из главных героев повести Джона Стейнбека «О мышах и людях». Это человек огромного роста, сильный, как бык, но страдающий от лёгкой формы слабоумия. У него – хорошо развитые мускулы и доброе сердце. Ему нравятся всё мягкое и приятное на ощупь, но он не осознаёт своей силы. Вначале он нечаянно убивает мышь, которую хотел погладить. Позже то же самое случается с щенком. И наконец, он непреднамеренно совершает роковой поступок – ломает шею женщине.
Проблема Ленни – не в его силе. Напротив, сила – это прекрасный дар. Она полезна людям, окружающим Ленни, особенно его другу Джорджу. Так что, ему нужно не отказаться от силы, а научиться контролировать её, направляя на благие цели. Ему нужно научиться использовать свою силу для помощи другим, а не во вред им.
Любая форма силы – это прекрасный дар от Бога, И Божий народ должен использовать силу для достижения целей Его Царства. Однако сила, подобно прочим благим дарам, становится опасной, если ею неправильно пользуются. И ответом на опасности, исходящие от силы, является не отказ от неё, но приобретение христианской добродетели под названием кротость.
Возвращение кротости
В послании к Галатам 5:22-23 перечислены девять добродетелей – плодов Духа. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Думаю, кротость едва ли не единственная из них остаётся недооценённой в наше время. Спустя два тысячелетия, слово «кротость» используют лишь для того, чтобы более положительно описать слабость. Однако Библия ясно говорит, что кротость является не слабостью, но благочестивым проявлением силы. Кротость свидетельствует не об отсутствии неких способностей, но о наличии способности направлять свою силу на благие, животворные цели, и не позволять ей служить злым целям, отнимающим жизнь.
Взгляните, к примеру, на дождь. Сильный дождь губителен для живого, но «ласковый дождь» дарит жизнь (Втор. 8:32, совр. пер.). Вместе с тем, фермер молится не о слабом дожде и не об отсутствии дождя, но о ласковом дожде. Это значит, что способ доставки также важен. Нам нужна вода (в ней есть сила жизни), но доставленная к нам в ласковой форме, а не разрушительной. В этом случае слово «ласковый» означает не слабый или бессильный, но именно такой, как нужно, — то есть, дающий, а не отнимающий жизнь.
Также: «кроткий язык — древо жизни» (Прит. 15:4). И здесь кротость – это не слабость, но соразмерность в силе, обладающая животворной сдержанностью. Такой человек делает добро в необходимых пределах, он не разит своим добром направо и налево. Или ещё пример из мореходства. Лёгкий ветерок является ответом на молитвы моряков (Деян. 27:13), тогда как бурный ветер влечёт за собой беды (Деян. 27:18).
Добродетель кротости ярче всего проявилась в Самом Боге, Который «грядёт с силою» (Ис. 40:10). И как же Он использует эту силу по отношению к Своему народу? – «Как пастырь, Он будет пасти стадо Свое, ягнят будет брать на руки, носить будет их, прижимая к груди, и овец кормящих бережно вести за Собою.» (Ис. 40:11, пер. под ред. Кулаковых). Итак, если насилие – это разрушительное применение силы (Ис. 22:17), то кротость – это её животворное проявление.
Чего хотят наши дочери
Противопоставляя хорошее применение силы плохому, справедливых господ несправедливым, апостол Пётр описывает хороших руководителей как «добрых и кротких» (1 Пет. 2:18). Противоположность нечестного господина – не слабовольный человек (ведь кому нужна протекция слабого владыки?) — но «добрый и кроткий». Нам необходимы кроткие, а не слабовольные руководители. Мы хотим, чтобы руководители, обладающие властью и силой, не обращали их против нас, во вред нам, но чтобы использовали их нам во благо, помогая нам. И потому образ пастыря так уместен в Ветхом и Новом Завете. Очевидно, что овцы слабы и уязвимы, и им нужны сильные, а не слабые, пастухи. Им нужны добрые пастыри, которые станут использовать свою силу и власть для помощи овцам, а не для того, чтобы навредить им.
Моя четырёхлетняя дочь нуждается не в слабовольном папе. Нет, она хочет, чтобы я был сильным и использовал свою силу для того, чтобы помогать ей, а не обижать её. Больше всего она нуждается не в том, чтобы я играл мышцами перед ней. Ведь она и так знает, что папа больше и сильнее её. Ей важно увидеть мою нежность. Чтобы она понимала, что её папа не только достаточно силён, чтобы защитить её, но и что она может доверять мне, — что я буду использовать свою силу ей в помощь и во благо, а не во вред.
Слабые мужчины нередко озабочены тем, чтобы доказывать свою силу и говорить о ней. Но по-настоящему сильные не растрачивают себя на то, чтобы хвастаться своей силой, но проявляют нежность и кротость. Они умеют правильно применять своё очевидное превосходство в силе с тем, чтобы оно служило ко благу других. Неуверенные в себе мужчины прогибаются под других и угрожают. Те же, кто уверен в своей силе и в силе своего Бога, не просто хотят, — они страстно желают того, чтобы их кротость становилась известной всем людям (Фил. 4:5).
Кроткие мужчины в церкви
Поэтому неудивительно, что Христос требует от лидеров Своей церкви, чтобы они были «не задиристы, но кротки» (1 Тим. 3:3, дословный перевод с английского). Из пятнадцати подробно разработанных характеристик епископа, перечисленных в 1 Тим. 3:2-7, четыре являются негативными: «не пьяница, не задирист…, не сварлив, не сребролюбив». И лишь одному из них противопоставляется положительная характеристика: «не задирист, но кроток». Возможно, Павел не противопоставляет остальным трём никаких положительных характеристик потому, что ни одна из них не может быть выражена одним словом. Безусловно, пастор должен быть трезвым, щедрым и миролюбивым. Однако ни одно из этих простых противопоставлений не охватывает в полной мере весь спектр положительных смыслов, как это мы видим в случае со словом «кроткий».
Причём, использование здесь слова «не задирист» с его простой противоположностью – «кроток», — помимо всего прочего, означает, что епископы будут обладать силой. Они будут иметь власть. Если они будут служить, в особенности, если будут служить единой командой, то вопрос о том, имеют ли они силу, будет неактуален. Актуальным будет вопрос о том, знают ли они, как использовать эту силу для помощи другим, а не во вред им? Итак, епископы должны знать, как направлять в нужное русло Богом данный благой дар силы, и делать это с надлежащими сдержанностью и самообладанием. Они должны быть кроткими как сами по себе, так и в команде.
Читая все пасторские послания, мы ясно видим, что Павел имел в виду именно это, когда вводил в перечень понятие кротости. Она является необходимой составляющей христианского лидерства. «Ты же, человек Божий… преуспевай… в кротости» (1 Тим. 6:11). Обладая истинной кротостью, пастор не только оказывает живительное влияние на стадо, но и подаёт стаду пример того, как оно может оказывать живительное влияние на мир: «напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям… оказывать всякую кротость ко всем человекам» (Титу 3:1-2). И то, что, возможно, наиболее значимо для руководителя: «рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников» (2 Тим. 2:24-25). То есть, даже наставление противников, которое, если уж на то пошло, могло бы совершаться с применением силы, в действительности должно происходить в кротости.
Кротость как таковая
И наконец, кем бы мы ни были – пасторами или прихожанами, мужчинами или женщинами, отцами или матерями, начальниками или подчинёнными, — но формированием кротости как качества характера и поселением её в нашем сердце занимается один Бог. Восхищаясь Божьей кротостью (ведь Он и в этом наш образец для подражания), мы не чествуем Его за слабость. Напротив, мы, Его слабые овцы, радуемся тому, что наш Пастырь не только безгранично силён, но, что ещё более достойно восхищения, — Он знает, как использовать Своё могущество с тем, чтобы животворить, а не подавлять Своё возлюбленное стадо.
Наш Бог не похож на Ленни. Ведь, будучи могущественным и кротким, Он пришёл не как деспотичный и жестокий тиран, но как добрый и любящий Господь. Иисус сказал: «Я кроток и смирен сердцем» (Матф. 11:29). Он в смирении сошёл в наш мир, родившись в Вифлееме, возрастал в премудрости и в возрасте в Назарете, учил со властью и любовью в Галилее и въехал в Иерусалим как «кроткий, сидя на… молодом осле» (Матф. 21:5), чтобы отдать за нас Свою жизнь. «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Пет. 2:23) — и не потому, что Он был слаб и немощен, но потому, что Он был достаточно могуч, чтобы проявлять кротость.
Итак, станем, подобно апостолу Павлу, принимать и стараться подражать «кротости и снисхождению Христовым» (2 Кор. 10:1). Он Своей силой освободил нас от необходимости прогибаться под этот мир, и теперь повелевает нам делать свою кротость известной всем людям (Фил. 4:5). Он даёт Своим сопастырям мощь и силу, чтобы они служили стаду, а не порабощали его. И Своему народу Он даёт власть и способность оказывать влияние, а также помогает распоряжаться этим, не сберегая всё для себя и не завидуя, когда другие получают от Него больше.
Каким бы влиянием мы не обладали, нужно помнить, что оно не принадлежит нам по праву, но дано нам в виде божественной ссуды. И нам нужно употребить его для реализации Божьих целей в этом мире, делая это с кротостью.
Автор — Дэвид Мэтис / © 2019 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Ольга Крикун для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!