Начало еврейского мессианского движения
Статья написана в 2009 году (прим. редакции).
В начале 1970-х значительное число евреев отдало свои жизни Иешуа и пришло к убеждению, что они должны называться мессианскими евреями, а не христианами. На это есть несколько причин. Одна — это история институционального христианства и его влияние на еврейский народ. С еврейской перспективы христианство было движением полу-язычества, гнёта и антисемитизма. Мы хотели позиционировать себя таким образом, чтобы еврейский народ смог посмотреть ещё раз на Иешуа без барьеров их заранее сформированных представлений о христианстве. Кроме того, мы в действительности хотели распространять правду о том, что еврей, пришедший к вере в Иешуа, призван по-прежнему идентифицировать себя со своим еврейским народом и жить как его часть. В Римлянам 11:29 говорится о том, что еврейский народ является предметом непреложного Божьего избрания и призвания. В Римлянам 11:5 еврейские верующие в Иешуа называются спасённым остатком Израиля.
Мы хотим, чтобы наши люди увидели, что принятие Иешуа не значит предательство и отказ от еврейского наследия. Если мы не живём как часть нашего народа, мы не демонстрируем себя как спасённый остаток, освящающий целое (Римлянам 11:16). Основание еврейских мессианских общин является центральной частью видения. Мы также видели еврейских верующих в Иешуа, живущих и идентифицирующих себя как евреев, являющихся ключом к благовестию в последние дни и катализатором для спасения всего Израиля. Некоторые из нас также понимали, насколько это важно — донести в то же время весть о том, что мы едины с Телом верующих в целом. Это было немного противоречиво, поскольку мы были единственным движением, которое исповедовало единство с Телом Мессии и при этом не использовало слово “христиане” для самоназвания.
История последних 35 лет была одним из наибольших успехов мессианского движения: сотни общин были созданы в Соединённых Штатах, сотни — в Европе, России и Украине, и около ста — в Израиле, вместе с общинами, разбросанными по Южной Америке, Африке и Австралии. Все они выросли из горстки общин, которые существовали до 1975 года.
Современная ситуация
Сейчас 2009 год и мы видим, что до сих пор большая часть еврейских верующих в Иешуа находится в христианских церквях и называют себя христианами. Кроме того, это большинство не живёт еврейской жизнью и часто сильно сопротивляется еврейскому мессианскому призыву. Они и их дети ассимилируются в нееврейском мире и не укрепляют спасённый остаток Израиля, но наоборот уменьшают число еврейского народа. Вполне вероятно, что последующие поколения вообще могут не идентифицировать себя как евреи.
Как-то я говорил с лидером одной еврейской миссии, который рекомендовал еврейским верующим в Иешуа членство в церкви. Он абсолютно не видел имеющее место уменьшение Израиля/евреев. Ассимиляция для него не была проблемой. Я указал ему на то, что если бы не ассимиляция, сейчас в мире были бы сотни миллионов евреев. Войны и погромы, в которых было убито много людей, не могут сами по себе объяснить демографическую ситуацию. Наша численность составляет всего лишь 13 миллионов в соответствии с основными еврейскими статистическими данными. Мессианские евреи, считающие евреями и детей еврейских отцов, добавляют ещё несколько миллионов к этой картине, но это все равно небольшое число с точки зрения мирового населения.
Готовы ли мы потерять сотни тысяч ассимилирующихся евреев в церквях? (Конечно, есть исключения и есть некоторые примеры евреев в церквях, приверженных еврейскому стилю жизни.) Существует ли миссия, направленная на них, что-то, что можно сделать, чтобы восстановить их и их детей в нашем народе?
Некоторые боятся идеи еврейского призвания
Идея еврейского призвания, провозглашаемая мессианскими евреями, является угрозой ассимиляции мессианских евреев, которые воспринимают её как идею, отвергающую их опыт и приверженность христианским церквям. Пасторы также напуганы: они думают, что если их прихожане-евреи примут эту идею, они потеряют их. У многих из этих христиан-евреев был положительный опыт в церквях. Они наслаждаются христианским наследием и ценят его, и большинство из этого наследия действительно достойно этого! Кроме того, многие были приобретены для Иешуа через мощное свидетельство своих друзей-христиан. Современные евреи значительно больше контактируют с христианами, чем с мессианскими евреями. Если эти христиане демонстрируют им реальность Иешуа в их жизнях, то естественно, что эти евреи пойдут за ними в их церкви.
Некоторые мессианские евреи настолько сильно удручены этим процессом, что они хотят призывать христиан не приобретать евреев для Иешуа. Они говорят, что только мессианские евреи должны это делать, чтобы новообращенные оставались в еврейском мире. Это не оправдывается Писанием. Христиане призваны в Римлянам 11 заставить евреев ревновать.
Ответ: мега-перемены в церковном руководстве
Я убеждён, что ответ на это — перемены в пасторском руководстве церквей. Церковные лидеры должны принять доктринальную основу, согласно которой их прихожане-евреи идентифицируют себя как евреи и живут как евреи. Об этом предупреждал Р. Кендал Соулен (R. Kendall Soulen) в своей книге “Бог Израиля и христианская теология” (The God of Israel and Christian Theology). В этом монументальном исследовании Соулен в подтверждение своей мысли цитирует еврейского ортодоксального теолога Михаэля Вышгорода, который утверждал, что мы не увидим полное раскаяние в антисемитизме в церквях, пока пасторы и церкви не начнут учить своих крещенных прихожан-евреев, что они призваны жить своей еврейской жизнью, основываясь на Торе. Без церковных лидеров, которые будут учить о реальности еврейского призвания, христиане-евреи в церквях не будут принимать это призвание серьёзно.
Недавно я общался с четырьмя еврейскими пасторами больших христианских церквей, пришедших к убеждённости в том, что это правда. Они сами приняли свою еврейскую идентичность и сейчас пытаются привлечь своих прихожан-евреев к тому, чтобы присоединиться к ним в создании пространства для еврейской идентичности, еврейского стиля жизни и празднований, и в то же время принимая христианскую культуру для большинства членов. Один из них даже основал еврейскую мессианскую общину в рамках своей церкви. Хотя и не в первую очередь, но я должен выразить признательность Билу МакКартни (Bill McCartney) и Рейли Вашингтону (Raleigh Washington) из “Promise Keepers” и “Road to Jerusalem”. Как афроамериканский лидер церкви, Рейли был особо эффективным. Он первым указал на собственную идентичность как афроамериканца и её важность для него. После чего он отметил, что еврейская идентичность в Иешуа ещё более важна, потому что она дана в Писании для мировых исторических целей.
Ещё слишком рано судить об этом, но что произойдет, если это станет тенденцией? Давайте помечтаем! Что если, отталкиваясь от этого, в церквях будет всё больше и больше евреев, идентифицирующих себя как мессианские евреи и объединившихся в еврейские мессианские группы, связанные с церквями и одновременно с еврейскими мессианскими синагогами? Сможем ли мы когда-нибудь увидеть их детей, возвращающихся к своему еврейскому призванию и совершающих алию (становящихся гражданами и жителями государства Израиль)? Может некоторые могли бы учиться быть лидерами еврейских мессианских общин? Такие изменения могли бы укрепить всё движение.
Давайте не будем оставлять ассимилирующихся евреев-христиан!
Со своей стороны я не хочу отказываться от ассимилирующихся евреев-христиан в церквях и видеть их потерянными для еврейского общества! Многие из них — зрелые христиане. Я не желаю отказываться от надежды на изменение в понимании руководства церкви. Такие усилия, как “Toward Jerusalem Council II”, наша попытка увидеть церкви вместе с еврейским мессианским движением, и “Road to Jerusalem”, у которой были подобные цели (проведенная К. МакКартни и Р. Вашингтоном), могли бы сыграть важную роль в содействии этим “мега” переменам. Во всяком случае, требуются большие перемены. А если так, и что-то из этого придёт в Израиль, мы бы были существенно ближе к тем 144 тысячам в земле Израиля, описанным в 7 главе Откровения. Это был бы большой шаг к “Весь Израиль спасётся” и “жизнь из мёртвых”. (Римлянам 11:25-28,15)
Автор — Ден Джастер / tikkunministries.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!