Евреи в христианских церквях

Евреи в христианских церквях

Много лет назад Билл МакКартни (бывший руководитель команды Promise Keepers) начал новое служение под названием “Дорога в Иерусалим”. Это служение идёт рука об руку с мессианскими евреями и содействует спасению еврейского народа.

Удивительный диалог между мессианскими евреями и христианами был начат Биллом МакКартни и Рейли Вашингтоном. Большинство еврейских участников этого диалога были частью мейнстримного мессианского еврейского общинного движения. Некоторые не были представителями этого движения, но были евреями из христианских церквей. Дискуссия касалась вопроса Божьего предназначения для еврейских верующих и того, может ли это предназначение быть исполнено в христианских церквях. Это было занятное, дружеское и зрелое общение. Вся проблема вращалась вокруг стиха Рим. 11:29, где Павел говорит о еврейском народе в целом: “В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны.” Иногда мы забываем о серьёзных успехах и консенсусе, который развился в христианских и еврейских мессианских кругах. Все согласились с тем, что евреи, верующие в Иисуса, — всё ещё евреи, и они разделяют предназначение и непреложное призвание еврейского народа. Это чудесно и удивительно! Но в вопросе о том, что же включает в себя это призвание, не было такого единства, и ещё меньше его было между двумя группами еврейских верующих относительно вопроса о том, может ли это призвание быть исполнено в нееврейской церкви.

Спор: мессианские евреи могут быть только в еврейских мессианских общинах?

Лично я не нашёл библейских требований для евреев быть членами только еврейских мессианских общин, а не христианских церквей. В случае Антиохии в книге Деяний и в других общинах, насаждённых в Римской империи в те годы, мы видим общины, в которых были и евреи, и неевреи. Однако это всё было до развития христианской (нееврейской) культуры. (Хотя и существуют местные культурные особенности, есть только одно всеобъемлющее Тело Мессии, состоящее из евреев и неевреев.)

В нашем диалоге некоторые страстно утверждали, что если мессианские евреи не находятся в еврейских мессианских общинах (включающих в себя евреев и неевреев), они ассимилируются и не будут больше играть свою роль как часть еврейского народа.

Евреи пребывающие в христианских церквях утверждали, что они всё ещё идентифицируют себя как евреи и призваны в такие церкви, чтобы принести еврейское присутствие и еврейский привкус в общину.

В ответ было замечено, что в результате этого наши дети будут воспитываться в основном в нееврейском культурном контексте, где они не будут отождествлять себя со своим народом. Было отмечено, что в этой дискуссии не участвует никто из детей вчерашних известных евреев-христиан. Где они? Бог обещал сохранить Израиль как отдельный народ. Разве мы не видим, что без отличительной культуры нет отдельного народа? Мы должны сотрудничать с Божьим желанием сохранения народа. Действительно, ассимиляция — серьёзный вопрос, потому что благодаря естественному приросту населения с первого века сегодня должны иметься сотни тысяч еврейских верующих, даже несмотря на преследования и Холокост. Мы потеряли миллионы евреев из-за ассимиляции. Кроме того, если мы хотим видеть благовестие внутри еврейской среды, мы должны быть общинами, которые являются еврейскими по своей культуре, там где эта культура не противоречит Писанию. Это аксиома сегодняшних миссий, и миссионеров учат именно тому, что наиболее эффективный способ достижения людей — это создание движения по благовестию внутри самой культуры.

Возражением на это была мысль о том, что мы можем сохранять еврейскую культуру в своих семьях и на личном уровне, не будучи частью еврейских мессианских общин.

На что, в свою очередь, было сказано, что еврейская жизнь является общинным вопросом, а не индивидуальным. Несомненно, для христиан-неевреев наш внутриеврейский диалог был увлекателен. Однако, я бы попробовал другой подход.

Еврейское призвание и двойное воспитание

Вопрос в том, как нам быть с убеждением, что евреи, которые следуют за Иисусом, всё ещё призваны жить и идентифицировать себя как евреи? Как мы можем инициировать мощное движение следования за Иешуа в еврейской среде? Хотя жизнь в Израиле и не решает всех вопросов, это безусловно даёт нам преимущество, потому что мы живём среди еврейского народа, говорим на иврите и празднуем библейские праздники как часть своей национальной культуры. Однако евреи, живущие за пределами Израиля, также важны. Если мы всё ещё имеем часть в Божьих дарах и призвании еврейского народа, и мы должны быть отдельным народом, то нам следует признать невозможность оставаться отдельным народом без отдельной культуры. Культура огромного множества церквей имеет библейские еврейские корни, но в культурном плане она не еврейская. Стили музыки, праздники, язык, еда и образ мыслей — всё это попросту не еврейское. Христианские культуры развивались веками благодаря творческому заимствованию из Писания и творчеству христианских народов. От гимнов Баха и Уэсли до мощной христоцентричной литургии исторической Церкви, радостных рождественских песен — везде мы находим прекрасную культуру, уходящую корнями в Библию, но культуру, которая не является еврейской. Если мы растим своих детей в этих церквях, они будут чувствовать себя уютнее скорее в христианской культуре, чем в еврейском культурном контексте. Потому главным ответом на сохранение еврейской идентичности еврейских верующих должны стать общины с еврейским образом жизни. Нельзя не заметить, насколько велико влияние культуры на формирование личности. Потому я полностью поддерживаю еврейские мессианские общины, связанные в единстве с христианскими церквями, учения которых основаны на Библии. Я отдал этому движению 33 года. У меня также есть глубокий и богатый христианский опыт, потому я могу понять ценность христианских культур.

jews-christian-churches2

Возможности для евреев в христианских церквях

Есть и ещё одна альтернатива, которая остаётся в основном теоретической. О ней говорится в работах методистского богослова Р. Кендалла Соулена. Они вместе с ортодоксальным богословом Михаэлем Вышоградом утверждали, что Церковь должна полностью отказаться от теологии замещения (суть которой в том, что Церковь заменила собой Израиль в Божьем плане). Однако этот отказ не будет полным, пока пасторы церквей не начнут учить крещённых в своих церквях евреев тому, что они призваны жить и идентифицировать себя как евреи. Иначе те, кто желает, чтобы евреи поверили в Иисуса, содействовали бы уничтожению еврейского народа как отдельной нации. Если бы Церковь сделала это, мы бы заметили изменения. Это значило бы, что еврейские члены церкви воспитывали бы своих детей с двойным культурным опытом. Это непростая задача, и это вам могут подтвердить дети миссионеров. Они растут в чужом обществе и хорошо интегрируются в него через язык и культурный опыт, обычно намного сильнее, чем их родители. И при этом в родительском доме и при посещении родной страны они также интегрируются в культуру своих родителей. Хотя у этих детей и могут быть проблемы с идентичностью, многие из них имеют более богатый опыт.

Евреи, которые верят в Иисуса, имеют библейски-культурный мандат быть евреями. И чтобы так и было, очень важно, чтобы пасторское руководство церквей приняло этот мандат, как описывает Соулен в своей замечательной книге “Бог Израиля и христианское богословие” (The God of Israel and Christian Theology). Этого не произойдёт без сильной поддержки церкви. Это также приведёт к тому, что еврейские верующие, находящиеся на территории, где проживает много евреев, могут контактировать с мессианскими общинами и принимать участие в жизни еврейской общины. Изучение иврита, еврейское поклонение, празднование еврейских праздников, подготовка детей к бар-мицве и еврейские свадьбы — это лишь немногое из того, что должно быть установлено. Интеграция в еврейское общество помазанных еврейских верующих очень важна для создания движения в среде народа. Сделать это не поверхностно — непростая задача. Наставничество новых верующих евреев, пришедших к вере через свидетельство этих церквей, в их еврейском призвании, — ещё одна серьёзная задача. Это часть базового наставничества для еврейских верующих.

Я хотел бы призвать всех пастырей прочитать вышеупомянутую книгу Соулена и взять на себя ответственность за поощрение еврейского призвания в еврейских членах ваших церквей. Я призываю всех еврейских верующих в христианских церквях всерьез воспринять непреложное призвание быть частью еврейского народа и жить еврейской жизнью. Если семья сможет это сделать, дети будут как отождествлять себя с еврейским народом, так и ценить христианскую культуру своего воспитания. До сих пор до конца не ясно, насколько это возможно. Однако ясно, что еврейские ученики Иешуа призваны жить и идентифицировать себя как часть своего народа. Реализация этого в рамках преимущественно нееврейской церкви требует серьёзного посвящения и лидерских навыков. Если этого не сделать, то еврейские мессианские общины будут единственным реальным выбором для сохранения еврейской культурной интеграции и целостности.

Автор — Ден Джастер / tikkun.tv
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!