В канун важной трагической даты еврейской истории, девятого ава, мы хотим поделиться с вами текстовой версией (наряду с исходным видео-материалом) передачи «Девятое Ава. События, факты, комментарии».
В этой передаче раввины мессианских общин, Борис Грисенко и Михаил Самсонов, обсуждают события, произошедшие 9 ава в разные годы еврейской истории, а также предлагают еврейский мессианский взгляд и комментарий на этот непростой вопрос.
Историческая заметка. 9 Ава – национальный день траура еврейского народа – день, когда были разрушены Первый и Второй Иерусалимские храмы. Этот День отмечен трагическими событиями на протяжении всей еврейской истории и стал символом преследований и несчастий, выпавших на долю еврейского народа.
Видео (5 частей) и далее текстовая версия:
источник — kemokiev.org
Текстовая версия.
Часть 1
Раввин Михаил Самсонов. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы в гостях у Бориса Сауловича. Мы собрались здесь для того, чтобы поговорить о такой печальной дате еврейского календаря, как 9 Ава. Мы будем сегодня вспоминать события, которые дают основания этой печали, и может быть какие-то еще факты и комментарии.
Раввин Борис Грисенко. Шалом, дорогие хаверим! Снова очень приятно видеть вас всех у нас в гостях.
9 Ава 1312 г. до н.э. разведчики, посланные Моисеем, произвели панику среди евреев сложностями завоевания Ханаана. Народ испугался и отказался войти в Землю Израиля, обещанную Богом, в результате в Землю Обетованную вошло только следующее поколение через 40 лет.
9 Ава 586 г. до н.э. в течение трех недель Вавилоняне разрушили стены Иерусалима, захватили город и разрушили храм, после чего последовал 70-летний Вавилонский плен.
9 Ава 70 г. н.э. римляне после осады Иерусалима разрушили Второй Храм.
9 Ава 132 г. по приказу римского наместника Храмовая гора в Иерусалиме была распахана. Это послужило одной из причин восстания Бар-Кохбы, которое продолжалось три года.
9 Ава 135 г. римляне захватили Бейтар, последний оплот восставших при восстании Бар-Кохбы, после чего началось массовое изгнание евреев из Земли Израиля.
Раввин Борис Грисенко. Для многих из христиан эти даты, откровенно говоря, практически неизвестны. Подавляющее большинство христиан, естественно, знакомы с самими фактами: фактом разрушения Первого Храма и фактом разрушения Второго. Но наш разговор будет относиться не к тому, что знают все люди, более или менее читавшие Библию. Но к тому, что об этом говорит еврейская традиция. То есть для нас очень важно, чтобы традиционный еврейский контекст в отношении этих особенных дат все больше открывался для верующих в Бога Израиля из всех народов, особенно в русскоязычном пространстве.
Раввин Михаил Самсонов. Вы знаете, я был в свое время очень удивлен, когда узнал, что оба Храма (вот, их было два в истории Израиля, отношение к Храму среди верующих евреев самое что ни на есть трепетное, и это объяснимо), и я был очень удивлен, узнав, что оба Храма были разрушены в один и тот же день. Настолько был удивлен, что очень долго ходил и думал над этим фактом. Потом, интересуясь темой, темой 9 Ава я увидел в толкованиях, что на этот день припадают разные такие серьезные трагические события в истории Израиля, по крайней мере, с точки зрения традиций.
Историческая заметка. Принято считать, что 9 Ава также произошли:
Призыв Папы Урбана II в 1095 году к началу Крестовых походов, во время которых были уничтожены многие еврейские общины;
Массовое изгнание евреев из Англии и в 1290 году;
Массовое сожжение Талмуда и еврейских книг в Париже в 1240 году;
Изгнание евреев из Франции (1306 год);
Изгнание из Испании в 1492 году;
Начало Первой Мировой войны в 1914 году;
Начало функционирования лагеря смерти Треблинка (1942 год).
Многие также считают эвакуацию еврейских поселенцев из сектора Газа и северной Самарии в 2005 году национальным бедствием, оно началось 10 Ава.
Раввин Михаил Самсонов. Я пытался все это проверить исторически, и в общем, оно не очень так получается, что это припало на 9 Ава. У меня родилось такое понимание, что, знаете, решили вот сгрузить все печальные еврейские даты на этот день.
Раввин Борис Грисенко. Тут очень богатая еврейская традиция, я бы сказал, раввинистическая еврейская традиция. Потому что есть не только раввинистическая еврейская традиция, но мы сегодня не будем ее затрагивать. Итак, очень богатая раввинистическая традиция, связанная с 9 Ава. И один из, так сказать, светочей иудаизма, можно сказать, отцов Талмуда, он приводил древнее предание, которое говорит следующее.
Как бы Бог обратился к народу Израиля, когда они плакали в пустыне после известного доклада соглядатаев. Плакали о своем безнадежном положении и о том, что у них нет якобы шанса по-настоящему войти в Обетованную Землю. И она им обетована, но напрасно… И вот, согласно этому древнему преданию, Бог сказал всему народу: «Сегодня вы плакали в этот день без всякого основания. Вы плакали из-за того что не верили Мне, не верили Моему Слову, не верили Моему обещанию. Но настанут дни, когда в эту же дату вы будете плакать по очень серьезной причине».
Это такое древнее иудейское предание. Я думаю, что здесь, конечно, это не Слово Божье, это не Тора, но здесь есть очень здравое зерно в этом. Потому что когда народ Израиля и вообще верующие из любого народа начинают обвинять Бога за что-то (но мы знаем, что Бог то не только в том, в чем Его обвиняли, но и ни в чем другом не виноват, в чем можно себе представить вообще), когда верующие ропщут, когда верующие жалуются, когда верующие говорят: «Что же Ты, Бог, не исполняешь Свои обещания?!» — мы знаем, что такого быть не может. Одно из двух: или Бог не обещал того, в чем Его обвиняют, или люди не поняли условий исполнения этого обещания. И вот, когда верующие плачут, обвиняют, жалеют себя без всякой причины реальной со стороны Бога, обычно это приводит к тому, что потом им в той же сфере, в подобных обстоятельствах приходится серьезно плакать, горевать, потому что последствия их духовного заблуждения (духовного!) отражаются на объективном, так сказать, материальном мире, и затем Бог допускает настоящие трагедии.
Теперь, когда это происходит, уже остановка за людьми: понять смысл происходящего, понять связь этих событий, раскаяться и вернуться к Божьим основаниям, или еще сильнее обвинять Бога.
Раввин Михаил Самсонов. Да, да, резонно. Много говорится в Торе, вообще во всех Священных Писаниях о ропоте. Я когда-то думал: «А что здесь все-таки такого страшного, почему Бог так много говорит и не поощряет, что люди жалуются?» Проблема-то здесь какая? Почему так жестко? Вот там прямо, помните места в Торе, где Он именно за ропот им предъявляет, даже наказание им обещает за ропот. Ну, пороптали, ну, бывает, ну, мы все люди.
Со временем я понял, что основная-то причина ропота какая? Ну, не традиция явно, правда? Это неверие фактически. Что такое неверие? Это понижение статуса Бога в своих собственных глазах.
А если это ропот привселюдный, если это может быть даже, скажем так, ораторский ропот, на публику, как тот случай с соглядатаями. Фактически они своим неверием, происходящим из страха (страх превысил знание Бога), они заразили весь народ Израиля, который должен был стать глашатаем веры для всей земли, для всех народов. Они отравили своим неверием всех и отравили настолько сильно, что ситуация стала уже как бы невозможной к исправлению.
Ропот. Действительно, стоит ли удивляться, что вот подобное могло произойти с целым народом. Да еще не просто народом, а с народом Божьим.
Раввин Борис Грисенко. С народом Божьим, но который на тот момент был народом Божьим, в большей мере, в потенциале.
Раввин Михаил Самсонов. В потенциале, конечно!
Раввин Борис Грисенко. Это от него самого, от народа зависело, то ли раскрыть тот Божий потенциал, который был дан милосердным и абсолютно верным каждому Своему Слову Богом, то ли продолжать вести себя, как обычные люди, как те язычники, которые вокруг них, зависящие от обстоятельств, от стихий этого мира, зависящие, прямо скажем, от духовных сил, управляющих этим падшим миром в какой-то мере.
К сожалению, Божий народ не осознал истинного своего потенциала. И хотя вроде бы знал цели, постоянно отклонялся от них к тому, что было для него привычным. Вот эта проблема! И это проблема вечная, на самом деле.
Раввин Михаил Самсонов. Интересное дело! Само по себе то, что Бог назначил этот народ Себе в особенный народ (прямо если дословно так говорить, цитировать), еще не обозначало совершенно, вот, как мы сейчас говорим, что назначение этого народа как бы в народ-сын не значило, что им ничего уже не нужно делать для развития своих отношений с Богом, для освящения и так далее.
Я вот как-то с одним раввином общался на эту тему и спросил у него, с его точки зрения, что нужно обычному еврею для того, чтобы получить спасение? Он мне сказал: «Здесь небольшой набор условий. Достаточно быть евреем по маме,...
Раввин Борис Грисенко. О! Это прекрасно!
Раввин Михаил Самсонов. …достаточно посещать синагогу в Шаббат,...
Раввин Борис Грисенко. Замечательно!
Раввин Михаил Самсонов. …достаточно радоваться радостью в этот день». — Я говорю: «Это все?!» — Он говорит: «Это все!» — Я говорю: «Конечно, я вас теперь понимаю! Какая несложная теология…»
Если мы берем Тору и возвращаемся ко всем этим историям, когда Бог разговаривал с народом, которые были евреи по маме все, которые, в общем-то, можно видеть, периодически крепко радовались и собирались на Шаббат. Там же есть, что вот кто-то там чего-то в Шаббат не пошел, так его, в общем, и наказали. То есть все в Шаббат выделялись для того, чтобы не работать и собираться на священное собрание.
Тем ни менее, Богу этого было мало. Он хотел от них большего. Он хотел, чтобы они не только о Шаббате и о том, что они евреи по маме говорили всему миру. А о Святом Израилеве, о другом образе жизни, о грехе, о том, что это плохо, и чтобы не просто говорили, а собой являли святость.
Раввин Борис Грисенко. На самом деле, если нас слушают какие-то ортодоксальные иудеи или там, консервативные иудеи, предположим, или какие-то ультраортодоксальные, то они могут поулыбаться и сказать: «Ну, это тут какой-то странный раввин! На самом деле, наш раввин говорит, что этого недостаточно, а нужно еще пару условий».
А какая-то другая группа может сказать: «Нет, нужно еще вот это делать и это. И как же можно без каршрута?!» И еще четвертая группа, и пятая, и шестая…
Но, в конечном счете, все, о чем будет идти речь, как об условиях еврейского спасения, все будет сводиться к одному: «Вот вам набор правил. Делайте, исполняйте их, и шоб вы себе были здоровы и не портили нервы. Верьте нам, благословляйте нас, а мы позаботимся о том, чтобы в конечном счете у вас все срослось».
Раввин Михаил Самсонов. Да! Это точно! Я вот, кстати, вспомнил, что говорит традиция о причинах разрушения Первого и Второго Храмов.
Основной причиной разрушения Первого Храма считается идолопоклонничество – это периодическое «впадание» Израиля в отступничество перед Богом.
Кстати, пророк Иешаягу в своей знаменитой 53-ой главе, иногда не цитируемой во время ее прочтения, когда вот, сроки подходят ее читать, он говорит о том, что Тот, о Ком пишет эта глава, Тот «за грехи народа Моего».
Я как-то тоже разговаривал с людьми из ортодоксальных кругов, которые говорили мне, что 53-я глава, она на самом деле, пишет о народе Израиля, который будет жертвой за грехи всех народов земли.
Я показал им это несоответствие, там сказано «о народе Моем». Известно, что во время жизни Исаии, никакого другого «народа Моего» у Бога не было, кроме народа Израиля. И Кто-то другой «за грехи народа Моего, — написано, — понесет наказание».
Более того, сама традиция признает, что народ, он не может понести наказание за других, потому что сам народ не свят. Ведь это же традиция говорит, что Первый Храм на 9 Ава был разрушен за идолопоклонничество.
Раввин Борис Грисенко. Я могу прочесть из трактата Йома талмудического одно из мнений, очень традиционных и общепринятых мнений.
«Почему был разрушен Первый Храм? Потому что при нем совершались: идолопоклонство, кровосмешение и кровопролитие».
Раввин Михаил Самсонов. Там не написано, почему был разрушен Второй Храм?
Раввин Борис Грисенко. А дальше говорится:
«Но почему же был разрушен Второй Храм, если все изучали Тору, все соблюдали заповеди и совершали добрые дела?»
Если тут говорится: «соблюдали заповеди» — отдельно и «совершали добрые дела». То есть эти «добрые дела» были, ясно, сверх заповедей, не только обязательные, но которые заведомо превышали необходимые мицвот, то есть заповеди.
«Потому что среди людей…
— Почему же был разрушен Второй Храм? —
потому что среди людей царила беспричинная ненависть друг к другу».
Это потрясающее (потрясающее!) заявление! И дальше Талмуд говорит:
«Это учит нас, что ненависть равна трем другим преступлениям: идолопоклонству, кровосмешению и кровопролитию».
Удивительно внутренне противоречивое заявление!
Раввин Михаил Самсонов. У меня возникает вопрос, если честно, на основании прочитанного из трактата Йом: по отношению к кому совершались добрые дела, если тем ни менее, и параллельно с этими добрыми делами, и с исполнением мицвот царила беспричинная ненависть? Как может быть, исполняться Тора? А Тора на что вообще направляет человека? И что это за «добрые дела», если как бы они пропитаны беспричинной ненавистью?
Раввин Борис Грисенко. Буквально пропитаны! Потому что это же не должны были быть отдельные вспышки…
Кроме того, здесь возникает и еще другой тяжелый для любых ортодоксальных, консервативных, каких угодно иудейских раввинов, которые считают, что Бог еще не заключил Брит Хашада (Новый Завет) со Своим народом.
Возникает вопрос: дорогие, как же так? Ведь вы говорите, что для спасения каждого еврея… Ну, обычно, употребляется другой термин. Потому что как бы спасение нужно, может быть, гоим, неевреям. А еврею как бы не спасение надо, а достижение вечной цели и хорошее место в ѓа‘Олам Габо – Грядущем Мире. Но вот для достижения этих вожделенных вечных целей достаточно, в первую очередь, изучения Торы (и это основа всех основ), затем соблюдение заповедей и затем еще плюс какое-нибудь доброе дело сверх того.
Так подождите! Все это было, согласно основаниям вашей же собственной веры, в Иудее того времени, в Иудее коло 2-ух тысяч лет тому назад. И тем ни менее это не привело к чему? А к тому самому, что вы говорите! Мало того, не привело, оказывается, Бог, получается, поставил «печать жесткой некошерности» на всем том поколении. И эту печать Он поставил самым решительным образом, допустив то, что согласно Второзаконию (книге Дварим), 28-ой, 29-ой главам является ясным подтверждением безусловного проклятья.
Что же это получается? Если тогда при Храме, при священнослужении, при жертвах, при возможности соблюдать каршрут такой, которого после разрушении Храма уже не было ни у одного еврея на земле, при ритуальной чистоте многих и многих иудеев, при, так сказать, полноте возможностей исполнить Божьи требования, и при том, что евреи их старательно исполняли, они оказались под жесточайшим проклятьем, и более того, внутри них развилась необъяснимая, ужасная, беспричинная ненависть друг к другу… Раввин Михаил Самсонов. …что в общем-то признано получается. Признано и записано навсегда в самой святой книге ортодоксального иудаизма.
Раввин Борис Грисенко. Конечно! А как же, какой же смысл пытаться тогда…
Раввин Михаил Самсонов. …повторять тоже самое, правда?
Раввин Борис Грисенко. Тем более без таких возможностей, которые были тогда. Это уже заранее обреченная на безнадежность попытка.
Раввин Михаил Самсонов. Странно! Я вот думал: «Ну, хорошо. Ведь над подобного рода выводами о беспричинной ненависти, это ведь не вывод какого-то одного человека, которому это просто вдруг как бы показалось, и он это забросил, и это было всеми принято. Это были диспуты, это шло время, это шли годы, это перебиралось, перерассказывалось, и в конце концов, это было записано». Как же так получается, что до сего дня фактически основные линии поиска сводятся к тому, что тогда вот привело к разрушению Второго Храма? Почему так? Вот, что Вы думает на эту тему?
Раввин Борис Грисенко. Вы знаете, на самом деле, знаете, друзья, нам нужно понять, что происходило с иудейской духовной элитой после 70-го года I века, после разрушения Храма, после этой трагедии, которая постигла еврейский народ на завершающем этапе этой Первой Иудейской войны.
Вся духовная элита Израиля, которая была неверующей в Мессию Израиля, вся эта духовная элита, все партии оказались в шоковом состоянии. Катастрофа случилась не только с сотнями тысяч евреев, которые погибли, с сотнями тысяч евреев, которые были захвачены римлянами, и проданы в рабство, и стали просто орудиями издевательств и орудиями просто ужасного подавления своими новыми господами. Катастрофа касалась не только разорения страны, катастрофа касалась не только разрушения великого и единственно по-настоящему святого города на земле, согласно Библии.
Обратите на это внимание!
Раввин Михаил Самсонов. Назначенного святым Самим Богом.
Раввин Борис Грисенко. Святым Иерусалимом он назван и назначен Самим Богом, причем навеки!
Катастрофа была даже не только в уничтожении великого абсолютно единственного Святого Храма, вне которого шхина – Божье присутствие – не могла раскрываться особенным, описанным в Библии, образом. Катастрофа касалась не только уничтожения физического большей части священнической элиты Израиля. Можно еще другие приводить составляющие этой катастрофы, так сказать, внешние признаки. Катастрофа была в сердцах и в умах иудеев.
На самом деле, первые десятилетия по некоторым данным даже примерно, может быть, около 50-60-ти лет, оставшиеся в живых духовные вожди Израиля, в основном, принадлежавшие к партии фарисеев (прушим), они вообще не могли выработать никакой позиции по поводу причин этой катастрофы.
Поэтому первые замечания, сохранившиеся именно новой духовной элиты Израиля, которую уже можно с тех пор называть «раввинистической», они относились к следующему поколению. То поколение – светочи Израиля – которые являются как бы «недосягаемыми мудрецами» для верующих иудеев до сих пор, им нечего было сказать по поводу главного, происшедшего при их жизни.
Это настолько сложно! настолько трудно! Вообще, когда мы разбираемся с этим вопросом, мы не можем не учитывать этого факта. Это, знаете, напоминает не менее печальное событие XX века.
Раввин Михаил Самсонов. Спасибо, что были с нами. Благословений вам от великого Бога Израиля. Шалом!
Часть 2
Раввин Михаил Самсонов. Помню, читал книгу одну. Книгу написал Артур Кац, который говорил, что после войны очень сложно было…
Раввин Борис Грисенко. …Второй Мировой…
Раввин Михаил Самсонов. Конечно! … очень сложно было разговаривать ему, еврею нью-йоркскому, бруклинскому, очень сложно было разговаривать с евреями о Боге. Потому что первым возражением, как кажется, вполне обоснованным, было возражение: «Куда смотрел Бог, когда речь шла об ужасе, приведшим к смерти шести миллионов человек?» Причем, что интересно, факт, мимо которого нельзя отвернуться: в основном, среди этих 6-ти миллионов, были евреи из ортодоксальных мест проживания. Потому что светские евреи…
Раввин Борис Грисенко. …кроме советских…
Раввин Михаил Самсонов. …кроме советских. Многие и советские евреи погибли, мы знаем. Многие! Очень многие, просто можем сказать. Мы знаем, мы живем в местах, где все в могилах, в общем-то, где тысячи и десятки тысяч, и советские евреи тоже ложились в западных районах СССР, тоже религиозных, и там. А вот, светские как раз евреи, американские евреи, западноевропейские евреи, успевшие уехать, они выжили!
И вот, для всех был вопрос: почему те, кто не верил в Бога, те, кто так строго все не соблюдал, так строго не одевался, как это требовала традиция, почему они остались живы, а те, кто верил в Бога, погибли?
Раввин Борис Грисенко. Получается, что наибольшее количество жертв Холокоста — это евреи, которые придерживались той или иной тоталитарной идеологии: то ли тоталитарной иудейской раввинистической идеологии, при всех там, внутренних отличиях, и придерживающиеся разных течений в этой области; то ли евреи светские, которые придерживались атеистической, коммунистической идеологии, и жившие на этой территории, и ставшие, так или иначе, ее жертвой, потому что то же советское правительство, которое насаждало огнем и мечом эту идеологию, оно скрыло от евреев правду о том, что их ждет, если они останутся на, так называемой, оккупированной нацистами территории.
Раввин Михаил Самсонов. Безусловно!
Раввин Борис Грисенко. Но возникает вопрос: а как же поступают раввины сейчас? Как поступают те, которые пытаются объяснить, в первую очередь, религиозным евреям, и затем светским евреям, и затем всем остальным происшедшее?
Я хочу сказать, я читал разные объяснения. Ни одно из них не обходится (если имеется ввиду не просто отдельное высказывание, а какие-то попытки подробно объяснить), все что я читал, ни одно из таких подробных объяснений, не обходится без прямого обмана. Ни одно буквально!
Основные моменты этого обмана. Я, например, сталкивался с тем, что даже светскую еврейскую молодежь, которой рассказывают про Холокост, вводят в заблуждение. Каким образом?
Я как-то беседовал с группой светской еврейской молодежи, и я спросил их: «Скажите, пожалуйста, как вы думаете, в какой стране во время Второй Мировой войны был самый большой процент погибших от Холокоста?» И они, практически все, кто высказался, единогласно сказали: «В Германии».
Я предложил им заглянуть в еврейскую энциклопедию. И там есть как минимуму, пару статей, которые приводят соответствующие цифры. И по одной статье в Современной Израильской энциклопедии среди евреев Германии наиболее светских, наиболее далеких практически от всех форм иудаизма, тем более ортодоксального…
Раввин Михаил Самсонов. …там и Хаскала родилась, там и реформистский иудаизм родился…
Раввин Борис Грисенко. …и откуда вообще пошел еврейский модернизм, Хаскала (просвещение), реформистский иудаизм и прочее, прочее, прочее – то, что было подвергнуто анафеме (херему), и с чем боролись раввины. Короче, по одной из этих статей погибло треть немецких евреев (имеется виду евреи Германии, Австрии). По другой статье – меньше одной трети.
Эти ребята, толковые, интеллигентные, светские молодые евреи были очень растеряны. И я просил их, а в общем-то, а что они думают о той стране, где из оккупированных нацистами, где меньше всего? Ту, естественно, они уже боялись ответить, потому что…
Раввин Михаил Самсонов. …чтобы не нарваться, да?
Раввин Борис Грисенко. Да. Но кто-то что-то о Дании слышал, знаете. Но, на самом деле, в процентном отношении самые большие жертвы Холокоста понесла Еврейская Община Польши.
На тот момент среди ашкеназских евреев мира – самая, что ни на есть, религиозная часть еврейства. И мало того, что это была наиболее религиозная часть еврейства. Но, на самом деле, именно там жили главные иудейские раввинистические авторитеты ортодоксального мира.
Раввин Михаил Самсонов. Ну, это традиционно в Польше. Достаточно по кладбищам пройтись, и глянуть, кто похоронен там, и что он написал. Вот эти знаменитые хасидские дворы, вот эти династии. Конечно же, да, польские евреи в этом плане отличались.
Хорошо. Давайте попробуем, может, предварительный вывод у меня такой напрашивается. Получается так, что причиной разрушения Второго Храма была беспричинная ненависть при выполнении заповедей, при добрых делах. Затем все вернулось на круги своя после разрушения Храма. Вернулось то же самое понимание праведности еврея, которое… вот, как оно трактовалось до разрушения Второго храма. Это продолжалось веками народ с этим жил, периодически случались разного рода трагедии, рецептура не менялась, да?
Раввин Борис Грисенко. Ни в коей мере! Как нужно было объяснять эти трагедии?
Раввин Михаил Самсонов. А как нужно было это объяснять, действительно? Из объяснений что мы здесь находим?
Раввин Борис Грисенко. А объяснение было одно: наши грехи. Раввины говорили: «Это из-за ваших…» Или наиболее такие, искренние раввины говорили: «Это из-за наших, то есть всех нас, вместе включая нас, раввинов, грехов».
Доходило до какой-то, ну, скажем так, я употреблю такое жесткое выражение – «религиозной шизофрении». Кому-то это может не понравится, это можно заменить. Доходило до того, что евреи, которые придерживались всех заповедей, вели жизнь настолько святую, что им могли позавидовать современные монахи в тех странах, где эти евреи жили; евреи, нравственности которых завидовали многие христиане, когда они подвергались этим преследованиям, преследованиям, скажем, ну, я так, наиболее известные назову: крестоносцев, преследованиям из-за пасхального навета, когда чудовищная клевета на еврейский народ была, что они как бы берут христианских младенцев и на Пасху… кровь… и так далее, когда евреев обвиняли в том, что они специально отравляют колодцы, и вот это причина чумы и холеры, -не мене чудовищная, потому что, ну, вы представляете, если бы евреи отравляли колодцы там, где они сами жили, где бы они брали чистую воду?
Раввин Михаил Самсонов. И чума их не берет, да?
Раввин Борис Грисенко. И чума их не берет, понимаете! И вот, вы знаете, что происходило? Когда их, действительно совершенно несправедливо, без всякой конкретной вины громили, гнали, лишали имущества, мучили, выгоняли из одной страны за другой, а потом насильно заставляли креститься (для многих евреев сейчас само слово – это символ национального позора и унижения), и просто убивали, иногда мучительно, и вот те, многие из этих правовернейших, таких ортодоксальных иудеев, которых сейчас очень трудно найти в самом ортодоксальном иудейском обществе, по признанию самих современных раввинов, когда они шли на смерть, когда они шли в изгнание, когда они восходили на костры инквизиции, они публично каялись в тех грехах, в которых они не были виновны. Они кричали о том, что Бог наказывает их за их личные грехи.
Это удивительный феномен! Этот просто для нас, возможно, сейчас непонятный. Для них — это была теодицея — как бы оправдание Бога Израиля. Но, на самом деле, они не оправдывали этим Бога Израиля. Они просто оправдывали свою религию, которая давно уже отклонилась от веры…
Раввин Михаил Самсонов. …которой нужно было дать какое-то обоснование, ее правильности, и всего, происходящего с ними, нужно было истолковать в контексте понимания вот этой религии.
Раввин Борис Грисенко. С другой стороны, придумывая себе грехи, в которых они вообще не были виновны, публично каясь перед другими евреями и перед, так называемыми, христианами (которые назывались христианами, а были кровожаднее самых страшных идолопоклонников), они таким образом пытались доказать, что основание их веры непоколебимое.
Вы представляете, какое глубокое посвящение религиозному, простите меня, обольщению?
Раввин Михаил Самсонов. Может ли быть крепкой ложная вера? – вот риторический вопрос. Конечно же, может. До смерти, причем. До смерти!
Раввин Борис Грисенко. Вы знаете, я недавно прочел небольшую книжку Ицхака Башевис-Зингера, которая называется «Раскаявшийся» («Баал Тшува») об одном светском еврее, пережившем войну, и все ужасы, и потом сбежавшем, наконец, на Запад, в Америку, там достигшим материального процветания, и пришедшем к кризису, к моральному кризису в своей семье, в своей жизни, и уехавшему в Израиль, чтобы найти новый путь. И вот, он как бы рассказывает, автор, свой жизненный путь, и как он стал ортодоксом среди цанзких хасидов – один из хасидских дворов, о которых, наверное, мало кто слышал из наших слушателей.
И вот, он рассказывает о своих сомнениях. И он, в частности, говорит об одном из этих сомнений. Он говорит, что «меня мучили мысли такого плана: как же так, если ортодоксальный иудаизм прав, как же это можно примирить с тем, что самая страшная катастрофа европейских евреев произошла в Украине, во время хмельничины, когда, согласно твоей же вере, еврейство в этой части мира, в Польше и в Украине, достигло высшей точки духовного расцвета и высшей точки религиозной нравственности?»
В этой книге не приведено ответа, потому что отвечать тут нечего. Он просто говорит, как он боролся с этими мыслями.
Раввин Михаил Самсонов. Это похожий вывод по Второй Мировой войне. Похожий вывод! Одни и те же вопросы рождаются периодически в истории один за другим, по мере того, как происходит какая-то трагедия. Правильно? Потом проходит время, человеку свойственно забывать (а группа людей, она забывает дольше, но вес равно забывает), все возвращается на пути своя, идет поиск теми путями, которые, собственно к этой праведности, с точки зрения Бога, не приводят ни разу, опять случается какая-то трагедия, опять очередной бросок размышления, пять общепринятое решении все забыть и делать также, как делали. Удивительно!
Раввин Борис Грисенко. Понятно, что тех, скажем, отцов Талмуда (я условно так говорю), которые оставили вот эти первые рассуждения о причинах разрушения Второго Храма, потому что причины разрушения Первого Храма ясны, они четко прописаны в Библии.
Раввин Михаил Самсонов. Да, в Пророках, и все об этом знают.
Раввин Борис Грисенко. Что тут говорить? Все вот эти рассуждения, почему был разрушен Первый Храм, они появились только потому что что-то нужно было делать с причинами разрушения Второго. И все евреи сравнивали это; все евреи, которые жили тогда, они сравнивали, и они не могли понять! И даже вот это искусственное объяснение по поводу «синат хинам» – беспричинной, так сказать, ненависти, оно вызывало тут же много недоуменных вопросов. Некоторые из них мы здесь упомянули.
Вот самый простой. Здесь же, в Талмуде, в трактате Йома написано: «А разве не было беспричинной ненависти во времена Первого Храма?»
Действительно, как можно проливать невинную кровь и при этом оставаться в хорошем отношении к тому, кого ты убиваешь? Как? Ну, вот как это все можно?! А вот как: «Разве не сказано: обречены мечу были они с народом моим. Поэтому бей себя по бедру…» (Иехезкель, Иезекииль, 21-ая глава)».
Довольно странные цитаты. Для нас не совсем понятно, как раввины приводили и приводят цитаты из ТаНаХа, из первой части Библии, которую мы привычно называем, ну, может быть не мы, но вообще христиане называют Ветхим Заветом. Там есть своя логика, в которую мы сейчас не будем вникать.
Итак, «рабби Элеезер сказал: вот эта цитата из Библии относится к людям, которые едят и пьют вместе, а потом убивают друг друга острыми словами».
Здесь уже явно прослеживается логический съезд. Но мало этого, «но в этом отрывке говорится только о князьях Израиля, ибо сказано в этом же стихе: «Вопи и рыдай, сын человеческий, ибо он был предназначен для моего народа, он для всех князей Израиля».
Раввин Михаил Самсонов. То есть попробуй разберись, каким образом вот эту часть можно пришить к другой.
Раввин Борис Грисенко. Ага! Взята только одна цитата, и по этой одной цитате якобы доказывается, что беспричинная ненависть таки была в Израиле, но она была только среди князей. Правда, другие авторитеты Талмуда это мнение не поддерживают.
Раввин Михаил Самсонов. М-да… Очень интересно! Я думаю, что при разрушении двух этих Храмов, тут, конечно, совершенно разные причины высвечиваются. Причина разрушения Первого Храма прописана в самом ТаНаХе. Это понятно. И многократно, через разных пророков, которые как предваряли время разрушения Храма, а как постфактум, мы можем видеть, что Бог удалял Свое присутствие из среды народа за постоянное отступничество, за нарушения, и причем нарушения и ритуального характера; нарушения, связанные с идолопоклонничеством; нарушения как бы исходящие прямо из сердца человека; то со Вторым Храмом здесь, с моей точки зрения, здесь совершенно другие причины разрушения.
Можно сказать, что он стал для отправления всех вот этих, говоря народным языком, религиозных потребностей, просто не нужен. Но понимая, что ортодоксальный иудаизм в лице своих основателей отрицал мессианство Йешуа, им нужно было как-то объяснить это и как-то пообещать, что ситуация со временем исправится, «если мы где-то подлатаем, где-то поднажмем, где-то донайдем то, чего не нашли».
А потом отсюда рождались все новые модификаторы Торы, которые находили все новые и новые какие-то нюансики, правила, подправила, и на сегодняшний день мы имеем такое нагромождение всего этого! Как в этом сложно жить, и как по-прежнему это не приводит к раскрытию Божьего величия в народе Божьем!
Раввин Борис Грисенко. Я хочу по поводу этого сказать, по поводу этих нагромождений. Я просто процитирую еще некоторые объяснения разрушения Второго Храма, которые имеются в Талмуде и в другой древней глубоко уважаемой литературе, глубоко уважаемой раввинами литературе под общим названием Мидраши.
Вот из талмудического трактата Бава Меция: «Рабби Йоханан сказал: «Иерусалим был разрушен…
— послушайте! —
только потому…
— заметьте! —
только потому что судебные постановления выносили только по закону Торы».
Я хотел бы сказать, что и в объяснении по поводу напрасной ненависти (я думаю, мы об этом скажем дополнительно), и в этом объяснении есть доля правды.
Но прочтем дальше: «А чему же они еще могли следовать? Беззаконию?
— это в Талмуде зовется, —
А было так, что судьи основывали свои решения на законах Торы, но не шли дальше формальных требований закона».
Послушайте! Это объяснение как-то приближает нас к Новому Завету. Мы видим нечто очень родственное с предупреждениями ребе Йешуа, Который как раз говорил об этом, предупреждая, в первую очередь, духовных вождей Израиля, что это очень опасная практика.
Итак, действительно, это могло быть частью, одной из составляющих, приведших в разрушению Второго Храма, но, конечно же, не главной причиной.
Дополнительно: «Рабби Йоханан Бен Торта сказал: «Почему был разрушен Первый Храм? Из-за идолопоклонства, прелюбодеяния, пролития невинной крови...
— тут все согласно первой цитате, —
Но во времена Второго Храма все заповеди Торы исполнялись, и десятину отделяли.
— важно! —
Почему же и он был разрушен?»
По поводу десятины хочу сказать. Когда люди говорят: «Где заповедь о десятине в Новом Завете?»
Мы можем сказать, что нет заповеди о десятине в Новом Завете (это я по ходу дела хочу сказать), но когда Господь говорит: «Вы не войдете в Царство Небесное, если ваша праведность не превзойдет праведности фарисеев и книжников», — подумайте!
Нормой в народе Израиля было четкое отделение десятины. Но это было недостаточно! Это была формальная только праведность по закону. Насколько же больше должна проявляться Божья праведность в нас в отношении денег сегодня. Это замечание по ходу дела.
Теперь дальше: «Почему же и Второй Храм был разрушен? Потому что люди любили деньги и ненавидели друг друга».
Раввин Михаил Самсонов. Не может быть! Послушайте, Вы удивляете меня вот этими цитатами! Не может быть! Как же так? Ведь известно, что сребролюбие — это современный бич общества, правда? Ведь раньше-то… или нет? И вот, мы читаем, что, оказывается, люди во все времена всегда были одинаковыми, да?
По крайней мере, некоторые мудрецы, вот каждый из них описывает то, что ему кажется более вредным для общества. Кто-то описывает одно, кто-то другое, но все-таки кто-то из них взял и написал про сребролюбие, и не постеснялся…
Раввин Борис Грисенко. Кстати, не только он. Рабби Йоханан Бен Закай (это мы читали для сведения, из трактата Макот) а рабби Йоханан Бен Закай сказал:
«За три греха состоятельные горожане были преданы в руки римлянам…
— слушайте внимательно! —
за то, что они занимались ростовщичеством и брали проценты за ссуду, которая уже была выплачена».
Понимаете, о чем здесь идет речь?
Раввин Михаил Самсонов. У нас с вами сейчас получается современный разговор.
Раввин Борис Грисенко. Очень современный. Послушайте! Это детский лепет по сравнению с пирамидальным ограблением верующих в некоторых современных церквах и некоторых современных, так называемых, христианских движениях. Раввин Михаил Самсонов. Вы знаете, кто-то, послушав наш разговор, может сказать: «Ха! Но ведь их выводы были неверны! Значит, оказывается, нормально! Можно с этим не согласиться!»
Раввин Борис Грисенко. Интересная мысль, правда, как все можно перекрутить на самом деле?
Раввин Михаил Самсонов. Может, кому-то она понравится…
Раввин Борис Грисенко. Вы представляете, можно при нормальной религиозности быть хищниками, волками по отношению к своим по вере, к братьям и сестрам. Но самое волчье отношение тогда, опять же, было детской шалостью по сравнению с тем, что мы встречаем в некоторых современных церквах.
Итак, это не все, что говорил Йохана Бен Закай о причинах.
«За то, что на людях они обещали давать деньги на благотворительность, но не делали это».
О чем это говорит? О точности обличений Йешуа Мессии. Помните, как Он говорил? «Вы трубите о своей благотворительности». Но Он говорил об истинной благотворительности; о той, которую они совершали. Он говорит: «Даже если вы делаете все, о чем говорите, вы полностью лишаете сами себя награды». А здесь говорится еще о чем-то худшем. Но это еще не все.
«За то, что они сняли бремя повинностей с себя и возложили его вместе с налогами на бедняков».
Это Он говорит о богатых вождях Израиля. No cоmment, что называется.
Раввин Михаил Самсонов. Сколько я перечитал разных исторических материалов на тему того, как в разных государствах, в разные исторические эпохи случалось бывало так, что богатые возлагали все налоговое бремя на бедных, уходя от каких бы то ни было налогов, даже самых маленьких.
История повторяется удивительно вообще в разных странах и в разных народах до сего дня. И тогда в Иудее это было, и сейчас мы можем это встретить. И если мудрецы Израиля пришли к выводам, что это привело к такому ужасному явлению, ка разрушение Храма, то есть фактически было убито сердце Израиля, как они понимали...
Раввин Борис Грисенко. Я поздравляю вас с торжеством Мессии, Который смывает слезы печали, отчаяния, страха, безнадежности и открывает восхождение в Небесный Иерушалаим, в грядущий Иерушалаим, где не будет ни слез, ни тоски, ни печали. И все это будет удалено Сыном Давидовым, Сыном Божьим — Йешуа ha’Машиах. Да осветит Он вас и да порадует в эти особенные дни. Барух а-Шем!
Часть 3
Раввин Борис Грисенко. Равве, великий раввин сказал: «Иерусалим был разрушен потому что люди поступали не по справедливости».
Это как раз то, в чем обличал Мессия тех, которые были предшественниками и учителями этого Равве. Итак, мы видим удивительное дело. Мы видим, что спустя десятилетия после разрушения Храма, все-таки наконец раввины стали приходить к каким-то заключениям о причине этой трагедии. Но когда мы изучаем эти причины, записанные в Талмуде и древних толкованиях, перед нами открывается вообще удивительная вещь.
Даже то, что было отобрано для Талмуда (а это произошло, начиная с конца аж II века и дальше), даже то, что было отобрано в цензурованных Мидрашах (потому что все это прошло сильнейшую цензуру), и то, что не устраивало последующих вождей Израиля, чем позже, тем дальше отходивших от Библейского иудаизма, то, что их не устраивало, они просто вычеркивали и убирали из собственного наследия.
Но даже то, что осталось, что было, так сказать, записано, настолько внутренне противоречит друг другу, и именно в этом ключевом вопросе, именно в этом важном для всякого думающего вопросе. И кстати, не только для всякого думающего еврея, но и для всех интересующихся Библией и путями Бога Израиля.
Именно в этом важнейшем вопросе все объяснения были настолько противоречивыми, и остаются противоречивыми, что никто их современных ученых, из современных раввинов, из современных толкователей не может это примирить между собой.
О чем это говорит? Об одной простой вещи. Сколько бы ни было этих объяснений тогда, сколько бы ни появилось позже, они все обходят молчанием одну главную причину. Как ни странно, эта главная причина косвенно соотносится с мнением большинства раввинов: беспричинная ненависть в иудейской среде.
Помните, как Йешуа сказал: «Говорю вам, что возненавидели Меня напрасно».
Хочу сказать, в древнейшем сохранившемся тексте Евангелия от Матфея, вот эти слова «возненавидели Меня напрасно» выражаются теми же самыми еврейскими словами, которые употребляются для обозначения беспричинной ненависти в объяснениях поздних раввинов – синат хинам.
На самом деле, действительно, перед разрушением Храма внутри иудейского народа начал подниматься такая взаимная вражда и неприязнь, которая потом переросла в ненависть.
В осажденном Иерусалиме, который был со всех сторон обложен римскими легионами, началась настоящая гражданская война. И Веспасиан, и Тит, они не спешили со штурмом, они ждали, пока евреи перережут друг друга.
Но откуда это пришло? Это пришло из отвержения Сына Божьего, из, сначала — насмешек, невнимания к Нему и к Его словам, а потом — раздражения, презрения, и, наконец, ненависти – той самой ненависти, которая привела Его на суд Пилата и дальше.
Дорогие! Это причина причин. Мы знаем, что когда на Кресте Мессия сказал: «Свершилось!» завеса Хаарам была разодрана сверху донизу – шехина вышла из Святое Святых. И это то, о чем пророчествовал Господь, говоря: «Вот, оставляю вам ваш дом пустым».
Потому что не Храм сам по себе был сердцем Израиля, а особенное Божье присутствие в Нем, не Богослужение было само по себе духовной арматурой Израиля, так сказать, а Дух Святой, Который наполнял это Храмовое служение. Ни жертвы спасали сами по себе. Жертвы были только тенью будущей абсолютной Вечной Жертвы Машиаха. Когда эта Жертва была принесена, Руах ha’Кодеш, Дух Божий покинул Храм и последующие 40 лет то, что там происходило, было делом рук человеческих, и не более того.
В то же время мы знаем, что Бог дал эти 40 лет не случайно. Бог дал эти 40 лет для того, чтобы еврейский народ, которого Бог не отвергал ни после Голгофы, ни после того, как вожди Израиля стали преследовать сначала Стефана, затем и других верующих, Бог не отвергал Свой народ и хотел, чтобы этот народ пришел к познанию своего Бога в Сыне Мессии – Царе Иудейском.
Только тогда, когда основная часть народа присоединилась к своим вождям, все это время жестко отвергавшим Йешуа – свое Спасение и своего Бога, только когда основная часть народа однозначно выбрала эту позицию: идти за своими вождями в любом случае и не слушать своего Бога, когда то, что Он говорит, не соответствует их понятиям, традициям и национальной гордости, – только тогда Господь уже убрал руки, и пришли римские Навуходоносоры.
Раввин Михаил Самсонов. Да, очень интересно! Я так думаю, что очень небольшое количество евреев на сегодняшний день знают о подобного рода дискуссиях, которые происходили после разрушения Второго Храма. Вот так бывает, общаешься с людьми, которые говорят, что «мы – народ Торы», и что «главная книга — это Тора».
И начинаешь спрашивать: «А что вы имеет в виду? Что вы берете из Торы в объяснение тех или иных своих слов или поступков?»
Скажу так, как правило, люди, это их бросает в тупик. Они не знают, что такое Тора; они не знают, о чем она пишет; они не знают, к чему она ведет человека. То есть они привыкли во многом просто говорить что-то на эту тему.
Это беда, и я думаю, что она должна быть разрешима; разрешима служителями, которым не безразлична судьба Израиля, которые должны доносить то, что, на самом деле, написано в Божьем Слове. Потому что вот сейчас мы прочитали не из Торы, но даже этого никто не знает. Прошу прощения, не то, что никто, но многие, большинство этого даже не знают.
Раввин Борис Грисенко. Хотя, в первую очередь, именно Талмуд изучается в иудейских ешивах разной денаминационной направленности, синагогах и так далее. И, собственно говоря, саму Тору в узком смысле, как Пятикнижие Моисеево, верующие иудеи знают только как повод для талмудических толкований и других Мидрашей.
Раввин Михаил Самсонов. Конечно, вот, приведенный перечень мнений показывает, что на определенном этапе, среди людей, небезразличных к происходящему, просто была какая-то паника. Каждый понимал по-своему причины происходящего, и эти понимания все настолько разные, настолько выделяют разное главное, Вы правильно сказали, что кроме действительно главного и действительно единственно правильного. Совершенно верно!
Что я хотел бы сказать? Интересно получается! Ведь фарисеи — предшественники современных раввинов, те, которые положили начало раввинистическому иудаизму – ведь они, по большому счету, выиграли от разрушения Храма.
Раввин Борис Грисенко. Что Вы говорите, Миша?!
Раввин Михаил Самсонов. Получается так, что они выиграли от разрушения Храма, и я даже настаиваю на этом. Я вот вспоминаю, я читал, что…
Раввин Борис Грисенко. По-моему, это, не правда ли, это уже слишком смело?!
Раввин Михаил Самсонов. Я читал, что между фарисеями и саддукеями была кровная вражда.
Раввин Борис Грисенко. Это да!
Раввин Михаил Самсонов. Это было обусловлено тем, что в истории взаимоотношений этих двух главных, на определенном этапе, религиозных партий, там было много противоречий, и вообще много вражды и много крови. Известно, что саддукеи – это были власть имущие в Израиле на то время, это были священники, это были олигархи своего времени…
Раввин Борис Грисенко. …аристократы…
Раввин Михаил Самсонов. …аристократы своего времени…
Раввин Борис Грисенко. …богачи, с одной стороны, олигархи своего времени, но в первую очередь, аристократы, которые гордились древностью своего княжеского рода.
Раввин Михаил Самсонов. Да-да-да. А фарисеи — это больше были люди из простого народа. И у них было разное понимание того, что считать святыми книгами, что считать важным, что считать второстепенным, и как относиться к Храму. Фактически монополию на Храм, на то, что там происходит, имели саддукеи, они собирались там в праздники. И могли общаться в уже перестроенных Иродом в этих обширных дворах и в колоннадах, но не более того.
Да, и на определенном периоде истории Израиля однажды саддукеи устроили такие гонения на фарисеев, вплоть до того, что просто распинали их на крестах. Мы знаем, тысячи фарисеев были распяты саддукеями на крестах. Между этими двумя партиями была действительно кровная вражда, о которой Вы говорите.
Раввин Борис Грисенко. С другой стороны, зафиксирован в фарисейских же Писаниях факт, когда в диспуте один из главных вождей фарисейства откусил пол-уха у первосвященника – вождя саддукейской партии, чтобы тот стал не дееспособным, как священник, согласно Торе; согласно Торе, которой точно буквально придерживались саддукеи.
Раввин Михаил Самсонов. Я почему-то, извините, вспомнил один знаменитый боксерский поединок из недавнего прошлого, когда один чемпион бывший откусил ныне действующему что-то в районе уха. Хорошо, к чему я веду. Так вот, когда мы читаем о том, кто были среди главных обвинителей Йешуа, среди кого разворачивались разговоры на тему того, что с Ним нужно делать, — мы видим, что, в основном, это были саддукеи.
Раввин Борис Грисенко. Саддукеи, на самом деле.
Раввин Михаил Самсонов. Фактически, когда Йешуа вообще апеллировал кому-то, обличал кого-то, то есть таким образом Он боролся за покаяние. Ведь Он не просто обличал, знаете, бросая обвинения для того, чтобы пригвоздить к столбу. Он же боролся за покаяние! В дальнейших книгах Брит Хадаша мы видим, что многие, многие обратились к Нему! Многие из фарисеев обратились к Нему, связав воедино то, что они знали из Торы, видя Кто Он, видя Его дела, и увязывая это с пророчествами.
Раввин Борис Грисенко. Причем, нигде не говорится, что «многие из саддукеев обратились к Йешуа». Но говорится, что «многие из фарисеев и книжников обратились к Нему». Потому что, на самом деле, в какой-то мере до прихода Йешуа, это была едва ли не самая прогрессивная в духовном смысле религиозная партия в Иудее.
Раввин Михаил Самсонов. Да, и мы видим, что Он был и принимаем, хотя с презрением, они призирали. Он был принимаем в домах у них, Он с ними общался и так далее.
Раввин Борис Грисенко. То есть до поры до времени там был раскол у фарисеев по отношению к Йешуа.
Раввин Михаил Самсонов. В понимании Его миссии и вообще Его Личности. Да.
Что получается дальше? Получается так, что когда вот эта вот главенствующая веками, главная партия в Израиле – партия саддукеев – вот когда был разрушен Храм, она потеряла то, что давало ей это главенство. Мы видим, что с этого времени, это был действительно период большого такого непонимания, большого такого тупика у всех. Но потом бразды правления взяли как раз фарисеи. Они смогли сохраниться, организоваться, у них не было жесткой привязки к Храму, они не были так зациклены на Торе, и поэтому им было не сложно потом придумать, как объяснить теперь отсутствие жертвы, как объяснить многие другие вещи, которые уже не могли быть использованы в религиозной практике, потому что не было Храма, где это все нужно было делать.
Раввин Борис Грисенко. А саддукеи просто сошли с религиозной исторической арены, потому что без Храма они фактически не могли быть саддукеями.
Раввин Михаил Самсонов. Поэтому я и говорю, что фарисеи от этого всего выиграли. Вы знаете, что на сегодняшний день…
Раввин Борис Грисенко. Да, с этой точки зрения тут трудно с вами поспорить.
Раввин Михаил Самсонов. Вы-то знаете, что на сегодняшний день, конечно, у многих потомков саддукеев, вот так осторожно можно сказать, у них есть почетная особенная роль во время синагогальных встреч в Шабат: их вызывают первыми к чтению Торы, если это потомки священнического рода, что выходит из их фамилии с соответствующими корнями.
Раввин Борис Грисенко. Да, хотя это «вилами по воде написано». Но современные раввины, если они скажут прямо, что вообще фамилия сама по себе ничего не доказывает, то они косвенно подвергнут основание от своего же собственного раввинистического иудаизма.
Раввин Михаил Самсонов. Да, очень интересно! Я почему-то вспомнил знаменитый в Советском Союзе фильм, один из моих любимых, любимый даже самый советский фильм «Тот самый Мюнхгаузен».
Там есть одна интересная сцена, когда Мюнхгаузен уже он исчез на какое-то время, весь город просил его отказаться от всех этих глупостей, от его вранья, от всех этих рассказов о полетах на ядрах, о том, как он боролся один с турками и как вытаскивал себя за волосы из болота. И когда он от всего этого отказался и исчез, так вот, весь город и его семейство вдруг начало пропагандировать его чудеса, его выставив, как покойного для того, чтобы показать, что все это правда, что все это дорого, что все это наша ценность…
Раввин Борис Грисенко. …как предание! Как святое предание о безвременно ушедшем от нас великом Мюнхгаузене.
Раввин Михаил Самсонов. Да, и я хочу сказать, что на этом, конечно же, заработали хорошую копеечку там, помню по сюжету этого фильма.
К чему это я все? Что, конечно же, вот эта печаль по Храму, я боюсь говорить что-то в этом плане саркастически – действительно, это воспевалось, воспитывалось, как такой национальной трагедией, им это действительно трагедия была – и разрушение Первого Храма, и разрушение Второго Храма, здесь и по чувствам было бы крайне неприлично. Но ведь ни одна из причин не попадет в объяснение того, почему это действительно произошло. Не попадает!
Если разобрать, какие были найдены причины, какие события были потом, к каким выводам приходили, что исповедовали, на что «нарывались» опять, как потом все это переживали и опять повторялись в своих заблуждениях, — получается так, что ни одна из причин не были приняты во внимание по-настоящему из настоящих причин. То есть, неужели история ничему не учит? Или же здесь просто борьба за сохранение своей позиции в народе Божьем.
Раввин Борис Грисенко. Безусловно, последнее являлось, как мы видим, основной причиной для поиска таких странных причин, опровергающих одна другую и самих себя.
Напоминаю, что для всех этих причин разрушения Второго Храма, причем в отличие от Первого, употребляются цитаты из Пророков, которые говорят о причинах разрушения Первого Храма.
Это настолько сильное дополнительное противоречие! Просто о нем договорились не говорить. Договорились не говорить!
Раввин Михаил Самсонов. Спасибо, что были с нами. Благословений вам от Великого Бога Израиля. Шалом!
Часть 4
Раввин Борис Грисенко. Благодаря некоторым древним Мидрашам, толкованиям еврейских мудрецов, мы можем увидеть, в какой среде они оказались после разрушения Храма, что вообще стало с искренними иудеями, которые не верили в своего Мессию, но тем ни менее считали, что они четко придерживаются веры отцов.
«После разрушения Храма стало в народе Израиля много отшельников, прушим…
Прушим есть – это то же самое, что фарисеи, имеется в виду «отделенных». Это не признак того, что они принадлежали к партии фарисеев, они могли принадлежать к самым разным направлениям, но они стали отшельниками, то есть отделили себя от общества Израиля. Заметьте, что именно после разрушения Храма стало в народе Израиля так много отшельников.
и они не ели мяса и не пили вина.
Сказал им равви Иегошуа: «Почему вы отказываетесь от мяса и вина?»
Они же ответили: «Как будем есть мясо, подобное тому, что возносилось на жертвенник? Как будем пить вино, подобное тому, что приносилось в возлияние на жертвенник?»
И тут не совсем ясная ситуация, а ситуация эта в том, что мясо, которое не освящалось принесением части его на жертвенник в Храме, было некошерным. Вино, от которого не отделялось то, что должно было возливаться на жертвенник в Храме, было некошерным, то есть запрещенным к употреблению.
Сказал им равви Иегошуа: «Если так, не ешьте хлеб в память о хлебных приношениях в Храме, не ешьте фрукты, подобные тем, что приносили в Храме в Шавуот,…
Раввин Михаил Самсонов. Логично.
Раввин Борис Грисенко. Разумно!
и даже не пейте воду в память о той, что черпали в Суккот из источника Шелох".
Слушали отшельники и не отвечали. Тогда сказал равви Иегошуа: «Не оплакивать Храм мы не можем. Наши глаза видели его великолепие, наши глаза видели его в огне. Но и жить, отказавшись от всего, что может напомнить Храм, невозможно».
Опять же, тут скрыты более глубокие причины, что всякие продукты, от которых не отделялась маасер, то есть специальная десятина, от которых не приносились жертвы, они были непригодны с точки зрения Торы к употреблению.
Как сказал равви Иегошуа до того: «Только такие постановления следует издавать, которые выполнимы для большинства».
Вот здесь я хочу обратить внимание ваше!
«Только такие постановления следует издавать, которые выполнимы для большинства».
Итак, в этом суть раввинистической системы. При всей массе ее запретов, которые осложняют жизнь ортодоксального иудея, при всех многочисленных хитросплетениях раввинистической Галахи, на самом деле, весь этот иудаизм, он построен на развалинах Храма.
В основание этого иудаизм положен принцип: чтобы наша власть сохранялась – власть знатоков Торы, власть мудрецов, которые будучи фарисеями, положили начало так называемым, современным раввинам, — чтобы наша власть сохранялась, чтобы народ нам подчинялся, чтобы они не искали выхода вне рамок нашей религиозной системы, мы можем, имеем право и даже должны отменять ряд постановлений Торы, или игнорировать их, и выпускать такие постановления, которые выполнили для большинства.
Раввин Михаил Самсонов. Как это явление называется «современная политика», и это похоже, в какой-то степени, на такой духовный популизм.
Раввин Борис Грисенко. И еще прочту.
«Выдающийся танай, то есть мудрец Талмуда, рабби Ишмаэль сказал: «Поскольку Храм разрушен мы по праву можем запретить себе есть мясо и пить вино. Но мы не навязываем это большинству, поскольку оно может счесть это бремя для себя непосильным. А раз нечестивцы, римляне распространили свою власть, издавая законы против нас, запрещая нам изучать Тору,...
— это после восстания Бар-Кохбы, —
исполнять заповеди, обрезать младенцев, то у нас есть право запретить себе вступать в брак и рожать детей в мир...
— потому что, когда писал это рабби Ишмаэль, правильное заключение брака и правильное освящение младенцев было невозможным, —
но это приведет только к самоуничтожению потомков Авраама...
— и дальше слушайте внимательно, дорогие! Слушайте внимательно, это очень важно! —
Лучше оставить детей Израиля в покое, пусть они лучше делают то, что делают ненамеренно, нежели сознательно нарушают заповеди».
Для меня, когда я впервые это прочел, это было потрясающим по искренности признанием творцов современного иудаизма, что с самого начала это уже был не иудаизм Торы, не иудаизм Библии, а вообще новая религия, которая сохранила из Библейского иудаизма только то, что посчитали полезным ее творцы – раввины.
Раввин Михаил Самсонов. Не хотите ли вы сказать, что в последней прочитанной фразе имеется в виду: «Давайте не будем народу объяснять все, как оно должно быть, чтобы нарушая то, чего они не знают, нельзя нарушать, чтобы они были чисты перед собой и совей совестью. Потому что, если мы научим их правильно, и они узнают, то у них появятся вопросы к нам», — правильно?
Раввин Борис Грисенко. Естественно! И появятся вопросы: «Подождите! Если вы считаете более великими тех, которые были руководителями народа перед разрушением Храма, если вы называете себя их последователями, то зачем нам такой иудаизм, который привел к такой трагедии и лишил нас, как евреев, возможности исполнять больше половины заповедей Торы?"
Представляете? Ведь современный иудей не может исполнить больше половины заповедей Торы! Теоретически не может без Храма, священства, без жертвенника и жертвы это невозможно. И для того, чтобы предотвратить эти неудобные вопросы, для того, чтобы укрепить свою власть в новых обстоятельствах, раввины, таннаи и так далее, они мужественно, смело создали новый иудаизм.
Раввин Михаил Самсонов. М-да. Ну, вот, потому, видать, мы все это и наблюдаем веками, читаем об этом в истории, читаем, как все это ходит по замкнутому кругу. Я вот что подумал сейчас. Сама по себе ситуация с таким вниманием к этой дате – 9 Ава – может быть тоже не случайно. То есть своего рода такой печалью подчеркнутой, завышенной. Ведь самые строгие предписания относятся именно к дню 9 Ава.
Раввин Борис Грисенко. За исключением Йом Кипура.
Раввин Михаил Самсонов. Строже! Строже! В этот день, в отличие от Йом Кипура, нельзя ничего читать из Торы, кроме книги Эйха, кроме книги Иова, кроме некоторых фраз из книги пророка Иеремияху. В этот день, предписывается, чтобы в ночь на 9 Ава вообще, если ты хочешь особенным образом как бы познать печаль, нужно спать на земле и под голову класть камень. Именно в этот день в синагоге нужно сидеть босиком, без обуви. Именно в этот день…
Вот я прочту немножечко именно из этой книги. И вот здесь, в этой старой книге рассказывается о том, как, в частности, как вот в сефардских общинах «синагогальный чтец, выходя к Торе в день Тиш Баав, обращался к ней с такими трогательными словами:
«Плачь, о Тора, ибо ты лишилась красоты своей в сей день…
Раввин Борис Грисенко. Это, кстати, правда!
Раввин Михаил Самсонов. Конечно!
ибо бросал в кивот горсть пепла, приговаривая: «Пепел на месте красоты». Особенно отличалось вечернее богослужение при наступлении поста. Тогда в синагоге зажигались огни, чтец садился на ступени кивота, а служанка обходила и тушила все свечи, кроме одной, находящейся на маленьком столике перед чтецом.
После этого вставал какой-нибудь убеленный сединами старец и обращался к присутствующим на общепринятом в той местности языке – раш, на испанском или английском, смотря в какой стране с такими словами: «Столько-то лет прошло со времени разрушения Первого Храма, столько-то лет прошло со времени разрушения Второго Храма, а мы еще не удостоены избавления. Тот, во дни которого храм не восстановлен, подобен тому, во дни которого храм разрушен!» Эти слова встречались громким плачем молящихся.
Затем следовало чтение книги Эйха (Плач Иеремии), сначала слабым шепотом, который потом постепенно возвышался, прерываемый восклицаниями молящихся: «Увы, горе!» или «О, Боже, вспомни!..
— «Увы, горе!» — это знаменитое «Азохен вэй» на идиш, —
Иногда свиток помещался не на стол, а на согбенную спину одного из молящихся, который становился для этого на колени. Это должно было напоминать о славе Сиона, лежащей в прахе».
Я хочу сказать, что вот такого рода традиции, традиции печали, такой подчеркнутой печали, они буквально вскорости сменялись обычным течением жизни, обычной радостью. В общем-то, это нормально для человека. Но что я хочу сказать. Знаете, вот, я как-то подумал, что не потому ли все, или скажем так, очень многие печальные события в истории Израиля собрали специально на этот день, чтобы в остальные дни не думать о проблемах, не думать о причинах, не думать о том, что действительно может помочь разобраться. Вот то, о чем мы с вами говорим, показывает, что настоящих-то причин, по большому счету, не то, что не искали, но, зная их, старались обходить.
Может быть, вот с этим связано особенное такое выделение дня 9 Ава?
Раввин Борис Грисенко. Вы знаете, конечно, стоит подумать над таким предположением. Я думаю, есть еще другое возможное объяснение. Дело в том, что все-таки совесть искренних раввинов, она была как бы внутри себя разделена, и они понимали, что корень всех бед Израиля — перед разрушением Храма. Не само разрушение Храма – корень всех бед, а где-то там, перед. Даже в Талмуде они сохранили ряд удивительных сообщений. За 40 лет то Талмуда огромные двери Святилища (не Святая Святых, а Святилища), которые открывали восемь сильных мужчин, сами собой раскрылись. Это вообще было теоретически невозможно. И как бы ветер подул и специально горевший огонь Меноры, символизирующий Божье присутствие в Храме, потух. Эти записи есть в Талмуде.
Раввин Михаил Самсонов. И раскрывались эти двери потом неоднократно.
Раввин Борис Грисенко. Да, к сожалению. С одной стороны, к сожалению. С другой стороны, это говорит об искренности, хотя бы в определенной мере, ряда авторов Талмуда. Там же, и в Мидрашах древних приведены и другие знамения. Потому что в жертве Йом Кипура, красные нити, висевшие на завесе и отделявшие Святилище от Святое Святых, превращались в белые. И вот это перестало происходить за 40 лет до разрушения Храма. Это как раз, по всем современным исследованиям, год, когда произошло распятие, и воскрешение, и вознесение Машиаха , Мессии Йешуа. Слава Богу за эту честность хотя бы в какой-то мере некоторых авторов Талмуда.
Раввин Михаил Самсонов. Ну, видно! Определенно видно, что многие хотели разобраться по-настоящему.
Раввин Борис Грисенко. Действительно! Смотрите, что получается. Раввины понимали, что шехина ушла из Храма за 40 лет. То есть не только в последние пару десятилетий эта ненависть возобладала. Но она какой-то особенный удар нанесла по народу Израиля в год гибели и воскрешения Мессия, точно в согласии с пророчеством Даниила. И вот они постарались сосредоточить многие трагические события еврейской истории в день разрушения Храма, как бы напоминая другим, что этот день явился переломным моментом в истории еврейского народа.
То есть они понимали, что, на самом деле, Храм ничем заменить невозможно – это с одной стороны. С другой стороны, они заменили Храм. И для того, чтобы убедить евреев, что надо оставаться под их властью и что новый иудаизм есть лишь продолжение старого, хотя в обедненной форме, они убедили, и веками убеждали, и сейчас продолжают убеждать евреев в том, что Храмовое Богослужение можно заменить воспоминанием о Храмовом Богослужении. И можно просто читать о том, как проходило это Храмовое Богослужение, и Богом это невероятным образом будет зачтено читающим, как будто бы они в реальном Храме участвовали в реальном святом служении.
Вот в этом плане известна история, которая произошла в одной синагоге, здесь, кстати, в Украине, просто около 100-а лет назад. Один раввин, вот как раз к 9 Ава объяснял, что «для нас сейчас воспоминания о Богослужении, когда мы читаем вслух рассказы о Богослужении, о том, что делал священник, что делал первосвященник, какую жертву приносили и так далее, — это воспоминание, читаемое вслух, заменяет само Храмовое Богослужение».
На следующий день в ту лавку, где этот же раввин был хозяином и продавцом, зашел один из его синагогальной паствы. И этот еврей попросил отобрать ему такие-то, такие-то, такие-то товары на кругленькую сумму. Когда раввин все выложил и запаковал, этот практически толковый еврей взял этот большой сверток и пошел к дверям.
Раввин сказал: «Э-э! Слушай, Мойша! Где деньги?!» — А тот сказал: «А-а-а! Сейчас!»
Он остановился, развернул перечень товаров, и четко, и ясно вслух прочел наименование каждого товара и цену. Потом закрыл этот перечень, снова взял сверток и сказал: «Ребе, вы вчера нас учили, что читаемый вслух перечень того, что бы мы должны были делать, если бы стоял Храм, заменяет сами действия. Я все прочел», — повернулся и ушел.
Я думаю, эта история как раз очень хорошо показывает перед 9 Ава и нам, верующим в Йешуа, как опасны религиозные игры, заменяющие, подменяющие, смазывающие Слово Божье человеческими преданиями.
Раввин Михаил Самсонов. И выворачивающими наизнанку, до состояния наоборот.
Раввин Борис Грисенко. Лишь бы убедить нас, что подчиняясь каким-то религиозным вождям, и в то же время живя, как мы хотим, мы обеспечиваем себе спасение и являемся праведными в глазах Бога.
Часть 5
Раввин Борис Грисенко. Но что очень хочется отметить в этой передаче, что в еврейской традиции, в иудейской традиции есть не только то, что старается отдалить, так сказать, простой народ от понимания событий 9 Ава и не дает реального выхода к Богу. Но есть и другое.
В еврейской традиции, даже в современном иудаизме, есть немало хорошего. В частности, в отношении 9 Ава, часть таких истинно озабоченных судьбой народа и стремящихся, пусть по-своему приблизиться к Богу, говорит о том, что в трагедии 9 Ава, в самой трагедии есть выход, что Бог, допустив эту трагедию, таким образом воспитывал Свой народ и старался открыть ему глаза на его реальное духовное состояние и привести к Самому Себе.
Но это так и есть! На самом деле, это так и есть! Поэтому, вы знаете, странно, в Шабат перед 9 Ава традиция предписывает радоваться, и даже радоваться больше, чем обычно, и даже некоторые из старинных иудейских записей говорят о том, что в этот день можно устроить себе пир такой, как устраивал Соломон. Странно! Перед самой трагической датой!
Все дело в том, что народ должен понять: Бог не бросил и не оставил его, несмотря на его грехи, несмотря на его преступления, несмотря на его ошибки, несмотря на уклонение от Божьего пути. Потому что завет Бога Израиля со Своим народом через Авраама, Ицхака, Яакова, он есть Вечный Завет, завет с Давидом есть Вечный Завет. И хотя Синайский Завет был временный, никогда Бог не расторгнет Вечный Завет со Своим народом. И даже установления Нового Завета подтверждают это, как мы читаем в пророчестве пророка Иеремии в 31-ой главе. И вот, вот эта струя в еврейской традиции, она учит видеть руку заботливого и милостивого Бога даже в таких страшных событиях.
На самом деле, это происходило и после разрушения Первого Храма. Пророк Иеремия, который был совестью Израиля в то время, он говорил, он восклицал, он кричал о том, что хотя как бы сердце падает внутри него, видя все происходящее, но надежда на Бога Израиля не умирает, и он видит духовными глазами, как милосердие Божье, даже в самых страшных условиях, обновляется каждое утро кол всем Его детям.
В этом отношении очень интересный древний еврейский афоризм «йерида ле-цорек алия», что значит «нисхождение готовит восхождение». Конечно, разрушение Храма, и Первого, и особенно Второго – это одно из самых глубоких нисхождений в истории еврейского народа. Но именно благодаря этому нисхождению, для многих евреев заново открылся Мессия. Они вспомнили, как он пророчествовал, что скоро произойдет эта трагедия, и они вспомнили, что Апостолы многократно и тысячи мессианских евреев в то время, тысячи, обращались ко всем, кто хотел слушать и предупреждали, что скоро Храм, опустошенный от Божьего присутствия, будет опустошен физически. Потому что на смену всем жертвам временным пришла Вечная Жертва Машиаха.
Кроме того, мы знаем, что после разрушения Храма те тысячи, и тысячи, и тысячи язычников, которые колебались между ортодоксальным, так сказать, иудаизмом, и мессианским иудаизмом – иудаизмом, который открывал Мессию, они окончательно выбрали Божий вариант, Новый Завет, Брит Хадаша с домом Израиля, и с домом Иуды, и со всеми, кто присоединился к ним.
Сейчас мы живем в такое время, когда заново переосмысливаются многие древние события, когда Слово Божье становится мерилом для все большего количества христиан, с одной стороны, а с другой стороны, для все большего количества евреев. К сожалению, это происходит пока в среде светских евреев, в основном. Но не за горами прозрение многих ортодоксальных иудеев, как об этом пророчествует Божье Слово.
В отношении же 9 Ава, которое стало отмечаться постом уже вскоре после разрушения Первого Храма, есть очень интересное слово у пророка Захарии в 7-ой главе, с 1-го стиха он говорит:
«И было в год четвертый (правления) царя Дария, было слово Бога к Зехарйе, в четвертый (день) девятого месяца — кислэйва. И послали Бэйтэйль Сарэцэр, и Рэгэм Мэлэх, и люди его просить перед лицом Бога, сказать когенам (священникам), которые в доме Бога Воинств (Адонай Цваот), и пророкам так: плакать ли мне в пятый месяц, воздержаться ли, как делал я это уже столько лет?..
— воздерживаться от пищи, —
И было слово Бога Воинств ко мне, чтобы сказать: скажи всему народу земли…
— я читаю по современному ортодоксально-иудейскому переводу, —
скажи всему народу земли и когенам (священникам) так: когда постились вы и были в трауре в пятый и в седьмой (месяц)...
— и уже семьдесят лет, —
для Меня ли вы постились? И когда едите вы и когда пьете, разве не вы (сами) едите и (не) вы (сами) пьете? Ведь (для вас) слова, которые провозгласил Бог через пророков (прежних), когда был населен и спокоен Йерушалаим и города вокруг него и Нэгэв и низменность населены были.
Дальше Дух Божий проговорил через пророка Захарию народу, той части народа, которая хотела слушать, что им делать в этой ситуации, когда Храм еще не был восстановлен, но малый остаток переселился из плена на Святую Землю.
И дальше, в 8-ой главе через пророка Бог Израиля говорит так:
«А ныне Я не (таков),…
— 8-ая глава, с 11-го стиха, —
как в дни (прежние), для остатка народа этого,...
— вот это выражение «остаток народа» — очень важное! Это именно те, которые в то время следовали за Господом (малый остаток!), исполнили волю Божью и переселились в землю Иегуды, в Обетованную Землю, чтобы восстанавливать, прежде всего, храм, —
Ибо семя благополучным (будет), лоза виноградная даст плод свой, и земля даст урожай свой, и небеса дадут росу свою; и отдам все это во владение остатку народа этого» И будет: как были вы проклятьем среди народов, дом Йеуды и дом Йзраиля, так Я спасу вас, и будете благословением. Не бойтесь, да укрепятся руки ваши!
— это звучит очень современно! И мы видим, что кое-что предварительно стало исполняться на земле Израиля в физическом плане и среди евреев, возвращающихся к своему Богу в диаспоре, —
Ибо так сказал Бог Воинств: как решил Я навести зло на вас, когда разгневали Меня отцы ваши и не отменил (приговор Свой), Так Я снова решил в эти дни сделать доброе Йерушалаиму и дому Йеуды. Не бойтесь!
И 19-ый стих: Так сказал Бог Воинств, Господь Саваоф...
— в синодальном переводе, —
или Адонай Ц-ваот: пост четвертого (месяца) и пост пятого (месяца), и пост седьмого (месяца), и пост десятого (месяца) будет для дома Йеуды радостью, и весельем, и праздниками хорошими, правду и мир любите (цэдэк и шалом любите)».
Шалом – это значит, как известно, не только мир, это значит также и полноту, и гармонию, и цельность, которую может дать каждому верующему в Него и всему народу только Сам Бог.
Вот комментарии к этому, современные ортодоксальные иудейские комментарии. Хочу обратить ваше внимание на них.
«Захария возвращается к основной теме, ответом на вопрос, которым обратились к нему евреи Персии…
Если вы помните, они спросили только о посте пятого месяца. Ответ более широкий.
Итак, пост четвертого месяца, 17 числа месяца Таммуз, в этот день халдеи пробили внешнюю оборонительную стену и ворвались в Йерушалаим. Город держался еще три недели, хотя судьба его была предрешена. Пост пятого месяца – это девятое число месяца Ав…
Вот это та дата, о которой мы собственно и говорим сегодня.
Вечером этого дня загорелся Храм. Пост седьмого месяца третьего дня месяца Тишрей – знак траура по поводу убийства Гедальи.
На самом деле, здесь может иметься в виду также пост в Йом Кипур. Потому что этот пост был главным постом седьмого месяца. И, на самом деле, всегда был главным постом.
Пост десятого месяца. Десятого числа месяца Тевет. Во времена пророка Захарии этот пост связывали с первым окружением Йерушалаима во времена Навуходоносора. Итак, Бог говорит: Эти посты будут для дома Йеуды радостью, и весельем, и праздниками хорошими.
Когда?
Это будет возможно только во времена Машияха, когда человеку будет дана возможность увидеть, что все без исключения события истории вели к возрождению, и в, частности, возрождению народа. Пророк Исаия говорит, что в будущем Всевышний обратиться ко всему миру: «Утешайте, утешайте народ Мой! Обратитесь к сердцу Йерушалаима!» И каждый день тяжелого прошлого превратится в глазах людей в новую ступень приближения к Богу и станет радостью».
Итак, современный раввинистический комментарий говорит (послушайте!), что этот пост 9 Ава, также как и другие традиционные еврейские посты, превратятся в дни радости и добрых праздников. Когда? В дни Машияха. Но мы уже живем в дни Машияха! Дни Машияха наступают с первым приходом Машияха, который состоялся около 2-х тысяч лет назад. И именно потому что этот первый приход Машияха был не распознан вождями Израиля и затем большинством народа, именно поэтому был разрушен Второй Храм.
Каждый, кто знает: Машиях пришел, каждый, в ком Машиях Израиля живет, имеет право, согласно пророчеству, которое было дано около двух с половиной тысяч лет назад, уже не печалиться, не нагнетать грусть и тоску на себя в этот день, но праздновать Божью победу. В этом как раз исполняется вот эта здравая струя в еврейской традиции, говорящая, что все трагедии, которые происходили в истории евреев, Бог поворачивал так или иначе к лучшему, рано или поздно.
И даже, как комментировал эту мысль основатель хасидизма Бааль Шем Тов: «В самой трагедии уже скрыто семя победы, торжества и великой радости».
Вот именно об этом мы не только не должны забывать, именно на этом мы должны делать акцент в эти трагические для всех ортодоксальных и консервативных иудеев дни. И мы можем радоваться не в противовес им, без гордости и превозношения, не для того, чтобы подчеркнуть какие мы хорошие, мудрые и знающие, в отличие от них, но в поддержку наших братьев, еще не открывшимся Божьей славе; в поддержку тем, которые читают Библию, а на духовных глазах которых все еще лежит пелена.
Почему? Потому что она снимается только Мессией! И когда пелена снимается, трагедия превращается в торжество, в триумф, как написано во 2-ой главе Второго к Коринфянам. И каждый, с кем это происходит, он по праву входит в триумфальную процессию Царя Царей и становится распространителем Его торжества и славы по всей земле.
Именно о таких, сначала евреев, потом и других, но в первую очередь, евреев, как говорит Послание к Римлянам, 1-ая и 2-ая глава и говорится в конце 8-ой главы пророка Захарии, когда Дух Божий через пророка возвещает, что в конец времен десять людей из самых разных племен…
«…схватятся десять человек из всех народов разноязычных и держаться будут за края одежды еврея, говоря: пойдем с вами, ибо слышали мы, что с вами Бог».
Мы живем во времена, когда исполнение и этого пророчества приближается! Только всем евреям, которым это уже открылось, опять-таки ни в коем случае нельзя превозноситься не только над их еврейскими братьями, еще не познавшими своего Мессию.
Но, конечно же, нельзя превозноситься над верующими из других народов. Потому что здесь описана роль Израиля, как слуги для всех народов земли. Не как господина, но как слуги.
Я хочу поздравить всех еврейских верующих, которые нас слушают. Мы живем в славное время! Пророчества, которые веками, казалось, не могут быть исполнены, исполняются на наших глазах. И каждый искренний еврей, каждый искренний человек с обрезанным сердцем, может стать прямым исполнением этих пророчеств.
Я поздравляю вас с торжеством Мессии, Который смывает слезы печали, отчаяния, страха, безнадежности и открывает восхождение в Небесный Иерушалаим, в грядущий Иерушалаим, где не будет ни слез, ни тоски, ни печали. И все это будет удалено Сыном Давидовым, Сыном Божьим – Йешуа ha’Машиах. Да осветит Он вас и да порадует в эти особенные дни. Барух а-Шем!
Последнее: 26.07. Спасибо!