Еврейские праздники — не просто традиции и знаменательные даты одного народа. В их праздновании заложена глубина Бога, потому что через каждый еврейский праздник открывается та или иная грань отношений Бога с Его народом.
Пурим - самый веселый праздник еврейского календаря, рассказывающий нам о нависшей угрозе уничтожения Божьего народа и о чудесном его избавлении.
События этого праздника записаны в Книге Есфирь (Мегилат Эстер, или Свиток Эстер). Главные действующие лица этой книги: персидский царь Ахашверош (Ксеркс Ι), его жена − царица Эстер (Есфирь), ее двоюродный брат и воспитатель Мордехай и визирь царя − Аман.
В V веке до н.э. большинство евреев жило на территории Персии, куда они были переселены во времена Вавилонского завоевания. В то время Персией правил царь Ахашверош. В городе Шушан (Сузы) он построил себе роскошный дворец. В его правление персидская держава была могущественным государством, границы которого достигали долины Инда, а на западе – Эфиопии и Ливии. Ксеркс Ι окружил себя ослепительной роскошью, щедрой рукой раздавая дорогие подарки, устраивая многодневные дорогостоящие пиры.
Название праздника происходит от слова пур, что означает «жребий», поскольку Аман бросил жребий, определивший дату уничтожения евреев в Персидском царстве на 13-е число месяца адара. Так Аман хотел «решить еврейский вопрос». Адар — последний месяц еврейского календаря, который начинается с нисана (в этот месяц празднуют Пейсах). Пурим всегда, даже в високосный год, празднуется за месяц до праздника Песах, чтобы избавление от Амана примыкало к избавлению из Египта.
Узнав о нависшей угрозе уничтожения, еврей Мордехай и весь народ начали поститься и молиться, чтобы Бог открыл план спасения через царицу Эстер. Она открыла царю Ахашверошу сущность коварного плана Амана, и злодей был повешен на той виселице, которую он построил для еврея Мордехая.
Пурим — праздник Божьей защиты Его народа от врагов. Этот праздник не был дарован нам Всевышним, как другие наши праздники: Пейсах, Шавуот, Суккот, Рош hа’Шана. Пурим не сопровождался чудесами явления славы Всевышнего. Наблюдая за событиями, рассказанными в Мегилат Эстер, мы можем заметить «случайные» события. Несколько не связанных между собой происшествий, сложившихся вместе лишь в конце всей истории.
Вначале пир, устроенный Ахашверошем, оказался для царицы Вашти роковым, и Эстер заняла ее место. Эстер послушалась Мордехая и не раскрыла того, что она еврейка, до времени, когда об этом нужно было сказать (имя Эстер переводится как «совершенно скрою», а также «мирт», «благоухание»). Поскольку Эстер стала царицей, она смогла в будущем, благодаря своему высокому положению, во-первых, успокоить подозрения Амана, пригласив его принять участие в своей трапезе, а во-вторых, убедить царя спасти ее народ.
Заговор двух евнухов против царя, случайным свидетелем которого стал Мордехай. Сообщив об этом царю через Эстер, он спас жизнь царю Ахашверошу. Это событие было записано в царских хрониках, где и осталось забытым до решающей ночи, когда «сон бежал от царя».
Царь назначил Амана на высокий пост, и поэтому все должны были преклониться перед вновь возвышенным потомком Агага. Мордехай отказался делать это. Аман, уверенный в своей власти и в своем влиянии даже на царицу Эстер, пригласившую его на пир, построил виселицу и явился просить царского разрешения повесить Мордехая как раз в тот момент, когда Ахашверош узнал, что именно Мордехай когда-то спас ему жизнь.
Читая Мегилат Эстер, и не зная, как все эти обстоятельства сложились в конце истории, можно поверить, что перед нами всего лишь череда каких-то событий, никак не связанных между собой.
Стоит сказать, что всем участникам этой истории так и казалось, потому что они-то не видели конца истории. Все, что они могли делать, когда коварный план Амана стал известен, это взывать к Всевышнему о милости.
Надо также сказать, что в то время в Вавилоне жили те евреи, которые не хотели возвращаться в землю Израиля, когда это было возможно. «Кто есть из вас, из всего народа Его, да будет Бог его с ним, и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме» (Ездры 1:3). И таких людей, которые не захотели вернуться на родину в Израиль, было немало.
Период в истории Израиля, описанный в Мегилат Эстер, назван периодом сокрытия лица. Это такое состояние, когда люди не ощущают Божественного управления миром, они в растерянности, не знают, как поступить. Им кажется, что Бог скрылся, оставил мир на произвол «случайных сил».
Имя Эстер переводится как «сокрытая» − никто не знал, что она еврейка, пока не пришло время от Бога, чтобы узнали об этом. Всемогущий Бог Израиля показал особенность такого времени (когда Он действовал как бы из-за завесы) тем, что в этой уникальной книге Библии ни одно из имен Божьих ни разу не упоминается.
Рука скрытого, но неизменно Живого Бога Израиля незримо присутствует во всех событиях этой книги, потому что только Он один мог так свести воедино и перевернуть происходящее тогда в столь чудесное избавление вместо полного уничтожения.
«Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя!» (Числа 6:25)
Нам нужен свет Его лица, и когда Он скрыл Свое лицо, мы начинаем блуждать во тьме. В Брит Хадаша написано:
«Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Йешуа Мессии, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1-е Иоанна 1:6,7).
Невозможно иметь общение с Ним и быть во тьме. Человек, который не имеет общения с Всевышним, находится во тьме и начинает думать, что его жизнь подвержена влиянию случая, обстоятельств, других людей.
Аман бросал жребий и готовил план уничтожения евреев, и казалось, что обстоятельства уже невозможно изменить, потому что царский указ скреплен печатью и его уже нельзя отменить. Но, оказалось, можно написать другое письмо.
Что мы можем увидеть в данной истории, полной «случайных» событий? Когда людям казалось, что уже ничего нельзя изменить, и некоторые готовы были торжествовать победу, были и такие люди, которые доверяли Всевышнему, и по их молитвам Всевышний отменил приговор врага и явил Свою победу.
И сегодня, в эти дни, читая Мегилат Эстер, мы можем сказать: «Не важно, какие обстоятельства меня окружают, важно, чтобы Он осветил меня светом Своего лица, и тогда любые приговоры и планы врага будут рассеяны, и Всевышний явит мне свою победу». Аминь.
Источник — baruhaba.org.ua
Последнее: 26.07. Спасибо!